Классификация конфликтов К.Левина.
1. Конфликт "приближение-приближение", возникающий как следствие противоречия между стремлениями к достижению двух или более позитивных, но взаимоисключающих целей.
2.Конфликт "удаление-удаление",который является следствием необходимости выбора между такими альтернативами, каждая из которых сама по себе нежелательна.
3.Конфликт "приближение-удаление", являющийся следствием выбора между такими альтернативами, каждая из которых несет в себе желательные и нежелательные последствия (Цит. по)[91].
3. Структура конфликта.Структура конфликта включает в себя следующие элементы.
Участники. Участников или оппонентов может быть два или более. Это конфликтанты, кроме них в число участников входят сочувствующие, провокаторы (подстрекатели), примирители, консультанты, невинные жертвы. Оппоненты в конфликте обладают некоей "силой" или ресурсом, с этой которым связана возможность победы. В ситуации конфликта основная задача - увеличение ресурса.
Основу, почву, т.к. беспочвенных конфликтов не бывает. В качестве почвы могут выступать мнения, интересы, представления, которые приходят в столкновение.
Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий или основа конфликта – это предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласия не всегда очевидна и легко распознаваема. Часто и сами участники ее не четко представляют. Границы зоны разногласий подвижны. В ходе конфликта они могут сужаться или расширяться. Например, когда в ходе дискуссии «переходят на личности». Неделимость объекта является одним из условий существования конфликта. Неделимость может быть как физическим свойством объекта (место начальника предназначено только для одного индивида), так и следствием желаний, интересов одного из оппонентов
Представления о ситуации. Каждый из участников составляет свое представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления часто не совпадают. Это может являться причиной или основой конфликтной ситуации. Никто не знает, как представляет себе ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом, но для возникновения конфликта не имеет значения ни то, что ни то, что действительно ли ситуация такова. Какой ее видят, ни то, верно ли судят вовлеченные в нее люди об образе мыслей друг друга. Существует так называемая теорема Томаса: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям». Если кто-то полагает, что вступил в конфликт, то он на самом деле оказывается в конфликте. Хотя тот, с кем он конфликтует может об этом даже не подозревать. Чехов однажды встретился с преступником, который убил совершенно незнакомого человека, сидевшего с ним за одним столом в ресторане. «За что ты его?»- спросил Чехов. - «Да он так противно чавкал, что я не выдержал», - ответил убийца. (Цит. по[92] ).
Инцидент. Для того, чтобы конфликт произошёл, необходимо не только восприятие хотя бы одной стороной ситуации как конфликтной, но и действий оппонентов, направленных на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом. Следовательно, конфликт - это конфликтная ситуация плюс инцидент.
Как пишут Бородкин Ф.М. и Коряк Н.М., «конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов. Конфликтная ситуация и инцидент «ведут себя"» независимо. Например, конфликтная ситуация может определяться объективными обстоятельствами, а инцидент - возникнуть случайно. Кроме того, конфликтная ситуация может создаваться объектом намеренно, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена и намеренно, но без определенной цели, иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту»[93]. У каждого из оппонентов есть своя внутренняя причина, толкающая его на конфликт. Это так называемый мотив конфликта.
Конфликтные взаимодействия между одними и теми же оппонентами могут оказаться безразличными к объекту и держаться только на мотиве. Для постороннего наблюдателя такие отношения будут выглядеть как враждебные. Это эмоциональные конфликты. Любой деловой конфликт, оппоненты которого постоянны, имеет тенденцию переходить в эмоциональный, то есть, во-первых, может произойти «потеря» объекта и цели конфликта и, во-вторых, сформируется негативное отношение оппонентов друг к другу[94]». Конфликтное поведение. Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно неосуществимые мотивы и цели, то люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия одной стороны по достижении цели мешают действиям другой достичь своей.
Конфликт подобен айсбергу: действия образуют его «надводную» часть, все остальное (мотивы, зоны разногласий, мотивы конфликтантов) – «подводную». Ситуация осложняется тем, что конфликтанты могут скрывать какие-то свои действия друг от друга и от посторонних.
Действия одной из конфликтующих сторон, которые другая сторона оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, могут быть следующими:
- прямые или косвенные помехи для осуществления планов или намерений другой стороной;
- невыполнение одной стороной своих обязательств или обязанностей по отношению к другой;
- захват или удержание того, что, по мнению одной стороны, не должно находиться во владении другой;
- нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации другой стороне, например, слухи;
- унижающие человеческое достоинство поступки, в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования;
- угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие другого человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;
- физическое насилие.
