ПСИХОЛОГИЯ одаренного ребенка

ПСИХОЛОГИЯ одаренного ребенка

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности

Психология»

Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта высшего образования 1-23 01 04-2013 и учебного плана УО ГГУ им. Ф. Скорины по специальности «Психология», рег. № _________/тип, утв. _____________.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Лытко А.А., доцент кафедры психологии, кандидат педагогических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой психологии

(протокол № 10 от 12.04.2016);

Научно-методическим советом УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

(протокол № _7_ от 01.06.2016 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Психология одаренного ребёнка» носит научно-прикладной характер и предназначена для студентов 4-го курса дневной и 5-го курса заочной форм обучения специальности 1-23 01 04 – «Психология». Учебная программа предусматривает необходимые в практической деятельности специалиста знания, умения, навыки в организации психологического сопровождения и психологической помощи одаренным детям. В ней представлены предмет, задачи, основные теоретические позиции в исследовании психологии одаренности, современные подходы к анализу спектра проблем вокруг этого феномена, рассматриваются представления о специфике работы психолога с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей. В учебной программе раскрываются такие проблемы как организация инструктивно-методической, психодиагностической, психокоррекционной и психотерапевтической деятельности психолога в работе с одаренными детьми.

Особое внимание уделяется проблеме развития профессионального мировоззрения студентов на проблемном поле психологии одаренности с умением самостоятельно осуществлять выбор диагностического аппарата для исследования уровня развития общих и специальных способностей. Представляется возможным формирование навыков оказания консультативной помощи одаренным детям.

Все это согласуется с требованиями действующего Образовательного стандарта по специальности 1-23 01 04 Психология. В частности, современные психологи-практики и психологи-исследователи должны иметь следующие академические и профессиональные компетенции: быть способными вырабатывать новые идеи (креативность) (АК-5), анализировать современные тенденции и проблемы психологической науки (ПК-2), планировать, организовывать и вести педагогическую деятельность в учреждениях среднего и специального образования (ПК-9), планировать и организовывать просветительскую, профилактическую, диагностическую, консультативную и психотерапевтическую работу (ПК-21), разрабатывать психологические рекомендации, программы развивающей, тренинговой и психокоррекционной работы (ПК-29), осуществлять просветительскую, профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную и психотерапевтическую работу (ПК-30), осваивать и внедрять современные психологические инновации в практическую деятельность (ПК-33).

Целью дисциплины является ознакомление студентов с психолого-педагогическими проблемами феноменологии, диагностики и формирования одаренной личности.

Материал дисциплины основывается на ранее полученных студентами знаниях по таким дисциплинам, как общая психология, психология развития, психодиагностика, дифференциальная и педагогическая психология.

Задачами дисциплины являются:

- усвоение методологических принципов идентификации общеинтеллектуальной и специальной одаренности;

- усвоение основных диагностических средств исследования интеллекта и креативности детей и учащейся молодежи;

- овладение навыками диагностической работы педагога-психолога в образовательных учреждениях;

- формирование умений и навыков составления рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей.

В результате изучения дисциплины

специалист должен иметь представление:

– о методологических основах получения психодиагностических данных об общей и специальной одаренности личности;

– о модели профессиональной деятельности психолога с одаренными детьми;

специалист должен знать:

– основные методы психологического исследования общих и специальных способностей;

– психический склад одаренной личности, особенности проявления и распознавания задатков и способностей;

специалист должен владеть:

– методами организации и проведения психологического исследования, сбора и обработки эмпирической информации о личностных, индивидуальных и возрастных особенностях одаренности;

специалист должен уметь использовать:

– современную научную литературу:

специалист должен иметь опыт:

– проведения научно-исследовательских работ в области одаренности.

Дисциплина «Психология одаренного ребенка» предусматривает применение следующих методов и технологий обучения:

- проблемное обучение (проблемное изложение, поисковый и исследовательский методы, контекстная проблематизация);

- коммуникативные технологии, основанные на методах активизации обучения (дискуссии, диалоги, работа в микрогруппах);

- информационные технологии (видеопрезентации психодиагностического процесса и психологической оценки индивидуальности одаренной личности).

Управляемая самостоятельная работа студентов предполагает применение знаний в диагностико-консультативной помощи учащимся старших классов и профильных педагогических классов, в профориентационной работе с ними.

Рекомендуемые средства диагностики знаний студентов:

- онлайн-тестирование;

- устный опрос во время семинарских занятий;

- контрольная работа;

- выполнение творческого задания в форме видеопрезентации;

- экзамен.

Дисциплина «Психология одарённого ребёнка» изучается студентами 4 курса специальности 1-23 01 04 «Психология» со специализацией 1-23 01 04 04«Педагогическая психология».

