Психологического консультирования в спорте
Вводные замечания. Цель данного задания — освоить методику группового консультирования в случаях анализа психологом (или тренером в работе с командой) трудных ситуаций, периодически возникающих в процессе учебно-тренировочного работы и особенно в периоды активной предсоревновательной психологической подготовки, в процессе самих соревнований или в восстановительный период после соревнований.
Методика аудиторно-группового консультирования на материале анализа трудных ситуаций в спортивной деятельности отличается от работы обычной дискуссионной группы. Процедура аудиторно-группового консультирования включает не только обсуждение проблем, но и элементы ролевой игры, при этом она более регламентирована, чем обычная групповая дискуссия. Процесс консультационной разработки проблемы обычно идет индуктивно — от частного к общему. В качестве рабочего материала психолог-консультант подбирает конкретную ситуацию из спортивной жизни, значимую для лиц, нуждающихся в психологической помощи и психологических рекомендациях. В процессе аудиторно-групповой консультационной работы эта ситуация пошагово анализируется с тем, чтобы участники консультационного процесса выявили и осознали обсуждаемую психологическую проблему, лежащую в ее основе. Затем психолог-консультант совместно с заинтересованными лицами намечает психолого-педагогические обоснованные пути решения этой проблемы.
Методика аудиторно-группового консультирования в спорте удобна как обучающая процедура при работе с большими аудиториями (от 25 до 200 человек), превышающими размер обычной тренинговой группы. Она удобна и как мотивирующая процедура при работе с малой
278 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
группой спортсменов или тренеров, ибо помогает психологически настроить спортсменов на работу в тренировках или на успех в соревнованиях. Аудиторно-групповое консультирование применяется также в тех случаях, когда лекционные методы и индивидуальное психологическое консультирование считаются неэффективными или невозможными из-за краткосрочности или их одноразовости.
Психолог-консультант (или ведущий) ставит перед группой частную и общую цели. Частной целью работы консультационной группы является помощь в решении профессионально значимых коммуникативных проблем ее участников. Общая цель — развитие социального интеллекта членов учебной или консультационной группы, мотивация на успех в предстоящей деятельности, расширение социально-психологического поля зрения, обучение психологическому анализу трудных ситуаций, умению понять точку зрения собеседника и большему осознаванию собственных действий, а также повышение морально-этического уровня и морально-волевого потенциала взаимодействий с другими людьми.
Порядок работы.Обучение групповой консультации методом анализа трудных ситуаций общения в малой группе должно состоять из трех ступеней:
1) демонстрационное занятие, которое проводит, а затем разбирает педагог-психолог с группой студентов или слушателей факультета повышения квалификации специалистов спорта;
2) самостоятельное проведение студентом (слушателем) занятия по готовой программе;
3) подготовка студентами (слушателями) собственного плана занятия (сценария) по анализу определенной проблемы для группового консультирования.