В своей профессиональной деятельности коммуникатор принимает во внимание специфику аудитории.
Существуют различные подходы в изучении этого феномена. Например, Г.М. Андреева определяет аудиторию как публику, «собранную в замкнутом помещении». В свою очередь публика – «это кратковременное собрание людей для совместного время провождения в связи с каким-то зрелищем…. Публика всегда собирается для общей определенной цели, поэтому она более управляема и в большей степени соблюдает нормы, принятые в данном типе организации»[140].
Д. Стровский, специалист в журналистике и PR, аудитория рассматривается как «группа людей, объединенная по степени своего интереса к чему-либо или кому-либо или ставшая объектом внимания со стороны наблюдателя (представленного, в частности, средством массовой информации, рекламным агентством и т.д.). Аудитория может включать в себя в частности коллег по бизнесу, работающих в аналогичных фирмах»[141]. Польский социолог Я. Щепаньский характеризует аудиторию слушателей как временную специфическу. общность людей, имеющих относительное сходство интересов и установок и включенных в один и тот же вид деятельности в условиях непосредственного зрительно-слухового контакта и действия групповой психики» (Щепаньский, 1969).
Для журналистике, PR- специалистов, и создателей рекламы важной является целевая аудитория, «которая представляет собой часть сообщества людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков (демографических, психологических, социальных с учетом отношения к моде, престижным покупкам, жизненного тонуса и т.п.)[142]
Аудитория печатных СМИ или читательская аудитория включает в себя различные группы:
-активные, избирательные читатели; они критически оценивают газету или журнал, обращаются к ним с профессиональными запросами, ожидают от них более острого и делового обсуждения экономических и социальных проблем;
-активные, но неизбирательные читатели; они читают газету или журнал «запоем», из привычки быть в курсе дел, к содержанию статей имеют мало претензий, довольны тем, что предлагается.
-читатели-«середняки»; они не очень активны, критически оценивают газету с точки зрения ее практической полезности.
- пассивные, но недовольные и требовательные читатели. Это преимущественно люди молодого возраста, ожидающие от газеты более интересных форм, новизны и занятности.
- пассивные и невзыскательные читатели; они обычно принадлежат к
старшему поколению (М. Лауристин).
Аудиторию часто отождествляют с публикой. В этих понятиях есть сходные черты и различие.
Публикой можно назвать группу людей, которая стоит лицом к лицу с некоторой проблемой; может не быть едина во мнении относительно данной проблемы, вовлечена в дискуссии по проблеме.
Я. Щепаньским публика различается на собранную и несобранную. Несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов и т.д. Несобранная публика - это лишь «поляризованная масса», то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга», но, не смотря на это, ведущих себя сходным образом. В несобранной публике не выступают явления, характерные для толпы, не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает рефлексивность и не возникает процесс деиндивидуализации. Но если, например, радиопередача является слишком возбуждающей, как, например, знаменитая передача, комментировавшая нападение марсиан на США в тридцатые годы (1938), то она может вызвать и бегство миллионов людей. Всякие виды поляризованных масс, несобранной публики представляют собой базу для создания всякого рода моды, восприятия и распространения слухов, восприятия идеологии и образования социальных движений.
Собранная публика - это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом (Я. Щепаньский).
Если в толпе решающую роль играют слухи, некритические замечания, то в публике решающей информацией являются различные аргументы, рациональные доводы.
Американский исследователь Дж. Доминик предпринял попытку выделить отдельные психологические потребности аудитории. К ним он относит:
- потребность в знаниях, новой информации.
- потребность в отвлечении (diversion). Он отмечает, что потребность в отвлечении может выражаться в различных формах, таких как стимуляция (отвлечение от скуки обыденной жизни), расслабление (уход от жизненных забот), эмоциональная разрядка (преодоление фрустраций).
- «социальная полезность», понимаемая как потребность реципиента в контактах с другими людьми, как «разговорная монета», как осуществление «парасоциальных связей» (когда, например, диктор или комментатор превращается для реципиента почти в постоянного друга).
-потребность в «уходе от дел, от окружающих», в своего рода самоизоляции от них, когда реципиент просит не отрывать его от чтения или телевизора.
-потребность «социальной терапии», побега от действительности (Х. Хольцер) [143].