Существуют конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Конструктивный путь выхода из конфликта предполагает интенсификацию усилий, замену средств достижения цели, замену цели, переоценку ситуации.
К деструктивным способам выхода из конфликта можно отнести агрессию (прямую атаку на препятствие или барьер, посторонние объекты), бегство от ситуации.
Кеннетом У.Томасом и Р. Х. Килменном в 1972 году предложена следующая система, описывающая типы поведения человека в конфликтной ситуации Основные стили поведения связаны с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов двух или более сторон.
Стиль поведения в конкретном конфликте определяется в той мере, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально)[95].
Разберем особенности стилей поведения в конфликте на примере поведения Петра и Павла.
Стиль конкуренции. Петр, выбравший данный стиль весьма активно и самостоятельно идет к разрешению конфликта. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с Павлом, но зато способен на волевые решения. Этот стиль эффективен, если Петр обладает достаточным авторитетом и знает, что предлагаемое им решение – наилучшее из имеющихся; если решение необходимо принять быстро и у Петра достаточно власти для этого; если исход очень важен для Петра и он делает большую ставку на свое решение возникшей проблемы. Петру следует помнить, что когда он использует этот подход, то может быть не очень популярным, но завоюете признание, если получит положительный результат»[96]
Стиль уклонения. Петр может выбрать данный стиль поведения в конфликте, если затрагиваемая проблема не столь важна для него, когда он не хочет тратить силы на ее решение или когда чувствует, что находится в безнадежном положении, так же когда чувствует себя неправым или Павел обладает большей властью. Этот стиль может оказаться подходящим, в тех случаях, когда Петр вынужден общаться со сложным партнером Павлом, или когда пытаться решить проблему немедленно -опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию. Можно заняться конфликтом и позже, когда Петр будет больше готов к этому.
Стиль приспособления означает, что Петр, выбравший его, действует совместно с Павлом, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Этот стиль Петр может использовать, когда исход дела чрезвычайно важен для другого Павла и не очень существенен для Петра. Но, если Петр считает, что при этом он уступаете в чем-то важном для себя и чувствует в связи с этим неудовлетворенность, то выбор этого стиля нежелателен. Он также неприемлем, если Петр чувствует, что Павел не собирается поступиться чем-то, или он не оценит сделанного Петром поступка. Приспособление как стратегия поведения Петра приемлема, если в данный момент необходимо только смягчить ситуацию, а потом он предполагает вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию.
Стиль сотрудничества. Выбрав тот стиль, Петр активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом
сотрудничать с Павлом. Этот стиль требует от Петра и Павла более продолжительной работы, поскольку им предстоит сначала «выложить на стол» свои нужды, заботы и интересы, затем обсудить их. Этот стиль особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает затруднительным определение источника неудовлетворенности, поскольку существует различие между внешними позициями в споре и подспудными интересами и нуждами, которые служат истинными причинами конфликта.
Стиль компромисса. В этом случае, Петру нужно будет немного уступить в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся. Павел делает то же самое. Компромисс позволяет достичь согласия на более поверхностном уровне, нежели сотрудничество. Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда обе стороны хотят одного и того же но знают, что одновременно это для них не выполнимо. Компромисс наиболее эффективен, если обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы, если их может устроить временное решение или это позволит им сохранить отношения и одна из сторон предпочитает получить хоть что-то, чем все потерять.
Завершение конфликта представляет собой прекращение конфликта по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт
Функции конфликта
В конфликтологии принято выделять следующие функции конфликта.
Деструктивная функция конфликта имеет место когда его существование порождает состояния дискомфорта, стресса, фрустрации у участников взаимодействия, мешает производству, семейным отношениям, угрожает существованию системы.
Конструктивная функция конфликта имеет место, когда в результате его разрешения, проясняются отношения, завершается кризис личности, группа выходит на новый этап развития. Например, социо-когнитивные конфликты - источник интеллектуального развития ребенка (Ж Пиаже, К Левин). Социо-когнитивные конфликты – это ситуация, когда индивиды имеют разные ответы на одну и ту же проблему и мотивированы на достижение совместного решения. Чем значительнее этот конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие.
Конфликт (противоречие) как источник развития группы. В совместной деятельности соперничество (сотрудничество, конкуренция) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей. Это так называемый продуктивный конфликт (Ломов Б.Ф.).
Познавательная функция конфликта имеет место, когда он играет роль проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуаций.
Интегративная функция, когда внешний конфликт может сплотить группу перед лицом внутренних проблем.
Функция стабилизации, когда,обнажая объективные противоречия, устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов.
