Сухих Екатерина Станиславовна

Сухих Станислав Алексеевич

Сухих Екатерина Станиславовна

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По курсу «Психология и педагогика»

Краснодар 2002

Сухих С.А., Сухих Е. С.

Психология и педагогика. Конспект лекций – Краснодар. : ЮИМ, 2003 г.-

Рецензенты – доктор психологических наук, профессор Рябикина З И.

доктор философских наук, профессор Гриценко В.П.

Рекомендовано кафедрой философии и истории Южного института менеджмента в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: 060400-Финансы и кредит, 061100-менеджмент организации, 060500-Бухучет, анализ и аудит» (протокол № 6 от 24 декабря 2002 г.)

Печатается по решению Научно-методического совета ЮИМ :

Проректор по научной работе доцент Хашева З.М.

Сухих Станислав Алексеевич - заведующий кафедрой философии и истории Южного института Менеджмента, д.ф.н., профессор

Сухих Екатерина Станиславовна - преподаватель кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского госуниверситета

Южный институт менеджмента

Собственность Южного института менеджмента

Перепечатке не подлежит

`Оглавление

Раздел 1. Человек и его познание…………………………………………. 3

Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики…………….. 3

Тема 2. Объект и предмет психологии…………………………………….. 8

Тема 4. Постулаты и принципы психологических знаний……………….. 20

Тема 5. Основные категории психологической науки……………………. 34

Раздел 2. Чувственное и рациональное познание………………………… 45

Тема 6. Чувственное познание………………………………………………45

Тема 7. Рациональное познание ……………………………………………54

Раздел 3. Общее и индивидуальное в психике……………………………. 64

Тема 8. Индивидный уровень психики…………………………………….. 64

Тема 9. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике…………74

Раздел 4. Личность в образовании…………………………………………..84

Тема 10. Ценности и цели образования……………………………………. 84

Тема 11. Современные стратегии и модели образования

Тема 12 Педагогика межличностных отношений………………………….88

Тезисы. Понятия. Конспективное изложение курса

Раздел 1. Человек и его познание

Тема 1

Необходимость изучения психологии и педагогики:

В поисках смысл

1. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в жизнедеятельности

2. Человек как объект междисциплинарного исследования

Соотношение знания и веры,

Тема 2

Объект и предмет психологии

1. Предмет психологической науки

2. Исторические этапы становления психологии как науки

3. Научные школы в психологии

Предмет психологической науки

Слово «психология» в переводе означает «наука о душе» (греч. psyche – «душа», logos – «учение»).

Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Внутренний мир человека сложен и многообразен. Он опирается на факты внутреннего субъективного опыта – это чувства, мысли, желания, а также другие формы проявления психики – факты поведения, неосознаваемые компоненты и т. д.

В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Предметом изучения психологии является психика.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Психика имеет сложное строение, в ней можно выделить:

1) психические процессы, которые позволяют человеку познать окружающее - ощущения, восприятие, внимание, память, мышление;

2) психические состояния – мотивация, эмоции, воля;

3) психические свойства – индивидуальные особенности человека, управляющие действиями и поступками (темперамент, характер, способности).

Психика – это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту и вне субъекта не существует. Психика – это «субъективный образ объективного мира».

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

- оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем адекватность этого отражения подтверждается практикой;

- сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

- психическое отражение углубляется и совершенствуется;

- обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

- преломляется через индивидуальность человека;

- носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

Научные школы в психологии

В первой половине XX века в Европе и США формируется рад самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий.

Психоанализ как учение о бессознательном создал и разработал австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Часто это направление также называют по имени его создателя – фрейдизм. Основная роль в поведении человека по Фрейду принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам.

Мыслители прошлого много писали о том, что человеком управляют неосознаваемые побуждения, бессознательные инстинкты и желания, но лишь в начале XX века врачу-психиатру из Вены удалось создать метод выявления, анализа и объяснения той части человеческой природы, которая скрыта в подсознании. Разработан целый комплекс методов – анализ сновидений, оговорок, забываний, метод свободных ассоциаций – все они предполагаю активную работу психолога, так как полученный в них материал всего лишь основа для анализа. Отсюда и название метода и в целом направления – психоанализ. Созданный первоначально как метод лечения неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З. Фрейдом на объяснение нормальной психической жизни человека. В частности, он утверждал, что наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию бессознательных сил, которые он назвал влечениями. Основными из них являются сексуальное влечение и влечение к смерти. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего – подавленными желаниями, т.е. желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область бессознательного. Эти желания продолжают действовать без нашего ведома, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывая влияние на выбор профессии или на творчество. Поэтому часто человек не может дать адекватного объяснения своим поступкам или объясняет их, не понимая истинных причин своего поведения.

