Основные методы социальной психологии

Для исследования социально-психологических фактов, явлений и феноменов в социальной психологии как науке существует три методологических уровня. Первый - общая методология, Это общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователями, позволяющий сформулировать некоторые наиболее общие принципы, которые применяются в исследованиях. Философско-методологический уровень социально-психологических исследований, позволяет определить место и значение социально-психологических явлений, процессов и состояний в социальной системе.

Второй уровень - частная (или специальная) методология. Он содержит совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания, реализует философские принципы применительно к специфическому объекту исследования. Это определенный способ познания, адаптированный для более узкой сферы знания. Для социальной психологии – это, например, принцип деятельности. Как пишет Г.М. Андреева, «в самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека, он есть реализация еще более общего принципа — принципа отражения, когда сознание рассматривается как высшая форма отражения, предполагающая активность личности. В социологии деятельность интерпретируется как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит и изменяет конкретные условия существования индиви­дов, а также общества в целом. Именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В психологии деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек — субъект - определенным образом относится к объекту, овладевает им. В ходе деятельности человек реализует свой интерес, преобразуя предметный мир. При этом человек удовлетворяет одни потребности, при этом же рождаются новые потребности. Таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.

Социальная психология, принимая принцип деятельности, как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его применительно к основному предмету своего исследования — к группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества, т. е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать реальные социальные группы как определенные системы деятельности; в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности — потребности, мотивы, цели группы и т. д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного «социального контекста» — данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается таким образом в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии»[4]. Значение теоретических исследований заключается в том, что они дают знание сущности, общей структуры и причин социально-психологических процессов, позволяют привести в относительную систему категориальный аппарат. Они выступают в качестве основы для экспериментально-эмпирических исследований и практического использования их результатов.

Третий уровень составляет методология как совокупность конкретных методических приемов исследования или методик. Экспериментально-эмпирический уровень имеет своим предметом социально-психологические факты, накопление эмпирического материала, необходимого для дальнейшего исследования и обобщения.

Таким образом, социальная психология как система научного знания включает в себя совокупность взаимосвязанных методологических уровней, позволяющих специалистам получать в процессе исследования фактический материал, теоретические построения, принципы, законы и категории, гипотезы, подтвержденные выводы, методы, методику и технику исследования.

Методика социально-психологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социально-психологических фактов, их систематизации и средств их анализа, это тактика исследования.

Все методы социально-психологического исследования делятся на количественные и качественные.

Количественные методы. К этой группе методов социально-психологических исследований относят способы получения данных об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. К ним относятся следующие методы.

Наблюдение– целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Главным объектом наблюдения в социальной психологии выступают как поведение и взаимодействие отдельных людей и социальных групп и условия их деятельности.

Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику. Суть эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик. Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора. Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры: выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп; выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков; определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации; формулирование гипотез и определение задач; выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации.

Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.

Различают следующие виды данного метода: внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов, их исторический и социальный контекст и внутренний анализ, в ходе которого, собственно, изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Опрос – метод сбора социально-психологической информации, который предусматривает устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов; регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию. Основными видами опроса, в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами, являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам, и ответы на которые и составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Анкетапредставляет собой объединенную единым исследовательским замыслом систему вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования. Структура анкеты представляет своего рода сценарий беседы исследователя с респондентом. Она включает краткое вступление, в котором указывается тема, цели, задачи опроса, называется организация, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты, затем следуют наиболее легкие вопросы, задача которых состоит в том, чтобы заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем, далее- более сложные вопросы и своеобразная “паспортичка” (с указанием социально-демографических данных).

Подготовка и проведение социально-психологического опроса состоит из трех основных этапов.

Этап 1. Определение теоретических предпосылок опроса: целей и задач, проблемы, объекта и предмета, операционного определения исходных теоретических понятий, нахождения эмпирических индикаторов.

Этап 2. Обоснование выборки, в ходе которого определяется генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса) и правил поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.

Этап 3. Обоснование опросного листа (вопросника), т.е. формулируется содержательная репрезентация проблемы исследования в виде вопросов, предназначенных респондентам, обосновывается вопросник относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации.

Метод экспертной оценки, к которому психологи обращаются в случае, когда исследователю сложно определить объект – носитель проблемы. Такими могут быть проблемы перспективы развития консультативной помощи или попытки объективно оценить такие стороны и качества людей, по которым их самооценка может быть некорректной (например, практического психолога). Такая информация может быть получена лишь от компетентных лиц-экспертов, которые имеют глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц называют экспертными, а результаты опросов – экспертными оценками.