Сближающая функция, когда конфликт дает возможность партнерам поговорить начистоту и таким образом сблизиться.
Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. А.С. Макаренко называл это «методом взрыва». В коллективе всегда существует целый комплекс различных противоречий «разных степеней конфликтности». Выбирая «из общей цепи конфликтных отношений самое яркое, выпирающее и убедительное, для всех понятное» Макаренко рекомендует разрешать его методом «взрыва», когда конфликт доводится до последнего предела, до такого состояния, когда ребром поставлен вопрос - или быть членом общества, или уйти из него. В результате происходит разрушение неверно сложившихся отношений, на месте которых строятся новые.
Резюме
1. В обществе в процессе совместной деятельности индивиды вступают в отношения, содержание и характер этих отношений изучают различные дисциплины. Часть этих отношений, опосредованная особенностями психической деятельности, есть межличностные отношения. Они могут быть как формальные (ролевые), так и неформальные (межличностные). Их особенности изучаются в рамках различных по величине социальных групп.
В основе межличностных отношений потребности, психологические ресурсы и чувства людей.
Межличностные отношения - сложный процесс, состоящий из социальной перцепции, межличностной коммуникации и интеракции.
2. Социальная перцепция- процесс восприятия и понимания человека человеком, опосредованный системой ценностей. Результатом восприятия другого человека является создание перцептивного образа.
3. Межличностная коммуникация- процесс обмена различными представлениями, идеями, чувствами, знаниями, эмоциями, установками взаимодействующих между собой людей.
Специфика межличностной коммуникации заключается в том, в ходе ее, во-первых, происходит обмен информацией, во-вторых, в процессе межличностной коммуникации осуществляется взаимовлияние партнеров посредством системы знаков, в-третьих, межличностная коммуникация предполагает единую систему кодификации и декодификации.
Существуют вербальные и невербальные средства межличностной коммуникации. Средства коммуникации - визуальные, акустические, тактильно-кинестетические, ольфакторные, речевые.
В социальной психологии выделяют следующие виды трудностей общения: ситуативные трудности, смысловые трудности, мотивационные трудности, барьеры представлений о другом, отсутствие обратной связи.
4. Интеракция как межличностное взаимодействие может рассматриваться в широком и узком смысле слова. Взаимодействие складывается из действий. Все виды социальных действий можно разделить на приспособление, оппозицию, сотрудничество и конкуренцию
5. Конфликт является одним из видов социального взаимодействия индивидов. Под конфликтом принято понимать острый способ разрешения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Структура конфликта включает в себя следующие элементы: участники, основу или почву, представления о ситуации, инцидент, мотив конфликта, конфликтное поведение.
Существуют конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Конструктивный путь выхода из конфликта предполагает интенсификацию усилий, замену средств достижения цели, замену цели, переоценку ситуации.
К деструктивным способам выхода из конфликта можно отнести агрессию (прямую атаку на препятствие или барьер, посторонние объекты), бегство от ситуации.
Вопросы для самопроверки
1. Приведите определение межличностных отношений.
2. Что является результатом восприятия другого человека?
3. В чем специфика межличностной коммуникации.
4. Назовите вербальные и невербальные средства межличностной коммуникации.
5. Для чего нужна обратная связь в межличностной коммуникации?
6. Вспомните определение межличностной интеракции.
5. Дайте определение и структуру конфликта.
6. Каковы пути выхода из конфликта.
7. Перечислите типы поведения в конфликтной ситуации?
Литература
(обязательная)
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ,1980
2. Федоров Ю.М. Социальная психология.- Тюмень: ТюмГУ, 1997.
(дополнительная)
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.- СПб, Лениздат,1992.
2. Бодалев А.А.Личность и общение.- М.: Международная педагогическая академия,1995.
3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - М.:Наука,1989.
4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции.- М.: МГУ, 2000.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб,: Питер, 2000.
6. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988.
7. Коломенский Я. Человек: психология.- М.: Педагогика,1986.
8. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты,
9. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. – М.: Смысл, 1999.
10. Мелибруда Е. Я – Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс,1986.
11. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей.- М.: Онега,1994.
12. Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М, МГУ, 1989
13. Психология влияния /Под редакцией А.В.Морозова – Спб: Питер, 2000.
14. Согомонов А. Ю. Социально-нравственная природа зависти. //Философ. Науки,1989-8.
15. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под редакцией В.А. Лабунской – М.: Гардарики, 1999.
16. Уткин Э.Я. Конфликтология. Теория и практика.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «Экмос»,2000.
17. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
18. Шостром Э. Анти-Карнеги. – Минск: ООО «Попурри», 1996.