Фрейдизм получил широкий отклик и распространение во всем мире. Объясняется это тем, что в психоанализе на первый план выдвигались вопросы, которые затрагивали реальные жизненные нужды и проблемы людей, а главное – давали ответы на них. Завершающим этапом развития психоанализа стало превращение его в философскую доктрину, где основные понятия и теоретические конструкции экстраполировались не только на человеческую природу, но и на сферы человеческой культуры.

Бихевиоризм как наука о поведении – направление, возникшее в США в начале XX века. Основоположники – Дж. Уотсон, Э. Торндайк. По мнению представителей этой школы, предметом изучения может быть только поведение человека, под которым они понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Бихевиористы исключили сознание из психологии, хотя наличие сознания не отрицалось, но поскольку его невозможно непосредственно наблюдать, то оно не может быть предметом научного изучения. Дж. Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса. Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации – это стимулы (S); ответные движения – реакции (R). Поведение – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление человека к окружающему миру. По Дж. Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано формулой «стимул-реакция» (S-R). Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями. Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение человека, контролировать его, управлять им. В представлении бихевиористов человек – реактивное существо - все его действия и поступки трактуются как реакции на внешние воздействия. Внутренняя активность человека не принимается в расчет. Все психологические проявления человека объясняются через поведение, сводятся к сумме реакций. Практически все поведение рассматривается как результат обучения и основной проблемой бихевиоризма становится приобретение человеком навыков и научение; к ним сводится все богатство внутреннего мира человека. Данный подход предельно биологизировал человека, отвергнув все собственно человеческие формы общественной жизни, внутренний мир человека, высшие духовные ценности.

Приблизительно в то же самое время, когда в Соединенных Штатах началось движение бихевиоризма, в Германии зародилась гештальтпсихология – направление, изучающее целостные структуры сознания. Видными представителями этого направления были М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. Это направление возникло в ответ на работы множества психологов-исследователей, которые «разбивали» психику на отдельные микроэлементы, а потом изучали их по отдельности. Такой подход оправдывает себя в классических точных науках, но не в психологии. Слово «гештальт» как понятие было введено Г Эренфельсом и не имеет точного эквивалента в русском языке. Очень приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое». Поэтому в психологических текстах оно, как правило, не переводится.

Основное положение гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть сумма его частей. Это утверждение противоречит тому, что нам известно, например, из математики. Однако, гештальтпсихологии сравнивали поведение скорее с музыкой, чем с математикой, в которой мелодия несводима к последовательности нот. В соответствии с этой концепцией, человеческое поведение теряет свой смысл, будучи разбито на отдельные компоненты. Приверженцы гештальтпсихологии, в отличие от бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки. Поэтому, с их точки зрения, психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже относится к области сознания. Целостность психологических структур стала главной проблемой и объяснительным принципом в гештальтпсихологии. Методом же стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей.

Гуманистическая психология возникла в США в 50 – 60 -е годы благодаря трудам Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Психологи этого направления считают, что человек постоянно развивается, изменяется и стремится достичь максимально полной реализации своих способностей. С самого начала гуманистическая психология противопоставила себя бихевиоризму и психоанализу, которые оценивала как редукционистские и негуманные подходы к человеку. Предметом исследования гуманистической психологии является уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. Согласно гуманистически-ориентированным психологам, человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей и способен управлять собственным развитием. Для гуманистической психологии изучение конкретного человека, отдельных случаев не менее ценно, чем изучение типов людей или обобщение многих случаев и ситуаций. Личность каждого человека уникальна, и, соответственно, уникален мир каждого, поэтому человек свободен выбирать сам, какую жизнь ему вести. Свобода воли и способность к независимому выбору имеют для гуманистов решающее значение. Они считают, что «реальный» мир человека таков, каким человек «хочет» его видеть.

Человек по своей природе активное, творческое существо, способное к саморазвитию: у него есть не только прошлое, но и будущее. Принципиальным для гуманистической психологии является видение целостной природы психической жизни человека.

Когнитивная психология – направление, также возникшее в США в конце 60-х гг. и изучающее закономерности процессов познания. Решающую роль в поведении человека имеют знания. Основоположниками этого направления считаются У. Найсер, Г. Саймон. В центре внимания когнитивной психологии находится познавательная деятельность человека и мыслительные процессы. Главной задачей психологии является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Психологов данного направления интересует, как мы думаем, вспоминаем, решаем проблемы, создаем мысленные образы вещей, людей, событий и формируем наши представления о себе и о мире. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер. Однако, когнитивная психология подвергается критике за то, что сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям.