Социометрические методы исследования в малой социальной группе. Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в практической психологии человека Дж. Морено. Еще в 30-е гг. он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии - антипатии людей, он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе. К сожалению, на сегодняшний день исследователи склонны широко трактовать возможности социометрии. С помощью этого метода пытаются исследовать лидерские процессы, пути и способы передачи информации в группе, отношение к руководителю и многое другое. Часто социометрию используют для изучения лидерства и выявления лидеров. Однако, строго говоря, социометрия не исследует лидерские процессы и не выявляет лидеров. По своему методическому содержанию она не приспособлена изучать процессы психологического влияния, например, лидерства. Социометрия создана для изучения структуры эмоциональных межличностных предпочтений и структуры малой социальной группы. Каждый человек в группе имеет эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус - это позиция человека в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчет числа положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данного человека всеми членами его группы. Если теперь мы представим все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы, которая достаточно устойчива, значительна для развития группы в целом, многое определяет в индивидуальных судьбах членов группы. Ее изучение, формирование и коррекция - одна из главных задач социального психолога.

Качественные методы. К этой группе методов социально-психологических исследований относят способы получения данных об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его качественные характеристики. К ним относятся следующие методы.

Фокус-групповая методика(фокус-групповое обсуждение микросоциальных проблем). Метод фокус-группы в последние годы получил широкое распространение как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора и анализа социально-психологической информации. Этот метод применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, например, включенное наблюдение.

Реализация данного метода предполагает формирование нескольких дискуссионных групп, в количестве 10-12 человек каждая, и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредотачивается на каком-то одном важном аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий. Его преимущество перед анкетированием и индивидуальным интервьюированием заключается в том, что:

- взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии;

- заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получать из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы;

-он оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование, позволяет экономить временные, финансовые и трудовые затраты исследователей.

- позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы.

Результаты социально-психологического исследования методом фокус-группы зависят от соблюдения определенных требований к организации их работы. Эти требования включают в себя определение необходимого количества фокус-групп, установление количества их участников, формирование оптимального состава участников, продолжительность их работы, выбор места проведения заседания фокус-группы, размещение участников в помещении, разработка сценария фокус-групповой дискуссии, реализацией этого сценария модератором, т. е. ведущим фокус-групповую дискуссию и его ассистентами-наблюдателями, стенографистами, операторами.

Важнойчастью социально-психологического исследования является составление его Программы. Она включает формулирование проблемы, цели и задач, объекта и предмета, интерпретацию понятий гипотезы, определение обследуемой совокупности, описание методов исследования. Разберем эти элементы Программы.

Проблема- это противоречия между социальной ситуацией и ее теоретическим представлением и требующего для своего познания и разрешения определенных методов, процедур и приемов исследования. Проблема социально-психологического исследования выражается в вопросе или комплексе вопросов, которые представляют теоретический или практический интерес, и не имеют ответов в накопленном социально-психологическом знании. Формулирование проблемы предполагает как точное разграничение между тем, что действительно содержит противоречие, и тем, что таковым не является, так и четкое разделение существенного и несущественного в отношении общей проблемы, а также ее расчленение на элементы и упорядочение их по приоритету.

Цель исследования – общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат она определяет преимущественную ориентацию на решение теоретических или практических задач. Целью фундаментальных, теоретико-познавательных исследований является установление закономерностей определенного социально-психологического процесса (например, возникновения, развития и функционирования слухов в определенные периоды общественного развития); целью теоретико-прикладных исследований - решение практических задач, выработка практических рекомендаций, поиск новых направлений решения тех или иных социально-психологических проблем, например, в организации. В этом типе исследования цель должна быть обязательно согласована с представителями организации – заказчика исследования.

Формулирование проблемы предполагает выбор конкретного объектаисследования, которым может быть все то, что содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию.Проблемная ситуация – возникающее объективно в процессе развития общества противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных теоретических или практических действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.

Помимо объекта, формирование проблемы предполагает выделение также предмета исследования, то есть тех сторон и свойств объекта, в которых в наиболее полном виде находит свое проявление противоречие, на базе которого возникла проблема, требующая определения. В отличие от объекта исследования, содержание которого не зависит от субъекта, предмет социально-психологического исследования является результатом взаимодействия субъекта и объекта познания. Формирование предмета исследования обусловлено как свойствами объекта, так и характером проблем, стоящих перед социальным психологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Предмет исследования предполагает наличие объекта, но не совпадает с ним. Один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. Формулировка предмета исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в данном конкретном исследовании.