Общее количество часов – 132; аудиторное количество часов – 52, из которых лекции – 24, включая управляемую самостоятельную работу в объеме четырех часов, практические занятия – 10, семинарские занятия – 4, лабораторные занятия –14. Форма отчётности – экзамен в 7-м семестре.

Для 5-го курса заочной формы получения образования отводится общее количество часов – 218, в том числе аудиторных часов – 10, из них: 6 часов лекционных, 2 часа практических, 2 часа лабораторных занятий. Проводится одна контрольная работа в виде выполнения творческого задания. Форма отчётности – экзамен в 9-м семестре.

Содержание учебного материала

Интеллектуальные вундеркинды. Ранний умственный подъём. Характеристика умственно одарённых детей. Возрастные основы умственного роста. Возрастное развитие активности. Взаимодействие индивидуального и возрастного в одарённости. Характеристика «вундеркиндов».

Теоретические основы традиционных тестов интеллекта.

«Психометрическое» понимание интеллекта (факторный подход). Процедура составления теста. Роль исходной модели интеллекта. Виды моделей: однофакторная (Спирмен), многофакторная (от 6-7 до 120); Терстоун, Гилфорд и др.

Факторные теории и средства диагностики интеллекта. G-фактор интеллекта. Прогрессивные матрицы Равена и тесты интеллекта Кеттелла как примеры факторного подхода к измерению интеллекта. Процедура тестирования интеллекта с помощью теста Равена.

Многофакторные теории интеллекта. Тест структуры интеллекта Амтхауэра как отражение многофакторной теории. Область применения и особенности стимульного материала теста AIST. Диагностика одаренности с помощью AIST.

Когнитивные модели интеллекта. Признание роли социальных условий в развитии интеллектуальных способностей. Бихевиористский подход к процедуре тестирования: регистра­ция только конечного ответа. Использование когнитивной тео­рии как результат неудовлетворенности бихевиористским подходом. Переход от нормо-ориентированных тестов (дающих распределение испытуемых по уровню способ­ностей в соответствии с кривой Гаусса) к критериально-ориенти­рованным тестам.

Иерархические и “обыденные” модели интеллекта. Модель интеллекта Дж.Гилфорда. Структура интеллекта по Дж.Гилфорду.

Критика традиционных тестов интеллекта.

Концепции креативности. Проблема перенесения тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности. Дивергентное и конвергентное мышление. Диагностика креативности: тесты ДЖ. Гилфорда и Э. Торренса.

Для дневной формы обучения

Номер раздела, темы   Название раздела, темы   Количество аудиторных часов Количество часов УСР Форма контроля знаний
Лекции Семинарские занятия Практические занятия Лабораторные занятия
 
Тема 1 Эволюция теорий одаренности в психологии 1.1 Психология одаренности и эволюция учения в истории философии и психологии 1.2 Создание психодиагностического аппарата для исследования одаренности 1.3 Развитие взглядов на проблему одарённости в российской психологии          
Тема 2 Феноменология понятия одаренность 2.1 Одарённость в структуре способностей. 2.2 Виды одарённости. 2.3 Структура одарённости.       опрос
Тема 3 Психометрические теории интеллекта и психодиагностика интеллектуальной одаренности 3.1 Интеллектуальная одарённость 3.2 Теоретические основы традиционных тестов интеллекта 3.3 Концепции и диагностика креативности      
Тема 4 Нейрофизиологические теории интеллекта и конструирование диагностических средств 4.1 «Нейрофизиологический» подход к исследованию интеллектуальной одаренности 4.2 Соотношение психометрического, биологического и социального интеллекта 4.3 Диагностика социального интеллекта и прогноз поведения испытуемого          
Тема 5 Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к идентификации одаренности 1. Динамическая теория одаренности 2. Динамический подход к идентификации одаренности 3. Диагностика функционального развития интеллекта            
Тема 6 Обыденные и soft-теории одаренности 6.1 Модель интеллекта Р. Стернберга 6.2 Модель интеллекта Г. Гарднера 6.3 Методы исследования и развития интеллекта          
Тема 7 Характеристика специальной одаренности 7.1 Исследования соотношения общих и специальных способностей 7.2 Виды одаренности 7.3 Диагностика специальной одаренности           Контроль-ная работа
Тема 8 Личность и возрастные особенности одаренных 8.1 Возрастные особенности развития одаренности 8.2 Характерные особенности личности одаренного ребенка 8.3 Целенаправленное развитие творческих способностей          
Тема 9 Основные тенденции образования одаренных 9.1 Образование как система формирования одаренности 9.2 Личностно-деятельностный подход как основа 9.3 Особенности взаимодействия педагога и одаренного учащегося          
Тема 10 Методы диагностики одаренности 10.1 Уровни проблематичности диагностики одаренности 10.2 Психодиагностический метод исследования творческих способностей и одаренности 10.3 Диагностический процесс       опрос
Тема 11 Особенности работы психолога с одаренными 11.1 Психологическое сопровождение одарённых детей 11.2 Социально-психологические аспекты воспитания одарённого ребёнка 11.3 Основные проблемы одаренных детей        
Тема 12 Одаренность и патология 12.1 Талант и гениальность 12.2 Взаимосвязь способности к творчеству и форм психических отклонений 12.3 Распространённые заблуждения о взаимосвязи гениальности и помешательства          
  Итого Экзамен

