Слухи и сплетни как социально-психологический феномен

Д.В. Ольшанский в своей книге «Психология масс» дает такое определение слухам – «это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме»[144]. Известный отечественный социальный психолог К.К. Платонов пишет, что «согласно общим социально-психологическим определениям, слухи — это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу»[145]

В статье Б.В. Дубина и А.В. Толстых «Слухи как социально – психологический феномен» содержится следующее определение слуха: «Прежде всего, это теневой мир, своего рода черный рынок информации: ценность слуха в том, что он неофициален, сообщается своим, а значит — о чужих. Иначе говоря, слухи — это вести обо всем интересном чужом (или как бы чужом, в модусе отстранения от него) для своих»[146] Энциклопедические и толковые словари связывают слухи с недостоверной, ложной или непроверенной информацией. Слухи, как и официальные сообщения, в равной степени могут содержать недостоверную информацию. На сегодняшний день неизвестны какие-либо серьезные исследования, доказывающие, что слухи недостоверны чаще.

Социально-психологические функции слухов:валидный источник информации об общественном мнении, политических настроениях, отношении к руководству, к государственному строю, к средствам массовой информации и т.д.; катализатор социально-политических настроений и событий в обществе; формирует настроения, мнения, а соответственно, поведение людей, т. е. является инструментом политического влияния»; снижает, смягчает эмоциональное напряжение в группе[147].

Условия возникновения слухов

1. Неудовлетворенный интерес массовой аудитории к определенной проблеме, событию, персоне.

2. Связь интереса с жизненными потребностями людей.

3. Социально-политическая обстановка в стране.

4. Неудовлетворенность соответствующих потребностей.

5 Недоверие к источнику информации: к известным официальным, правительственным источникам информации.

6.Высокая степень эмоционального напряжения в общности и связанная с ней потребность в эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения.

7.Демонстративная «закрытость», «секретность», эксклюзивность передаваемого сообщения

8.Желание человека повысить свой престиж.

Типология слухов:

1. Противоположные: слухи «желания» - слухи «пугало».

2. Слухи, похожие на правду, слухи, не похожие на правду.

3. Слухи, агрессивные - слухи экспрессивные.

Сплетни. Сплетней является ложная или истинная, непроверенная или неподдающаяся проверке (и в этом случае маловероятная) неполная, пристрастная информация о делах, которые рассматриваются как личные, но могут иметь широкий социальный резонанс, об обстоятельствах, касающихся замкнутых групп. (Енджеевский, 1980).

Сплетни передаются секретно, с ощущением их (сплетничающих) взаимной принадлежности к определенному социальному кругу, часто касаются вопросов, на открытое обсуждение которых накладывается табу.

Социальные функции сплетни

1. Информационно-познавательная. Сплетня всегда является дополнением институциализированной, общедоступной информации. Она не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения и поддерживать их.

2. Развлекательно-игровая. В сплетне можно найти различные формы комизма - прозаические кулисы того, кто пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность великих людей, забавные конфликты социальных ролей и т.д.

3. Аффилиативно - интеграционная. Обмен сплетнями свидетельствует о сходстве ценностей и характеров. Те, с кем мы занимаемся сплетничаньем – «свои». Сплетня становится плоскостью противопоставления «мы – они».

4. Тактическая. Сплетня может использоваться в качестве оружия в борьбе между индивидами и группами - путем ослабления доверия, дезинформации, возбуждения эмоций и т.д.

Со сплетнями бороться сложно, их можно гасить другими слухами или сплетнями. Слухи могут рассматриваться как характерный способ передачи и распространения информации в толпе и считаются одной из отличительных ее особенностей. Они выполняют функцию ориентации участников толпы о складывающейся ситуации, служат для них своего рода способом соотнесения с действиями других участников и как таковые выступают в качестве коллективного процесса принятия решений, в результате которого возникают нормы поведения, цели и способы действий.



Наши рекомендации