Исторические этапы становления психологии как науки

Психология сравнительно молодая наука. Официальное оформление она получила чуть более 100 лет назад. Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук, в недрах которых и шло ее становление.

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе и были связаны с анимизмом (лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) – таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Первые греческие философы, пытавшиеся в VI веке до н.э. понять природу человека отвергли примитивную идею о существе, заключенном внутри человека, но все еще были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой.

Крупнейший мыслитель Древней Греции Демокрит утверждал, что душа состоит из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Душа – движущее начало, она материальна, то есть умирает со смертью тела. Иное представление о сущности души развивал Платон, который понимал душу как нечто божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует в высшем мире – мире идей, где и познает идеи – вечные, неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает «вспоминать» виденное до рождения. Согласно представлениям Платона, «душа» обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает его и вступает в «мир идей». Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Душа или «психе» - это «двигатель», позволяющий живому существу реализовать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к ментальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Так складывался исторически первый этап становления психологии как науки о душе. Лишь в эпоху Возрождения, в XV, XVI и особенно в XVII веке сложились более близкие к научным представления – математические и одновременно механические – о мире и о человеке. Они были основаны главным образом на разуме независимо от веры.

С XVII века начинается новая эпоха или второй этап в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских позиций. Развивается представление о психологии как науке о сознании. Сознанием называли способность человека чувствовать, думать, желать. Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Р. Декарт (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Дж. Локк (1632-1704) и др. Так, Рене Декарт пришел к выводу о полнейшем различии, существующим между телом человека и его душой: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Согласно его модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют; это позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам – двигательным нервам – в мышцы, которые надуваются, что либо приводит к отдергиванию конечности, подвергшейся раздражению, либо заставляет совершить то или иное действие. Таким образом, отпадала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты, хотя Декарт и считал, что наличие «разумной души», локализованной в головном мозгу и составляющей сущность человека, помогает последнему управлять своими страстями и возвышает его тем самым над животными, лишенными разума.

Этот декартовский дуализм – тело, действующее механически, и управляющая им душа – надолго оставил отпечаток на представлениях о функционировании человеческого организма.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза. Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Немецкий философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Английский философ Дж. Локк рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. Локк также ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Основным методом изучения считалась – интроспекция (буквально «заглядывание внутрь») наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX века. История психологии как самостоятельной науки начинается в 1979 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Подобную лабораторию в России основал В. М. Бехтерев в 1885 году.

Развитие социальной и экономической сферы в 20 веке и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые задачи, как в научной, так и в технической области. Кроме того, под влиянием новых точек зрения, возникших в психиатрии, и открытий в физиологии нервной системы зарождающаяся наука психология стала искать новые направления исследований. Появившиеся концепции, нередко противоречившие друг другу, большей частью опирались на те представления о человеке, которых придерживался основатель того или иного направления. Одни видели в человеке существо-объект, вылепленное средой или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатлениями детства. Для других это было существо-субъект, которое способно, осознав свои возможности, в любой момент изменить предначертанную судьбу. Третьи рассматривали его как общественное существо, поведение которого во всех случаях окажется плодом его взаимодействий с партнерами или с группой, к которой он принадлежит. Одни придавали главное значение развитию поведения, другие – эмоциональности, третьи – интеллекту или мышлению. Поэтому третий этап развития психологии как науки в начале XX века называют периодом открытого кризиса. Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются базовые категории психологической науки, появляются новые концепции. Однако многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально. Отрыв науки от практики привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология (см. далее).

Психология относится к гуманитарным наукам – наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук является то, что в одни и те же понятия разные исследователи вкладывают разное содержание. Это объясняется сложностью и многоаспектностью внутреннего мира человека, многогранностью его взаимосвязей с окружающим миром.

Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы XX века; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Теперь психологи отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление. Главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какому-то направлению, а скорее желание выявить наиболее подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказания эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.

Современное состояние психологической науки, условно обозначаемое как четвертый этап – эклектика – сочетание различных школ и направлений. В общем виде психологию можно определить как науку о психике, изучающую ее проявления, закономерности и механизмы. Это научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Научные школы в психологии

В первой половине XX века в Европе и США формируется рад самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий.

Психоанализ как учение о бессознательном создал и разработал австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Часто это направление также называют по имени его создателя – фрейдизм. Основная роль в поведении человека по Фрейду принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам.

Мыслители прошлого много писали о том, что человеком управляют неосознаваемые побуждения, бессознательные инстинкты и желания, но лишь в начале XX века врачу-психиатру из Вены удалось создать метод выявления, анализа и объяснения той части человеческой природы, которая скрыта в подсознании. Разработан целый комплекс методов – анализ сновидений, оговорок, забываний, метод свободных ассоциаций – все они предполагаю активную работу психолога, так как полученный в них материал всего лишь основа для анализа. Отсюда и название метода и в целом направления – психоанализ. Созданный первоначально как метод лечения неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З. Фрейдом на объяснение нормальной психической жизни человека. В частности, он утверждал, что наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию бессознательных сил, которые он назвал влечениями. Основными из них являются сексуальное влечение и влечение к смерти. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего – подавленными желаниями, т.е. желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область бессознательного. Эти желания продолжают действовать без нашего ведома, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывая влияние на выбор профессии или на творчество. Поэтому часто человек не может дать адекватного объяснения своим поступкам или объясняет их, не понимая истинных причин своего поведения.