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

для заочной формы получения образования

Номер раздела, темы   Название раздела, темы   Количество аудиторных часов Количество часов УСР Форма контроля знаний
Лекции Семинарские занятия Практические занятия Лабораторные занятия
 
Тема 2 Феноменология понятия одаренность 1.1 Одарённость в структуре способностей. 1.2 Виды одарённости. 1.3 Структура одарённости.         Экспресс-тетсиро-вание
Тема 5 Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к идентификации одаренности 1. Динамическая теория одаренности 2. Динамический подход к идентификации одаренности 3. Диагностика функционального развития интеллекта              
Тема 7 Характеристика специальной одаренности 7.1 Исследования соотношения общих и специальных способностей 7.2 Виды одаренности 7.3 Диагностика специальной одаренности           опрос
Тема 10 Методы диагностики одаренности 10.1 Уровни проблематичности диагностики одаренности 10.2 Психодиагностический метод исследования творческих способностей и одаренности 10.3 Диагностический процесс         опрос
Тема 11 Особенности работы психолога с одаренными 11.1 Психологическое сопровождение одарённых детей 11.2 Социально-психологические аспекты воспитания одарённого ребёнка 11.3 Основные проблемы одаренных детей            
  Итого -   Экзамен

______________А.А. Лытко

Перечень лабораторных работ

1. Феноменология понятия одаренности в современной психологии

2. Психометрические теории одаренности и психодиагностика интеллектуальной одаренности

3. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к идентификации одаренности

4. Классификация теорий одаренности

5. Специальная одаренность

6. Методы диагностики специальной одаренности

7. Особенности работы психолога с одаренными

Перечень семинарских занятий и вопросы для обсуждения

Темы практических занятий

Формы контроля знаний

1 Реферативные работы.

Тема 7 Характеристика специальной одаренности

2 Лабораторно-учебные пособия.

Создание 2-х практических руководств к использованию методик выявления одаренности в профессиональной деятельности специалиста

3 Компьютерное онлайн-тестирование в системе ДОТ университета по адресу http://dot.gsu.by/mod/quiz/view.php?id=646

Темы реферативных работ

1 Характеристика общих и специальных способностей.

2 Исследования соотношения общих и специальных способностей в работах С.Л. Рубинштейна.

3 Исследования соотношения общих и специальных способностей в работах зарубежных психологов (Ч. Спирмен, Л. Терстоун).

4 Виды одаренности: критерий дифференциации специальных способностей.

5 Языковая одаренность. Понятие языковой способности.

6 Признаки дифференциации языковой способности и способности к языкам.

7 Типы языковой способности (Ю.А. Кабартов). Диагностика языковой способности.

8 Психологические основы методики преподавания языка.

9 Литературная одаренность. Структура литературной одаренности.

10 Типология литературной одаренности.

11 Характеристика личности с выдающимися литературными способностями.

12 Диагностика литературной одаренности.

13 Математическая одаренность.

14 Исследования признаков и структуры математической одаренности в психологии (по С.А. Гуцановичу).

15 Типы математических способностей (по В. Крутецкому). Уровни развития математической одаренности.

16 Музыкальная одаренность. Исследования признаков и структуры музыкальной одаренности в отечественной психологии.

17 Характеристика личности с выдающимися музыкальными способностями. Диагностика музыкальной одаренности.

18 Техническая одаренность. Компоненты технической одаренности.

19 Особенности технического мышления. Диагностика технических способностей.

20 Методы развития технических способностей.

21 Киберодаренность.

22 Моторная одаренность. Факторы моторной одаренности.

23 Диагностика моторной одаренности.

24 Социальная (лидерская) одаренность. Структура социальной (лидерской) одаренности.

25 Модель социального интеллекта. Диагностика социальной (лидерской) одаренности.

