Понятие и структура деятельности

Потребность– это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им как напряжение, неудовлетворенность, дискомфорт, как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности – источники активности человека.

Исходным моментом их формирования является социальная обусловленность положения человека в среде. Наиболее потребностями человека являются влечения, которые ближе всего стоят к инстинктам. По источнику формирования происхождения все потребности делятся на биологические (в пище, жилище и т.п.) и социальные – потребности физического и социального существования людей. Однако биологические потребности человека преобразованы его жизнью в обществе и имеют социальный характер, иначе развиваются и проявляются, чем у животных.

Для классификации используются различные критерии: по сфере жизнедеятельности и осуществления (материальные и духовные), по происхождению (биогенные, социогенные), по возможности удовлетворения (идеальные, реальные), по циклам жизнедеятельности (суточные, недельные и др.). Известна также классификация потребностей А. Маслоу. Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив 5 уровней: 1) физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность и др.); 2) потребность в безопасности (защита от страдания, боли, неустроенности); 3) потребности в социальных связях (сопричастности, социальной включенности, доверии, любви и нежности); 4) потребность самоуважения (в признании, одобрении, достижении); 5) потребности самоактуализации (потребность в понимании и осмыслении собственного пути, реализации своего потенциала, своих возможностей и способностей). Последнюю группу потребностей он называет потребностями развития, подчеркивая, что потребности высшего уровня возникают тогда, когда удовлетворены потребности более низкого порядка. Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление желаний, но и развитие личности, личностный рост. Люди, достигшие уровня самоактуализации, реализовавшие свои способности и возможности, предстают как зрелые личности и отличаются следующими чертами: ориентация на объективную реальность и свобода от иллюзий, юмор, спонтанность, терпимость, демократичность принципов и отношений, творческие способности.

Потребности человека тесно связаны с мотивацией, так как последняя появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо, она есть начальный этап психической и физической активности. Деятельность человека направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренний процесс побуждения называется мотивацией. Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.

Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Проблема деятельности связана с проблемой личности и сознания. Личность формируется и проявляется в ее деятельности. Деятельность – это процесс взаимодействия человека с миром.

Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна, но при этом можно выделить ее основные виды: игра, учение, труд и общение.

Игра – вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленная на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного развития.

Учение – процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. Учение является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.

Общение – взаимодействие двух и более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или эмоционального (аффективного) характера.

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

При всем многообразии конкретных видов деятельности в каждом из них возможно выделить некоторые общие структурные компоненты. Анализ структуры деятельности показывает, что она осуществляется при сознательном психическом отражении окружающего мира. В любой деятельности человек в той или иной степени осознает цель своих действий, воображает их результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, прилагает волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности, переживает успех и неудачи. Таким образом, психика ориентирует человека в условиях деятельности и выступает в качестве регулятора.

Деятельность, порождаясь потребностью как источником активности, направляется сознаваемой целью. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Цель – это то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.

Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Этим понятием часто обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, т.е. в которых отражается наличие в человеческой психике некоей готовности, направляющей к определенной цели. Цель и мотив не всегда совпадают. Так, например, у человека может появиться цель – сменить место работы, а мотивы могут быть различными: улучшить материальное положение, работать вместе с друзьями, приблизить место работы к месту жительства и т.д. Часть мотивов может не осознаваться человеком.

Элементами структуры деятельности также выступают действия.

Действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему мотиву. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме. Частные акты действия называются операциями.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя(умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризация – процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные). Однако затем действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами).

Сознание и бессознательное

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание человека опосредованно общественно-исторической деятельностью человека. Развитие сознания в филогенезе связано с включением человека в контекст социальных взаимоотношений.

Сознание – это интегративный способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относится к ним и делать их предметом практического преобразования.

Философское рассмотрение проблемы сознания связано с анализом соотношения категорий сознания и бытия. Именно сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уникальное положение в мире, конструирует его особый онтологический статус, способ бытия. Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность. Сознание: 1) рождается в бытии; 2) отражает бытие; 3) творит бытие.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Функции сознания: 1) отражательная; 2) порождающая (креативная); 3) регулятивно-оценочная; 4) рефлексивная функция. Рефлексия – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности. Объектами рефлексии могут выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, сами процессы рефлексии, личное сознание.

В структуре сознания выделяют два слоя (по В. П. Зинченко):

1) бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя биодинамические свойства движений, опыт действий (наблюдаемая и регистрируемая внешне форма поведения) и чувственные образы;

2) рефлексивное сознание (сознание для сознания), включающее в себя значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком) и смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации, информации).

Однако область психического гораздо шире области осознанного. Далеко не все эмоции и мотивы осознаются человеком, они и составляют содержание бессознательной сферы человеческой психики. Сознание и бессознательное не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где сознание выступает как рефлексивное, а бессознательное – арефлексивное сознание.

Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания. Впервые целостная концепция бессознательного была сформулирована в работах З. Фрейда, хотя задолго до него проявления бессознательного описывались учеными, врачами, философами, священниками и т.д. Но ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «Оно» насыщено энергией – «либидо», являясь иррациональным, подчиняется принципу удовольствия. «Я» находится в конфликте с «Оно». На «Я» воздействуют три силы: «Оно», «Сверх-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «Сверх-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести, подавляет сексуальные влечения. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх=Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, страха, укоров совести, тревоги. «Сверх-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для человека и общества (творчество, искусство, общественная активность, производство и т.д.). Бессознательное проявляется также в снах, ошибочных действиях (описки, оговорки), шутках, ассоциациях и пр. Для устранения конфликта между «Оно» и «Я» применяются механизмы психологической защиты (см. далее).

Недостатком фрейдизма является преувеличение сексуальной сферы в жизни человека, трактовка человека как в основном как биологическое существо, движимое инстинктами, находящееся в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому его последователи, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое из поколения в поколение (К. Г. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие механизмы отторжения личности от общества. Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Наши рекомендации