Рационального и иррационального в жизнедеятельности

Ученых сплачивает в научное сообщество приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее или верованию, что свойственно для верующих людей. Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами Т. Куна, предложившим это понятие для анализа развития науки, и понимаемым как набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяются всеми членами данного сообщества.

Так как реальность, изучаемая учеными необыкновенно сложна, он встает перед необходимостью выделять в реальности некоторые изучаемые области, исследуемые в первую очередь в соответствии с критериями научной истины. Этот выбор осуществляется на основе научной парадигмы, господствующей в науке в данный момент времени, и основанной на использовании некоторых априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия.

Таких установок в их идеальном, предельном виде в философии выделяют две: материалистическое и идеалистическое понимание природы бытия. Они находят свое конкретное выражение в оппозиции знания и веры, иррационального и рационального.

Если ученый должен познать истину, то способ постижения – научное (то есть основанное на некоторых принципиальных предположениях) исследование, а нормой деятельности выступает научный метод.

При этом некоторой субъективной, иррациональной составляющей выступает уверенность исследователя, его вера в научность его способа познания истины. В данном контексте вера понимается как более широкое психологическое основание, чем это принято при философском определении веры как способа существования религиозного сознания.

В широком смысле вера – это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веру можно подразделить на два вида: религиозную и прагматическую. Иногда выделяют и третий вид – мифологическую веру, связанную с верованиями в различные мифы, которые созданы людьми, как в прошлые времена, так и в нынешние.

Религиозная вера наиболее полно используется в богословии, в религиозных философских трактатах. Она противопоставляется эмпирическому и интеллектуальному знанию и считается высшей формой человеческого знания, полученного через божественное откровение.

Прагматическая вера представляет собой определенную научную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют.

Таковыми являются, например, все математические аксиомы, на которых была построена геометрия Евклида. Прагматическая вера сопутствует человеку в его обыденной жизни. Так, человек верит в целительное искусство врача. В этом случае вера покоится на человеческом признании умения врача бороться с болезнью.

Проблема соотношения знания и веры, рационального и иррационального, в более узком значении – науки и религии имеет давнюю историю. Соотношение знания и веры может вылиться в одну из трех основных позиций:

- абсолютизация знания и полная элиминация веры;

- гипертрофирование последней в ущерб знанию;

- попытка совмещения обоих полюсов.

В размышлениях философов разных направлений и ученых конца XX века все чаще можно встретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера, как правой руке нужна левая, и неумение работать обеими руками следует считать особым преимуществом. Обосновывается это тем, в научном и религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как «чистый ум»; совесть, вера, любовь, порядочность – все это «подмога» в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни ум – это рабочая сила у сердца.

Эту идею высказал еще Н. А. Бердяев, утверждавший, в отличие от О. Конта, что знание и вера не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую, так как в «глубине» знание и вера образуют единство.

В настоящее время усиливается интерес к проблеме иррационального, то есть того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных (научных) средств, и укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения.

Взаимопереход рационального и иррационального – одно из фундаментальных оснований процесса познания. Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими – внерациональными формами познания.

Человек как объект междисциплинарного исследования

Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному восприятию – например, внешние особенности человека. Известно выражение о человеке как о венце природы. В нем подчеркивается, что человек часть природы. Человек – живое существо и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ - в частности, свободным отношением к переживанию органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать чувство голода, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.

Человек – общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный социальный статус, играет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека. Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.

Человек является объектом изучения различных научных дисциплин. Большинство наук связаны с познанием человеческой природы и человеческого поведения. Так, история в каком-то смысле может считаться летописью важнейших поступков, совершенных человечеством; социология пытается найти закономерности развития и описать поведение человеческого общество в целом; художественная литература, искусство и политические науки также могут рассказать очень много интересного о человеке как в самых прекрасных, так и в самых отвратительных его проявлениях. Но подлинно научным исследованием и объяснением законов, по которым развивается и проявляется во вне человеческое поведение, мышление и эмоции, занимается психология.

В психологии для обозначения человека употребляются близкие, но не тождественные понятия: индивид, личность и т.д. Кратко охарактеризуем каждое из них:

Индивид – человек как представитель рода, рассматриваемый со стороны природных, биологических свойств; описание телесного бытия человека. Этот уровень описывает человека как представителя биологического вида класса млекопитающих Homo Sapiens, характеристиками которого являются прямохождение, развитие руки, мозга и т.д. Также индивидный уровень включает в себя: пол, возраст, конституционные (строение тела и уровень обмена веществ) и нейродинамические свойства (особенности функционирования нервной системы). Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Субъект - человек как носитель (инициатор, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания. Становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями. Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности. Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. В то же время человек как субъект – это творец собственной жизни, распорядитель своих душевных и телесных способностей, который способен относится к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы. Субъектность – это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности.

Личность – субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории; человек как представитель общества. Эта характеристика обусловлена социальной природой человека, его включенностью в контекст межличностных отношений. Личность – это способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своей собственной позиции в обществе, в самостоятельных поступках и принятии ответственности за последствия своих социальных деяний. Пространство личности – это пространство социального поведения человека, его поступков и позиций. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Личность – это не раз и навсегда сформированное качество или устойчивая структура, а образ бытия и способ действия. Каждый раз, начиная со школьного возраста и до глубокой старости, совершая выбор и отстаивая свои позиции, человек утверждает себя как личность.

Индивидуальность – человек как уникальная самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их ценным содержанием своего подлинного «Я». Единство и целостность единичных и общих, природных и социальных свойств человека составляет его самобытную «самость». Сущность индивидуальности как раз и связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, быть независимым, суверенным существом. Индивидуальность – это человек как субъект или автор своей собственной жизни во всей ее полноте.

Психолог Б. Г. Ананьев писал: «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности». Вслед за ним авторы учебника «Психология человека» В. И. Слободчиков, И. Е. Исаев определяют понятия личность и индивидуальность следующим образом: «Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой…»

Тема 2

Объект и предмет психологии

1. Предмет психологической науки

2. Исторические этапы становления психологии как науки

3. Научные школы в психологии

Предмет психологической науки

Слово «психология» в переводе означает «наука о душе» (греч. psyche – «душа», logos – «учение»).

Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Внутренний мир человека сложен и многообразен. Он опирается на факты внутреннего субъективного опыта – это чувства, мысли, желания, а также другие формы проявления психики – факты поведения, неосознаваемые компоненты и т. д.

В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Предметом изучения психологии является психика.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Психика имеет сложное строение, в ней можно выделить:

1) психические процессы, которые позволяют человеку познать окружающее - ощущения, восприятие, внимание, память, мышление;

2) психические состояния – мотивация, эмоции, воля;

3) психические свойства – индивидуальные особенности человека, управляющие действиями и поступками (темперамент, характер, способности).

Психика – это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту и вне субъекта не существует. Психика – это «субъективный образ объективного мира».

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

- оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем адекватность этого отражения подтверждается практикой;

- сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

- психическое отражение углубляется и совершенствуется;

- обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

- преломляется через индивидуальность человека;

- носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

Наши рекомендации