Тема 11 Особенности работы психолога с одаренными
Психологическое сопровождение одарённых детей. Неформализованные методы диагностики одаренности. Правила составления психологической характеристики одаренного ребенка на основе наблюдения. Лонгитюдные исследования одаренности.
Социально-психологические аспекты воспитания одарённого ребёнка в школе. Роль коллектива в воспитании. Психологические условия эффективности воздействия коллектива на личность. Методы воспитания одаренных детей средствами творческого и интеллектуального труда.
Влияние семьи на формирование «Я-концепции» личности одаренного ребенка. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка. Консультативная помощь семье, воспитывающей одаренного ребенка. Особые категории одарённых детей.
Основные проблемы одаренных детей. Спектр проблем одаренного ребенка. Личностное самоопределение: первичный выбор в проблемной ситуации, процессуальность самоопределения способностей и одаренности, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, самореализация в труде. Факторы, определяющие профессиональный выбор. Профессиональная мотивация.
Тема 12 Одаренность и патология
Талант и гениальность – сходство и различия. Феноменология гениальности. Пороги гениальности. Гении-идиоты. Автобиографический метод изучения одарённости. Анализ творчества выдающихся людей.
Соседство гениальности и помешательства. Взаимосвязь способности к творчеству и форм психических отклонений: эпилепсия, невроз, психоз.
История изучения взаимосвязи гениальности и помешательства. Распространённые заблуждения о взаимосвязи гениальности и помешательства. Неадаптивность – черта одарённости (Дж. Сели).
Учебно-методическая карта дисциплины
Для дневной формы обучения
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Количество часов УСР | Форма контроля знаний | |||
Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||||
Тема 1 Эволюция теорий одаренности в психологии 1.1 Психология одаренности и эволюция учения в истории философии и психологии 1.2 Создание психодиагностического аппарата для исследования одаренности 1.3 Развитие взглядов на проблему одарённости в российской психологии | |||||||
Тема 2 Феноменология понятия одаренность 2.1 Одарённость в структуре способностей. 2.2 Виды одарённости. 2.3 Структура одарённости. | опрос | ||||||
Тема 3 Психометрические теории интеллекта и психодиагностика интеллектуальной одаренности 3.1 Интеллектуальная одарённость 3.2 Теоретические основы традиционных тестов интеллекта 3.3 Концепции и диагностика креативности | |||||||
Тема 4 Нейрофизиологические теории интеллекта и конструирование диагностических средств 4.1 «Нейрофизиологический» подход к исследованию интеллектуальной одаренности 4.2 Соотношение психометрического, биологического и социального интеллекта 4.3 Диагностика социального интеллекта и прогноз поведения испытуемого | |||||||
Тема 5 Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к идентификации одаренности 1. Динамическая теория одаренности 2. Динамический подход к идентификации одаренности 3. Диагностика функционального развития интеллекта | |||||||
Тема 6 Обыденные и soft-теории одаренности 6.1 Модель интеллекта Р. Стернберга 6.2 Модель интеллекта Г. Гарднера 6.3 Методы исследования и развития интеллекта | |||||||
Тема 7 Характеристика специальной одаренности 7.1 Исследования соотношения общих и специальных способностей 7.2 Виды одаренности 7.3 Диагностика специальной одаренности | Контроль-ная работа | ||||||
Тема 8 Личность и возрастные особенности одаренных 8.1 Возрастные особенности развития одаренности 8.2 Характерные особенности личности одаренного ребенка 8.3 Целенаправленное развитие творческих способностей | |||||||
Тема 9 Основные тенденции образования одаренных 9.1 Образование как система формирования одаренности 9.2 Личностно-деятельностный подход как основа 9.3 Особенности взаимодействия педагога и одаренного учащегося | |||||||
Тема 10 Методы диагностики одаренности 10.1 Уровни проблематичности диагностики одаренности 10.2 Психодиагностический метод исследования творческих способностей и одаренности 10.3 Диагностический процесс | опрос | ||||||
Тема 11 Особенности работы психолога с одаренными 11.1 Психологическое сопровождение одарённых детей 11.2 Социально-психологические аспекты воспитания одарённого ребёнка 11.3 Основные проблемы одаренных детей | |||||||
Тема 12 Одаренность и патология 12.1 Талант и гениальность 12.2 Взаимосвязь способности к творчеству и форм психических отклонений 12.3 Распространённые заблуждения о взаимосвязи гениальности и помешательства | |||||||
Итого | Экзамен |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
для заочной формы получения образования
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Количество часов УСР | Форма контроля знаний | |||
Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||||
Тема 2 Феноменология понятия одаренность 1.1 Одарённость в структуре способностей. 1.2 Виды одарённости. 1.3 Структура одарённости. | Экспресс-тетсиро-вание | ||||||
Тема 5 Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к идентификации одаренности 1. Динамическая теория одаренности 2. Динамический подход к идентификации одаренности 3. Диагностика функционального развития интеллекта | |||||||
Тема 7 Характеристика специальной одаренности 7.1 Исследования соотношения общих и специальных способностей 7.2 Виды одаренности 7.3 Диагностика специальной одаренности | опрос | ||||||
Тема 10 Методы диагностики одаренности 10.1 Уровни проблематичности диагностики одаренности 10.2 Психодиагностический метод исследования творческих способностей и одаренности 10.3 Диагностический процесс | опрос | ||||||
Тема 11 Особенности работы психолога с одаренными 11.1 Психологическое сопровождение одарённых детей 11.2 Социально-психологические аспекты воспитания одарённого ребёнка 11.3 Основные проблемы одаренных детей | |||||||
Итого | - | Экзамен |
______________А.А. Лытко