Социализация как социально-психологическая проблема
Еще древние мыслители отмечали значение детства в дальнейшей жизни человека. Описывая его, они особое внимание уделяли важности знаний и опыта, которые получал человек в процессе взросления. Особое значение придавалось взрослым наставникам и воспитателям детей. Мы занем, что у Александра Македонского, например, наставником был древнегреческий философ Аристотель. О важности процесса воспитания детей писали создатели модели общества будущего Т. Мор и Кампанелла. Мыслителями эпохи просвещения (Ж.Ж.Руссо и др.) отмечалась роль взрослых в жизни ребенка и их влиянии на нежную детскую душу. Впоследствии философ Л.Фейербах писал: «Другой человек является связующим звеном между мной и миром. Я завишу от мира и осознаю эту зависимость...Я примиряюсь, я сближаюсь с миром посредством другого человека. Без другого лица мир казался бы мне не только мертвым и пустым, но и бессмысленным и неразумным... Первый объект человека есть человек...посредником между Я и сознанием мира является осознание второго лица»[29]
О том, как проявляется во взрослой жизни опыт детства и юности можно встретить в историях жизни выдающихся личностей, писателей и режиссеров, оставленных в интервью и мемуарах. Например, В.М. Шукшин В.М.в своем последнем, как оказалось, интервью говорил: «Я прошел через жизнь, в общем, трудную, и произносить мне это противно, потому что всем нелегко приходится. В институт я пришел ведь глубоко сельским человеком, далеким от искусства. Мне казалось всем это было видно. Я слишком поздно пришел в институт - в 25 лет,- и начитанность моя была относительная, и знания мои были относительные. Мне было трудно учиться. Чрезвычайно. Знаний я набирался отрывисто и как-то с пропусками. Кроме того, я должен был узнавать то, что знают все и что я пропустил в жизни. И вот до поры до времени я стал таить, что ли, набранную силу. И, как ни странно, каким-то искривленным образом я подогревал в людях уверенность, что- правильно, это вы должны заниматься искусством, а не я. Но я знал, наперед знал, что подкараулю в жизни момент, когда... ну, окажусь более состоятельным, а они со своими бесконечными заявлениями об искусстве окажутся не состоятельными.
Все время я хоронил в себе от посторонних глаз неизвестного, какого-то тайного бойца, нерасшифрованного. Теперь мне не хочется становиться в позицию и положение другого человека- я уже свыкся с этой манерой жить и работать. Мне не хочется делать никаких авансов, никаких заявлений. Ничего страшного, если промолчу лишний раз. От того, что не скажу чего-то такого о себе, ничего не случится, - я-то буду знать про это. И я хочу сказать, что мне сейчас трудно менять образ своих действий, после того, как я так вот уже прожил изрядное количество лет, прошел институт, прошел первую пору отвоевывания себе права работать в искусстве- это тоже было. И свыкся с таким образом жизни. Представьте себе, такая глупая, в общем, штука, но все кажется, что должны мне отказывать в этом деле -в праве на искусство...»[30] О важности детских воспоминаний, пронесенных через всю жизнь и творчество, мы находим в произведениях Л.Н.Толстого. Великий отечественный режиссер А.А.Тарковский в свое время говорил, что «...единственно подлинные, неискаженные воспоминания, которые могут быть у человека, - это детские воспоминания».[31] Именно они отражены во многих картинах мастера, стоит вспомнить, например, его художественный фильм «Зеркало».
Понятие «социализация» появилось относительно недавно. Ранее чаще употребляли слово «воспитание». Чем же они отличаются? Воспитание- это скорее, педагогический процесс, устоявшийся термин, обозначающий одностороннее воздействие педагога на ребенка, целью которого является «передача новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития...»[32]. Термин «социализация» шире, чем «воспитание». На сегодняшний день существуют различные определения данного понятия, в зависимости от точки зрения их авторов. Назовем лишь некоторые из них.
1.Социализация-это процесс вхождения человека в общество (Кон И.С.).
2.Социализация-это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны...процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду...»[33]
3.Социализация как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям (Н. Дж. Смелзер).
Появление термина "социализация" связано в деятельностью Тардта, Ж.Пиаже, Э. Дюркгейма в конце ХIХ-начале XX в.в. В 1897г. Фр. Х. Гиддингс в кн."Теория социализации" использовал этот термин для обозначения "развития социальной природы или характера" человека.
