Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
План семинарских занятий
Часть 1.
Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
1. Психология как наука. Юридическая психология как научно – педагогическая дисциплина.
2. Основные методы психологических исследований.
3. Становление отечественной психологии. Современные психологические школы в России.
4. Взаимосвязь психологии и современных наук.
Тема 2. Характеристика познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение)
1. Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека.
2. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Пороги ощущений.
3. Восприятие как целостное отражение предметов. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность.
4. Внимание как психический феномен. Непроизвольное внимание и особенности произвольного внимания.
5. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. Основные виды памяти.
6. Воображение как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Классификация воображения.
Тема 3. Характеристика познавательных процессов (мышление, речь, представление)
1. Природа и характеристики основных видов и форм мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое.
2. Особенности основных типов мышления — понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного.
3. Мышление, речь и язык. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.
4. Представление как психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент.
5. Типы представлений: представления памяти, представления воображения.
6. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Классификация представлений
Тема 4. Эмоционально-волевые процессы
1. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Характеристики волевых действий.
2. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.
3. Структура волевых действий. Компоненты волевых действий. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения.
4. Основные качества воли. Самоконтроль и самооценка.
5. Виды эмоций и их общая характеристика. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства».
6. Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Классификация эмоций. Физиологические основы и психологические теории эмоций. Физиологические основы эмоций. Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций.
7. Закономерности формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения
Тема 5. Психические свойства личности (направленность и способности)
1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
2. Понятие о мотиве и потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.
3. Психологические теории мотивации. Основные закономерности развития мотивационной сферы.
4. Общая характеристика способностей человека.
5. Врожденные задатки и генотип. Потенциальные и актуальные способности. Одаренность. Мастерство и талант. Гениальность.
6. Биосоциальная природа способностей человека.
7. Развитие способностей. Условия макросреды и развитие способностей.
Часть 2.
Тема 7. Личность в сфере правоприменительной деятельности
1. Понятие личности в психологической и правовой науке
2. Структура и содержание личности
3. Значение темперамента и характера для субъектов правоприменительной деятельности
4. Сознание, понимание, их психолого-правовая оценка в уголовном и гражданском праве
5. Правовая социализация личности
План семинарских занятий
Часть 1.
Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
1. Психология как наука. Юридическая психология как научно – педагогическая дисциплина.
2. Основные методы психологических исследований.
3. Становление отечественной психологии. Современные психологические школы в России.
4. Взаимосвязь психологии и современных наук.