Следующей элементом методологической части программы социально-психологического исследования является логический анализ основных понятий, который состоит из двух процедур – интерпретации и операционализации ведущих понятий исследования, входящих в определение его предмета.

Интерпретация понятий – это истолкование, уточнение их смысла, чтобы, реконструируя схему выведения содержательного определения понятий, обеспечить возможность их адекватного понимания и усвоения. Редуцируя содержание понятия до эмпирических признаков, социальный психолог добивается сопоставления содержания общих понятий с реальной действительностью, создает возможность замера социально-психологическими методами исследуемого явления, объекта, процесса. Проводя операционализацию понятий, исследователь выявляет факторы, влияющие на ход изучаемого процесса, для регулирования и управления данным процессом.

Операционализация понятий – совокупность операций, с помощью которых понятия, используемые в социально-психологическом исследовании, расчленяются на составляющие элементы, способные в совокупности описывать их содержание. Операционализация позволяет уточнить качественную структуру предмета исследования. Понятия, которые получаются в процессе операционализации, называют операциональными понятиями. Роль операционализации состоит в уяснении, о чем следует собирать информацию.

Следующий этап составления программы исследования- формулирование гипотезы. Гипотеза исследования – это обоснованное предположение о структуре изучаемых социальных объектов, характере составляющих ее элементов, механизме функционирования и развития. Гипотеза является научным предположением, выдвигаемым для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Основные требования к гипотезе:

- соответствие исходным принципам социально-психологических теорий;

- взаимосвязанность совокупности элементов системы доказательств выдвинутого объяснения;

- доступность проверке в процессе данного социально-психологического исследования (указывать способ их проверки);

- непротиворечивость известным и проверенным фактам, а также друг другу (хотя и могут быть альтернативными);

- простота, развертывание от общих посылок к эмпирически интерпретируемым следствиям.

Принято выделять следующие виды гипотез:

· по содержанию предположений относительно изучаемого социального

объекта: описательные (структурные и функциональные), объяснительные;

· по степени общности предположений: гипотезы-обоснования и

гипотезы-следствия;

· с точки зрения задач исследования: основные и не основные;

· по степени обоснованности и разработанности: первичные и

вторичные.

Задачи социально-психологического исследования формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и условно разделяются на основные, частные и дополнительные. Основные задачи заключаются в поиске ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?

Важным моментом составления процедурной части исследования выступает определение обследуемой совокупности, в связи с чем перед социальным психологом встает проблема составления выборки. Для этого важно сформулировать несколько необходимых понятий генеральной совокупности, выборочной совокупности, выборки и репрезентативности.

Генеральная совокупность – вся совокупность единиц наблюдения, которая имеет отношение к данной проблеме. Она ограничивается территорией, временем, профессией, функциональными рамками. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, которая выступает как непосредственный объект изучения вслед за разработанной программой исследования.

Выборка– представительная часть генеральной совокупности, воспроизводящая закон разделительного признака этой совокупности. Элементы выборочной совокупности (респонденты), подлежащие изучению (например, опросу), выступают в роли единиц анализа. Под категорией же “единицы отбора” понимаются элементы (например, группы респондентов), отбираемые на каждом этапе выборки по особому плану.

Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Различают два основных вида выборки: вероятностная и целенаправленная. Различие между ними - в используемых методах. Если в первом виде используются методы случайной (случайно-бесповторной и случайно-повторной), механической, серийной и гнездовой выборки, то во втором – стихийной, квотной и основного массива. Кроме того, возможно по форме реализации выделить выборки одно- и многоступенчатые. Общую численность единиц наблюдения, которые вошли в выборочную совокупность, называют объемом выборки. Она зависит: от степени однородности генеральной совокупности, необходимой степени точности результатов, количества признаков выборки.

Резюме

1. Социальная психология в своем развитии прошла три этапа. На первом этапе происходило накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н. э. - середина XIX в.). На втором этап произошло выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) и общей психологии (50-60-е годы XIX в. - 20-е годы ХХ в) в самостоятельную область знания. На третьем этапе социальная психология оформилась в экспериментальную науку (20-е годы и по настоящее время), такую же точную, как и отрасли естествознания.

2. Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом связано с деятельностью таких известных ученых как В. Мёде, Ф. Олпорта, Э. Мэйо, Томаса и Знанецкого, Тардта, Лебона, Вундта, К. Левина, Дж. Морено, С. Аша, Ст. Милгрема и других.

3. Развитие социальной психологии в нашей стране имеет драматическую историю и связано с деятельностью таких ученых как Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов, В.А. Артемов П.П. Блонский, Б.Д. Фридман, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.М.Андреева, В. Б. Ольшанский, И.С. Кон, Б. Д. Парыгин, Г.П. Предвечный, Ю.А. Шерковин, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Б.Ф. Поршнев, Л.И.Анцыферова, А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, Ю.М.Федоров и др.