В начале ХХ века основоположники символического интеракционизма (Ч. Кули, М. Мид, Парк, Томас и др.) писали, что возможность "стать человеком" связана с развитием речевой коммуникации. Они не использовали термин "социализация", но анализировали пути становления личности, достигающей и успеха, и полноправного участия в жизни различных социальных групп.
Представителей символического интеракционизма отличает социально ориентированный взгляд на проблему человека:
1. Человек, как и общество, являются продуктом ролевого взаимодействия и коммуникации между людьми.
2. Самосознание и ценностная ориентация личности как бы зеркально отражают реакции на нее людей, находящихся в непосредственном взаимодействии. Ч.Кули: «Подобно тому как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду, и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам ...так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т.д., и это определенным образом действует на нас»[34].
3.Понятие "первичные идеалы" - это базисные ценности, которые ребенок усваивает к 5-6 годам в первичной группе, семье, в которой существуют аффективные отношения.
Сторонники бихевиоризма утверждают, что человеческое поведение и сама личность состоит из реакций на внешние стимулы. Задача социализации – формирование необходимого набора условных социальных реакций человека на социальные стимулы, обеспечивающих ему успешную адаптацию в социуме.
Согласно психоаналитическому подходу человек, появляясь на свет, движим лишь биологическими инстинктам, основными среди которых -потребность в пище и половой инстинкт. Задачей общества является обучение человека культурному поведению, способность контролировать свои инстинкты. Для этого общество в лице родителей, других взрослых создает различного рода препятствия, преодолевая которые человек научается выполнять культурные требования и нормы. Эти препятствия переживаются как фрустрации. Фрустрация – «объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности, возникающие на пути к достижению цели или к решению задачи» (Левитов, 1967).
Частный случай фрустрации - столкновение сильной потребности внутри нас с принудительным императивом (требуемой нормой поведения). Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация воспринимается фрустрирующей. В процессе преодоления фрустраций у ребенка возникают фиксации - «защитная тактика, позволяющая избегать страдания, которая найдена случайно при попытке справиться с затруднительной ситуацией и с этого времени повторяется автоматически при каждой подобной угрозе»[35]
Содержание процесса социализации личности
Содержание процесса социализации личности рассматривается в различных психологических школах по-разному.
Психоанализ рассматривает процесс личности через прохождение стадий, на каждой из которых ребенок преодолевает фрустрации и формируются фиксации. Опыт, приобретенный в раннем детстве, является базовым для поведения человека в течение всей жизни. Важными результатами процесса социализации для человека являются чувство вины, совесть, формирующиеся в детстве. З. Фрейд ввел понятие «идентификация», объясняющее механизм позволяющий успешно адаптироваться в детском возрасте. Идентификация может рассматриваться как процесс усвоения нравственных норм и ценностей, принятых в данной культуре через отождествление себя со значимым другим, являющимся носителем этой культуры и как защитный механизм, позволяющий преодолеть или адаптироваться к фрустрирующей ребенка ситуации.
Согласно концепции гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Бернс, В.Сатир и другие), главным достижением процесса социализации является формирование у человека чувство самоценности, которое во многом определяет особенности его поведения, реакции на других людей, способы переживания жизненных трудностей. Оно формируется, если ребенок растет в любви, т.е. безусловном принятии его самыми близкими людьми.
Социализация личности, по Э. Эриксону, проходит в течение всей жизни, до тех пор, пока индивид не станет зрелым, т.е. "мудрым индейцем, истинным джентльменом и крестьянином". Концепция процесса социализации Э. Эриксона включает в себя такие понятия как инфантильные конфликты и возрасты человека, соответствующие стадиям социализации, которые сопровождаются важными социально-психологическими личностными приобретениями. Психологическое развитие проходит через критические этапы, причем слово критические "означает здесь характеристику поворотных пунктов, решающих моментов выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. Ученый пишет: «…Каждая существующая культура для того, чтобы развить свой особенный стиль личностной целостности, предполагаемый ее историческим местом, использует свое особое сочетание инфантильных конфликтов наряду со специфическими побуждениями и запретами инфантильной сексуальности.