Фрейдизм получил широкий отклик и распространение во всем мире. Объясняется это тем, что в психоанализе на первый план выдвигались вопросы, которые затрагивали реальные жизненные нужды и проблемы людей, а главное – давали ответы на них. Завершающим этапом развития психоанализа стало превращение его в философскую доктрину, где основные понятия и теоретические конструкции экстраполировались не только на человеческую природу, но и на сферы человеческой культуры.

Бихевиоризм как наука о поведении – направление, возникшее в США в начале XX века. Основоположники – Дж. Уотсон, Э. Торндайк. По мнению представителей этой школы, предметом изучения может быть только поведение человека, под которым они понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Бихевиористы исключили сознание из психологии, хотя наличие сознания не отрицалось, но поскольку его невозможно непосредственно наблюдать, то оно не может быть предметом научного изучения. Дж. Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса. Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации – это стимулы (S); ответные движения – реакции (R). Поведение – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление человека к окружающему миру. По Дж. Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано формулой «стимул-реакция» (S-R). Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями. Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение человека, контролировать его, управлять им. В представлении бихевиористов человек – реактивное существо - все его действия и поступки трактуются как реакции на внешние воздействия. Внутренняя активность человека не принимается в расчет. Все психологические проявления человека объясняются через поведение, сводятся к сумме реакций. Практически все поведение рассматривается как результат обучения и основной проблемой бихевиоризма становится приобретение человеком навыков и научение; к ним сводится все богатство внутреннего мира человека. Данный подход предельно биологизировал человека, отвергнув все собственно человеческие формы общественной жизни, внутренний мир человека, высшие духовные ценности.

Приблизительно в то же самое время, когда в Соединенных Штатах началось движение бихевиоризма, в Германии зародилась гештальтпсихология – направление, изучающее целостные структуры сознания. Видными представителями этого направления были М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. Это направление возникло в ответ на работы множества психологов-исследователей, которые «разбивали» психику на отдельные микроэлементы, а потом изучали их по отдельности. Такой подход оправдывает себя в классических точных науках, но не в психологии. Слово «гештальт» как понятие было введено Г Эренфельсом и не имеет точного эквивалента в русском языке. Очень приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое». Поэтому в психологических текстах оно, как правило, не переводится.

Основное положение гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть сумма его частей. Это утверждение противоречит тому, что нам известно, например, из математики. Однако, гештальтпсихологии сравнивали поведение скорее с музыкой, чем с математикой, в которой мелодия несводима к последовательности нот. В соответствии с этой концепцией, человеческое поведение теряет свой смысл, будучи разбито на отдельные компоненты. Приверженцы гештальтпсихологии, в отличие от бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки. Поэтому, с их точки зрения, психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже относится к области сознания. Целостность психологических структур стала главной проблемой и объяснительным принципом в гештальтпсихологии. Методом же стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей.

Гуманистическая психология возникла в США в 50 – 60 -е годы благодаря трудам Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Психологи этого направления считают, что человек постоянно развивается, изменяется и стремится достичь максимально полной реализации своих способностей. С самого начала гуманистическая психология противопоставила себя бихевиоризму и психоанализу, которые оценивала как редукционистские и негуманные подходы к человеку. Предметом исследования гуманистической психологии является уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. Согласно гуманистически-ориентированным психологам, человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей и способен управлять собственным развитием. Для гуманистической психологии изучение конкретного человека, отдельных случаев не менее ценно, чем изучение типов людей или обобщение многих случаев и ситуаций. Личность каждого человека уникальна, и, соответственно, уникален мир каждого, поэтому человек свободен выбирать сам, какую жизнь ему вести. Свобода воли и способность к независимому выбору имеют для гуманистов решающее значение. Они считают, что «реальный» мир человека таков, каким человек «хочет» его видеть.

Человек по своей природе активное, творческое существо, способное к саморазвитию: у него есть не только прошлое, но и будущее. Принципиальным для гуманистической психологии является видение целостной природы психической жизни человека.

Когнитивная психология – направление, также возникшее в США в конце 60-х гг. и изучающее закономерности процессов познания. Решающую роль в поведении человека имеют знания. Основоположниками этого направления считаются У. Найсер, Г. Саймон. В центре внимания когнитивной психологии находится познавательная деятельность человека и мыслительные процессы. Главной задачей психологии является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Психологов данного направления интересует, как мы думаем, вспоминаем, решаем проблемы, создаем мысленные образы вещей, людей, событий и формируем наши представления о себе и о мире. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер. Однако, когнитивная психология подвергается критике за то, что сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям.

Таким образом, анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах позволяет сделать следующие выводы.

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т. д.

2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека в качестве объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.

3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психотехники.

4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей.

Тема 3

Наши рекомендации