Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

План семинарских занятий

Часть 1.

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

1. Психология как наука. Юридическая психология как научно – педагогическая дисциплина.

2. Основные методы психологических исследований.

3. Становление отечественной психологии. Современные психо­логические школы в России.

4. Взаимосвязь психологии и современных наук.

Тема 2. Характеристика познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение)

1. Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека.

2. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Свойства ощущений: качество, интенсив­ность, длительность, пространственная локализация. Пороги ощущений.

3. Восприятие как целостное отражение предметов. Основные свойства восприятия: предметность, це­лостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность.

4. Внимание как психический феномен. Непроизвольное внимание и осо­бенности произвольного внимания.

5. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. Основные виды памяти.

6. Воображе­ние как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Классификация воображения.

Тема 3. Характеристика познавательных процессов (мышление, речь, представление)

1. Природа и характеристики основных видов и форм мышления. Класси­фикация мышления: теоретическое, практическое.

2. Особенности основных типов мышления — понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного.

3. Мышление, речь и язык. Развитие речи в филогенезе: комплексная кине­тическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.

4. Представление как психи­ческий процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент.

5. Типы представлений: представления памяти, представления воображения.

6. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, не­устойчивость, непостоянство. Классификация представлений

Тема 4. Эмоционально-волевые процессы

1. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Характеристики волевых действий.

2. Роль потребностей, эмоций, интересов и миро­воззрения в формировании волевых действий.

3. Структура волевых действий. Компоненты волевых действий. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения.

4. Основные качества воли. Самоконтроль и само­оценка.

5. Виды эмоций и их общая характеристика. Соотношение по­нятий «эмоции» и «чувства».

6. Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Клас­сификация эмоций. Физиологические основы и психологические теории эмоций. Физиологические основы эмоций. Роль второй сигнальной системы в форми­ровании эмоций.

7. Закономерно­сти формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения

Тема 5. Психические свойства личности (направленность и способности)

1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направ­ленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.

2. Понятие о мотиве и потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

3. Психологические теории мотивации. Основные закономерности развития мотивационной сферы.

4. Общая характеристика способностей человека.

5. Врожденные задатки и генотип. Потенциальные и актуальные способности. Одаренность. Мастерство и талант. Ге­ниальность.

6. Биосоциальная природа способностей человека.

7. Развитие способностей. Условия макросреды и развитие способностей.

Часть 2.

Тема 7. Личность в сфере правоприменительной деятельности

1. Понятие личности в психологической и правовой науке

2. Структура и содержание личности

3. Значение темперамента и характера для субъектов правоприменительной деятельности

4. Сознание, понимание, их психолого-правовая оценка в уголовном и гражданском праве

5. Правовая социализация личности

План семинарских занятий

Часть 1.

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

1. Психология как наука. Юридическая психология как научно – педагогическая дисциплина.

2. Основные методы психологических исследований.

3. Становление отечественной психологии. Современные психо­логические школы в России.

4. Взаимосвязь психологии и современных наук.

Наши рекомендации