Таким образом, анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах позволяет сделать следующие выводы.

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т. д.

2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека в качестве объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.

3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психотехники.

4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей.

Тема 3

Методы психологии

Основными способами получения фактов в психологии являются следующие эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

Наблюдение – фиксация проявление поведения и получения суждений о субъективных психологических явлений. Это целенаправленное, обусловленное определенными задачами восприятие психических явлений, внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Самонаблюдение – вид наблюдения, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта. Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходима полнота наблюдения.

Эксперимент – метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент может протекать в лабораторных или естественных условиях. Основная задача психологического эксперимента в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. От наблюдения эксперимент отличается рядом особенностей: исследователь сам вызывает изучаемое им явление; экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания; возможность попеременного исключения отдельных условий (переменных),

с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий и допускает математическую обработку полученный в исследовании данных.

Тест – стандартизованное психологического испытание для установления определенных психических качеств человека, оценки психических процессов. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития психических качеств человека. Тестирование применяется в целях психологической диагностики, для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции. Выделяют тесты способностей, тесты достижений, тесты, используемые в профориентационной работе, проективные тесты и т.д. Квалифицированное применение тестов, проведение психологической диагностики требуют профессиональной психологической подготовки и связаны с принятием этических норм тестирования. Непрофессиональное использование тестов может принести вред личности из-за ложной интерпретации его данных.

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе является письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации используются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной.

Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Преимущество этого метода в том, что в нем может одновременно участвовать группа лиц. Полученные данные могут быть математически обработка. Существуют определенные требования к составлению вопросов анкеты. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной информации, но и компрометирует сам метод. Полученные при анкетировании данные являются первичной ориентировкой и намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для методов беседы и интервью.

Интервью – сбор информации, получаемой в виде ответов на поставленные вопросы.

Беседа - метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения.

Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Правомерность использования метода анализа продуктов деятельности не вызывает сомнений. О силе таланта и личности писателя мы судим на основе его произведений. В психолингвистике разработан вариант анализа продуктов деятельности – контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора.

Специфической формой метода анализа продуктов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.

Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам ее биографии (например, дневники).

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

Проблема возможностей и границ использования математических методов в психологии вызывает споры среди психологов. Представители естественнонаучного направления настаивают на необходимости превращения психологии в точную науку, на широком использовании в ней количественных методов. Сторонники гуманитарной ориентации в психологии указывают на невозможность установить количественные границы такого феномена, как внутренний мир человека. Понятие точности познания применительно к человеку наполняется иным содержанием, нежели в естествознании и математике.

Тема 4

Психологической реальности

1. Исторический, системный и функциональный подходы к изучению психологической реальности

2. Соотношение наследственности и социальной среды

3. Взаимоотношение телесного и духовного в человеке

Любой объект в науке может быть представлен в единстве трех сторон: первая сторона - историческая или генетическая касается закономерностей возникновения, развития и прекращения существования; вторая сторона касается устройства объекта, его структуры и системы, и соответственно, третья сторона затрагивает закономерности функционирования объекта.

Такого рода разграничение сторон касается также и психологии. Так первая сторона объекта «человека» исследуется психологией развития и возрастной психологией. Вторая сторона объекта исследования человека – уровень индивида представлена нейрофизиологическими теориями, гендерной психологией, конституциональными моделями, уровень же личности представлен многочисленными персонологическими конструктами. Соответственно уровень субъекта описывается когнитивной психологией, тогда как уровень индивидуальности стоит в центре внимания гуманистической, трансперсональной, интегративной психологий. Третья сторона объекта изучения – это функционирование, адаптация, реализация человека в биологической, социальной и космической среде. Однако, конечно, все эти стороны взаимодополняют и проникают друг в друга, поэтому каждая теория права в своем интервале абстракции и каждая теория неполна или может быть фальсифицирована, что и придает ей статус научности (принцип фальсификации К. Поппер).

В истории науки существуют различные взгляды на психическую природу человека. В одних случаях человек видится в едином, нерасчленяемом виде –монистическая трактовка. Психическое понимается как производное от материальных процессов и как результат деятельности нервной, физиологической системы. Монистическое понимание человека составляет основу материализма в интерпретации психических процессов.

