Тема 11 Особенности работы психолога с одаренными

Психологическое сопровождение одарённых детей. Неформализованные методы диагностики одаренности. Правила составления психологической характеристики одаренного ребенка на основе наблюдения. Лонгитюдные исследования одаренности.

Социально-психологические аспекты воспитания одарённого ребёнка в школе. Роль коллектива в воспитании. Психологические условия эффективности воздействия коллектива на личность. Методы воспитания одаренных детей средствами творческого и интеллектуального труда.

Влияние семьи на формирование «Я-концепции» личности одаренного ребенка. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка. Консультативная помощь семье, воспитывающей одаренного ребенка. Особые категории одарённых детей.

Основные проблемы одаренных детей. Спектр проблем одаренного ребенка. Личностное самоопределение: первичный выбор в проблемной ситуации, процессуальность самоопределения способностей и одаренности, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, самореализация в труде. Факторы, определяющие профессиональный выбор. Профессиональная мотивация.

Тема 12 Одаренность и патология

Талант и гениальность – сходство и различия. Феноменология гениальности. Пороги гениальности. Гении-идиоты. Автобиографический метод изучения одарённости. Анализ творчества выдающихся людей.

Соседство гениальности и помешательства. Взаимосвязь способности к творчеству и форм психических отклонений: эпилепсия, невроз, психоз.

История изучения взаимосвязи гениальности и помешательства. Распространённые заблуждения о взаимосвязи гениальности и помешательства. Неадаптивность – черта одарённости (Дж. Сели).

Учебно-методическая карта дисциплины

Для дневной формы обучения

Номер раздела, темы   Название раздела, темы   Количество аудиторных часов Количество часов УСР Форма контроля знаний
Лекции Семинарские занятия Практические занятия Лабораторные занятия
 
Тема 1 Эволюция теорий одаренности в психологии 1.1 Психология одаренности и эволюция учения в истории философии и психологии 1.2 Создание психодиагностического аппарата для исследования одаренности 1.3 Развитие взглядов на проблему одарённости в российской психологии          
Тема 2 Феноменология понятия одаренность 2.1 Одарённость в структуре способностей. 2.2 Виды одарённости. 2.3 Структура одарённости.       опрос
Тема 3 Психометрические теории интеллекта и психодиагностика интеллектуальной одаренности 3.1 Интеллектуальная одарённость 3.2 Теоретические основы традиционных тестов интеллекта 3.3 Концепции и диагностика креативности      
Тема 4 Нейрофизиологические теории интеллекта и конструирование диагностических средств 4.1 «Нейрофизиологический» подход к исследованию интеллектуальной одаренности 4.2 Соотношение психометрического, биологического и социального интеллекта 4.3 Диагностика социального интеллекта и прогноз поведения испытуемого          
Тема 5 Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к идентификации одаренности 1. Динамическая теория одаренности 2. Динамический подход к идентификации одаренности 3. Диагностика функционального развития интеллекта            
Тема 6 Обыденные и soft-теории одаренности 6.1 Модель интеллекта Р. Стернберга 6.2 Модель интеллекта Г. Гарднера 6.3 Методы исследования и развития интеллекта          
Тема 7 Характеристика специальной одаренности 7.1 Исследования соотношения общих и специальных способностей 7.2 Виды одаренности 7.3 Диагностика специальной одаренности           Контроль-ная работа
Тема 8 Личность и возрастные особенности одаренных 8.1 Возрастные особенности развития одаренности 8.2 Характерные особенности личности одаренного ребенка 8.3 Целенаправленное развитие творческих способностей          
Тема 9 Основные тенденции образования одаренных 9.1 Образование как система формирования одаренности 9.2 Личностно-деятельностный подход как основа 9.3 Особенности взаимодействия педагога и одаренного учащегося          
Тема 10 Методы диагностики одаренности 10.1 Уровни проблематичности диагностики одаренности 10.2 Психодиагностический метод исследования творческих способностей и одаренности 10.3 Диагностический процесс       опрос
Тема 11 Особенности работы психолога с одаренными 11.1 Психологическое сопровождение одарённых детей 11.2 Социально-психологические аспекты воспитания одарённого ребёнка 11.3 Основные проблемы одаренных детей        
Тема 12 Одаренность и патология 12.1 Талант и гениальность 12.2 Взаимосвязь способности к творчеству и форм психических отклонений 12.3 Распространённые заблуждения о взаимосвязи гениальности и помешательства          
  Итого Экзамен




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

для заочной формы получения образования

Номер раздела, темы   Название раздела, темы   Количество аудиторных часов Количество часов УСР Форма контроля знаний
Лекции Семинарские занятия Практические занятия Лабораторные занятия
 
Тема 2 Феноменология понятия одаренность 1.1 Одарённость в структуре способностей. 1.2 Виды одарённости. 1.3 Структура одарённости.         Экспресс-тетсиро-вание
Тема 5 Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к идентификации одаренности 1. Динамическая теория одаренности 2. Динамический подход к идентификации одаренности 3. Диагностика функционального развития интеллекта              
Тема 7 Характеристика специальной одаренности 7.1 Исследования соотношения общих и специальных способностей 7.2 Виды одаренности 7.3 Диагностика специальной одаренности           опрос
Тема 10 Методы диагностики одаренности 10.1 Уровни проблематичности диагностики одаренности 10.2 Психодиагностический метод исследования творческих способностей и одаренности 10.3 Диагностический процесс         опрос
Тема 11 Особенности работы психолога с одаренными 11.1 Психологическое сопровождение одарённых детей 11.2 Социально-психологические аспекты воспитания одарённого ребёнка 11.3 Основные проблемы одаренных детей            
  Итого -   Экзамен

______________А.А. Лытко


Наши рекомендации