Инфантильные конфликты только тогда становятся продуктивными, когда они получают сильную поддержку со стороны культурных институтов и правящих классов. Для того чтобы достичь и пережить состояние личностной целостности, индивид должен представлять себе, как стать последователем людей и идолов, олицетворяющих в себе религию и политику, экономический порядок и технологию. Личная индивидуальность поэтому предполагает эмоциональную интеграцию позволяющую соучастие в деятельности посредством следования "идолам"- так же как и принятие ответственности за последствия» [36].
Разрабатывая теорию социализации личности, ученые обращали внимание на различные аспекты этого процесса. Л. Колберг (1963) придавал большое значение нравственному развитию личности, считая, что оно проходит шесть стадий. Не связывая их с определенным возрастом, Колберг считал, что большинство людей достигают по крайне мере третьей стадии нравственного развития, а некоторые - на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.
Первые две стадии относятся к детству, когда ребенок еще не усвоили представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Первая стадия характеризуется стремлением ребенка избежать наказания, а вторая - стремлением получить поощрение от взрослых.
Только на третьей стадии нравственного развития человек начинает отчетливо осознавать и принимать во внимание мнение других и стремятся действовать так, чтобы получить их одобрение. На этой стадии у человека формируются собственные представления о хорошем и плохом, он по-прежнему стремится приспособиться к окружающим и заслужить социальное одобрение.
На четвертой стадии человек осознает интересы общества и правила поведения в нем. Проявлением нравственного сознания может служить поведение человека возвратившего лишние деньги кассиру, который дал слишком много сдачи, потому что "это правильно". По мнению Л. Колберга, на третьей и четвертой стадиях человек способен совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.
Человек, находящийся на пятой стадии нравственного развития способен рассуждать возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. Он способен делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все люди будут поступать определенным образом. У него формируются собственные суждения о том, такое хорошо и что такое плохо. Он понимает относительность моральных требований, например, может быть оправдана "ложь во спасение", щадящая чувства другого человека.
Шестая стадия нравственного развития личности наивысшая. У человека сформировано собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Колберг считает что люди, достигшие этого уровня нравственного развития, лишены эгоцентризма, они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. По мнению Н.Дж. Смелзера (1999), Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.
Теория Л. Колберга имеет как своих последователей, так и критиков. Критика объясняется сложностью определения поведения людей, которое не вполне соответствует той или иной стадии. Даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях.
Нет согласия во мнениях психологов относительно сроков социализации. Так одни считают, что социализация человека заканчивается к 6 годам, другие отводили ей время завершения учебы и получения профессии, третьи – что она происходит в течение всей жизни (О.Г.Брим-младший, Андреенкова и др.)
В связи с этим возникает вопрос о содержании этапов социализации личности. До этого времени психологи в основном уделяли внимание социализации личности в детском возрасте, возникает вопрос о содержании процесса социализации взрослых. Если разделять точку зрения на процесс социализации личности как на усвоение норм, ценностей, основных социальных ролей, принятых в данной культуре, то можно выделить несколько факторов, влияющих на этот процесс в течение всей жизни человека. Внешние факторы, например, динамичность социальной жизни, требует нового поведения, новых социальных ролей. Внутренние факторы, например, динамичность индивидуальной жизни, которая вызвана возрастными кризисами, изменением условий жизни человека: эмиграция, смена профессиональной деятельности, возрастных задач, решаемых человеком (выход на пенсию, старость и т.д.). Видимо содержание процесса социализации взрослых отлично от социализации детей. Хотя приобретенный опыт и навыки на ранних этапах, безусловно, являются базовыми в личности человека.
Механизмы социализации - это то, что способствует процессу приобретения человеком необходимых навыков, норм и правил поведения, принятых в культуре данного общества. Выделяют позитивные механизмы и негативные. К позитивным относят имитацию илиподражание- осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения иидентификацию-отождествление детьми с родителями: принятие родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. К негативным - стыд и чувство вины,поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его.
Институты социализации
На протяжении всей жизни человека происходит смена институтов социализации. В младенческие годы - это семья и ближайшее окружение: взрослые, которые о них заботятся, это родители, братья и сестры, родственники, приходящие няни, друзья семьи. В детстве и юности к ним прибавляются школа с учителями, сверстниками или более старшими школьниками, воспитатели в летних лагерях, значимые взрослые – наставники и т.д. В более взрослом возрасте - руководители, или значимые другие, те, кого принято называть учителями жизни.
В современной культуре важным институтом социализации личности являютсясредства массовой информации, так как не только дети, но и взрослые в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на личность, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.