ПСИХОЛОГИЯ одаренного ребенка

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности

Психология»

Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта высшего образования 1-23 01 04-2013 и учебного плана УО ГГУ им. Ф. Скорины по специальности «Психология», рег. № _________/тип, утв. _____________.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Лытко А.А., доцент кафедры психологии, кандидат педагогических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой психологии

(протокол № 10 от 12.04.2016);

Научно-методическим советом УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

(протокол № _7_ от 01.06.2016 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Психология одаренного ребёнка» носит научно-прикладной характер и предназначена для студентов 4-го курса дневной и 5-го курса заочной форм обучения специальности 1-23 01 04 – «Психология». Учебная программа предусматривает необходимые в практической деятельности специалиста знания, умения, навыки в организации психологического сопровождения и психологической помощи одаренным детям. В ней представлены предмет, задачи, основные теоретические позиции в исследовании психологии одаренности, современные подходы к анализу спектра проблем вокруг этого феномена, рассматриваются представления о специфике работы психолога с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей. В учебной программе раскрываются такие проблемы как организация инструктивно-методической, психодиагностической, психокоррекционной и психотерапевтической деятельности психолога в работе с одаренными детьми.

Особое внимание уделяется проблеме развития профессионального мировоззрения студентов на проблемном поле психологии одаренности с умением самостоятельно осуществлять выбор диагностического аппарата для исследования уровня развития общих и специальных способностей. Представляется возможным формирование навыков оказания консультативной помощи одаренным детям.

Все это согласуется с требованиями действующего Образовательного стандарта по специальности 1-23 01 04 Психология. В частности, современные психологи-практики и психологи-исследователи должны иметь следующие академические и профессиональные компетенции: быть способными вырабатывать новые идеи (креативность) (АК-5), анализировать современные тенденции и проблемы психологической науки (ПК-2), планировать, организовывать и вести педагогическую деятельность в учреждениях среднего и специального образования (ПК-9), планировать и организовывать просветительскую, профилактическую, диагностическую, консультативную и психотерапевтическую работу (ПК-21), разрабатывать психологические рекомендации, программы развивающей, тренинговой и психокоррекционной работы (ПК-29), осуществлять просветительскую, профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную и психотерапевтическую работу (ПК-30), осваивать и внедрять современные психологические инновации в практическую деятельность (ПК-33).

Целью дисциплины является ознакомление студентов с психолого-педагогическими проблемами феноменологии, диагностики и формирования одаренной личности.

Материал дисциплины основывается на ранее полученных студентами знаниях по таким дисциплинам, как общая психология, психология развития, психодиагностика, дифференциальная и педагогическая психология.

Задачами дисциплины являются:

- усвоение методологических принципов идентификации общеинтеллектуальной и специальной одаренности;

- усвоение основных диагностических средств исследования интеллекта и креативности детей и учащейся молодежи;

- овладение навыками диагностической работы педагога-психолога в образовательных учреждениях;

- формирование умений и навыков составления рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей.

В результате изучения дисциплины

специалист должен иметь представление:

– о методологических основах получения психодиагностических данных об общей и специальной одаренности личности;

– о модели профессиональной деятельности психолога с одаренными детьми;

специалист должен знать:

– основные методы психологического исследования общих и специальных способностей;

– психический склад одаренной личности, особенности проявления и распознавания задатков и способностей;

специалист должен владеть:

– методами организации и проведения психологического исследования, сбора и обработки эмпирической информации о личностных, индивидуальных и возрастных особенностях одаренности;

специалист должен уметь использовать:

– современную научную литературу:

специалист должен иметь опыт:

– проведения научно-исследовательских работ в области одаренности.

Дисциплина «Психология одаренного ребенка» предусматривает применение следующих методов и технологий обучения:

- проблемное обучение (проблемное изложение, поисковый и исследовательский методы, контекстная проблематизация);

- коммуникативные технологии, основанные на методах активизации обучения (дискуссии, диалоги, работа в микрогруппах);

- информационные технологии (видеопрезентации психодиагностического процесса и психологической оценки индивидуальности одаренной личности).

Управляемая самостоятельная работа студентов предполагает применение знаний в диагностико-консультативной помощи учащимся старших классов и профильных педагогических классов, в профориентационной работе с ними.

Рекомендуемые средства диагностики знаний студентов:

- онлайн-тестирование;

- устный опрос во время семинарских занятий;

- контрольная работа;

- выполнение творческого задания в форме видеопрезентации;

- экзамен.

Дисциплина «Психология одарённого ребёнка» изучается студентами 4 курса специальности 1-23 01 04 «Психология» со специализацией 1-23 01 04 04«Педагогическая психология».

Общее количество часов – 132; аудиторное количество часов – 52, из которых лекции – 24, включая управляемую самостоятельную работу в объеме четырех часов, практические занятия – 10, семинарские занятия – 4, лабораторные занятия –14. Форма отчётности – экзамен в 7-м семестре.

Для 5-го курса заочной формы получения образования отводится общее количество часов – 218, в том числе аудиторных часов – 10, из них: 6 часов лекционных, 2 часа практических, 2 часа лабораторных занятий. Проводится одна контрольная работа в виде выполнения творческого задания. Форма отчётности – экзамен в 9-м семестре.

Содержание учебного материала

Наши рекомендации