4. К основным направлениям социальной психологии принято относить бихевиоризм и необихевиоризм (Б. Скиннер, Э. Халл, Д. Хоманс, А.Бандура и др.), неофрейдизм (Э. Фромм, Дж. Салливан, Г. Шепард, В. Шутц и др.), когнитивизм (К.Левин, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, С. Аш и др.), интеракционизм (Г. Мид и др.), социокультурный детерминизм (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).

5. Актуальные проблемы развития современной социальной психологии заключаются в смене основных парадигм, вызванных актуализированностью проблемы неадекватности методологического арсенала экспериментальной социальной психологии ее предмету - социальному поведению людей. В процессе ее решения возникли два направления (две парадигмы) социальной психологии: позитивистская (неопозитивистская) и социально-конструктивистская.

6. Социальная психология имеет маргинальный статус, который интегрирует различные подходы и выделяет предметные зоны:

· социально-психологические проблемы личности - социализация личности, социальные роли, статусы, диспозиционная структура личности;

· социально-психологические явления в малых группах (психологическая совместимость, психология групп и коллективов, совместимость, механизмы группового контроля, референтные группы, лидерство и руководство, конформизм);

· социально-психологические явления в больших группах (психология классов, наций, профессиональных групп и т.д.);

· массовидные явления психики (толпа, паника, публика, аудитория);

· массовое сознание (социальные эмоции, чувства, настроения, заблуждения, иллюзии, ценности, аттитюды);

· психологические механизмы влияния человека на человека (подражание, внушение, заражение);

· социально-психологические аспекты коммуникативных и информационных процессов (индивидуальная и массовая коммуникация, мода, слухи, сплетни, имидж, реклама, слухи, мифы).

7. Социальная психология как система научного знания включает в себя совокупность взаимосвязанных методологических уровней, позволяющих специалистам получать в процессе исследования фактический материал, теоретические построения, принципы, законы и категории, гипотезы, подтвержденные выводы, методы, методику и технику исследования.

8. Методы социально-психологического исследования делятся на количественные и качественные: наблюдение, эксперимент, анализ документов, опрос, метод экспертной оценки, социометрические методы исследования, фокус-групповая методика.

9. Важной частью социально-психологического исследования является составление его Программы. Она включает формулирование проблемы, цели и задач, объекта и предмета, интерпретацию понятий гипотезы, определение обследуемой совокупности, описание методов исследования.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные этапы формирования социально-психологических идей

2. Назовите основные проблемы современного этапа существования социальной психологии.

3. Вспомните дискуссии о предмете социальной психологии. В чем особенности различных точек зрения?

2. Перечислите основные методы социальной психологии.

Литература

(обязательная)

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: МГУ, 1999.

2. Федоров Ю.М. Социальная психология.- Тюмень:ТюмГУ,1997.

3. Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов/н Д: Феникс, 2002.

(дополнительная)

1. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке.- М.: Наука, 1983.

2. Вопросы истории общей и прикладной психологии. Сборник статей.- Ростов/н Д: Феникс, 1978.

3. История зарубежной психологии. Тексты. -М.:Изд-во МГУ, 1986.

4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер,1998.

5. Милгрем С. Эксперимент в социальной психологии.- СПб.: Питер,2000.

6. Общая характеристика состояния теоретического знания в современной западной социальной психологии. \\ Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под. ред. Андреевой Г.М. и др.-М.: Изд-во МГУ, 1984.

7. Ольшанский В.Б. Практическая психология для руководителей, учителей и родителей. –Р/ н Д: Феникс, 1998.

8. Онучин А.Н. «Новая парадигма" в социальной психологии.//Мир психологии. № 3. 1999, с. 90-97.

9. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

10. Ярошевский М.Г. История психологии.- М.: Мысль, 1985.

Раздел II. Общие вопросы социальной психологии

Основные вопросы раздела. Общество как процесс совокупной человеческой деятельности. Культура как универсальный регулятор деятельности и общения. Ролевая теория. Социальные роли и маски человека. Социальные стереотипы эталоны и поведения. Гендерные роли. Социально-психологическая диагностика и проблема прогнозирования социального поведения человека. Понятие и виды социального поведения. Механизмы социальной регуляции поведения.

Основные понятия раздела: деятельность, знак, знаковое опосредствование, культура, роль, позиция социальная, правила, символ, социальные функции, статус личности, статус, субкультура, ценности, язык.

Наши рекомендации