В другом случае дуалистический подход утверждает сосуществования параллельно души как связи человека с космосом и тела как инструмента этой души. Еще древнегреческий философ Платон видел в плотском(телесном) начале источник конфликтности человека с окружающими в борьбе за материальные ресурсы. А душевная начало, возвышенное(духовное) позволяет космическому разуму проявить себя, что принципиально отличает человека от животного. Эйдосы(образы) проявляются в живом, бодрствующем сознании человека.

Многообразие теорий личности, объясняющих источники или принципы поведения можно свести к нескольким главным постулатам:

- главное в человеке – это стремление к равновесию (гомеостазу)

- главное в человеке – это стремление к удовольствию (гедонизм)

- главное в человеке – это стремление к выгоде (прагматизм)

- главное в человеке – это стремление к неравновесию (гетеростазу)

Глубинная психология предпочитала принцип стремления к удовольствию, тогда как гуманистическая опиралась на принцип гетеростаза, чтобы актуализировать свои внутренние потенциалы. Теория деятельности опирается на получение полезного результата (концепция А.Н. Леонтьева, функциональная теория систем П.К. Анохина).

Тема 5

Сознание и бессознательное

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание человека опосредованно общественно-исторической деятельностью человека. Развитие сознания в филогенезе связано с включением человека в контекст социальных взаимоотношений.

Сознание – это интегративный способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относится к ним и делать их предметом практического преобразования.

Философское рассмотрение проблемы сознания связано с анализом соотношения категорий сознания и бытия. Именно сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уникальное положение в мире, конструирует его особый онтологический статус, способ бытия. Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность. Сознание: 1) рождается в бытии; 2) отражает бытие; 3) творит бытие.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Функции сознания: 1) отражательная; 2) порождающая (креативная); 3) регулятивно-оценочная; 4) рефлексивная функция. Рефлексия – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности. Объектами рефлексии могут выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, сами процессы рефлексии, личное сознание.

В структуре сознания выделяют два слоя (по В. П. Зинченко):

1) бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя биодинамические свойства движений, опыт действий (наблюдаемая и регистрируемая внешне форма поведения) и чувственные образы;

2) рефлексивное сознание (сознание для сознания), включающее в себя значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком) и смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации, информации).

Однако область психического гораздо шире области осознанного. Далеко не все эмоции и мотивы осознаются человеком, они и составляют содержание бессознательной сферы человеческой психики. Сознание и бессознательное не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где сознание выступает как рефлексивное, а бессознательное – арефлексивное сознание.

Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания. Впервые целостная концепция бессознательного была сформулирована в работах З. Фрейда, хотя задолго до него проявления бессознательного описывались учеными, врачами, философами, священниками и т.д. Но ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «Оно» насыщено энергией – «либидо», являясь иррациональным, подчиняется принципу удовольствия. «Я» находится в конфликте с «Оно». На «Я» воздействуют три силы: «Оно», «Сверх-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «Сверх-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести, подавляет сексуальные влечения. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх=Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, страха, укоров совести, тревоги. «Сверх-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для человека и общества (творчество, искусство, общественная активность, производство и т.д.). Бессознательное проявляется также в снах, ошибочных действиях (описки, оговорки), шутках, ассоциациях и пр. Для устранения конфликта между «Оно» и «Я» применяются механизмы психологической защиты (см. далее).

Недостатком фрейдизма является преувеличение сексуальной сферы в жизни человека, трактовка человека как в основном как биологическое существо, движимое инстинктами, находящееся в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому его последователи, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое из поколения в поколение (К. Г. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие механизмы отторжения личности от общества. Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Таким образом, в самосознании можно выделить когнитивный (знание о себе), оценочный (отношение к себе) и поведенческий (саморегуляция) компоненты. Самосознание обеспечивает внутреннюю согласованность личности, целостную интерпретацию опыта.

Тема 6

Чувственное познание

1. Психические функции чувственного познания. Особенности познавательных процессов

2. Эмоции и чувства

3. Приемы саморегуляции

Эмоции и чувства

Особую, очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства. Все мы в каждый момент времени находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства.

Всем известно, многообразие эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления, грусти, тревоги, восхищения, презрения и т.д. Мир чувств пронизывает все стороны нашей жизни – отношения с другими, нашу деятельность, общение и познание. В описательном плане эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему, к тому, что с ним происходит. Переживания этого отношения и есть эмоция, или чувство, они выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации. Основой возникновения эмоциональных состояний являются потребности и мотивы человека. Условия, предметы, явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес и т.д. Напротив, ситуация, воспринимаемая субъектом как препятствующая реализации потребностей и целей, вызывает отрицательные эмоции и переживания: неудовлетворение, грусть, тревогу, страх и т.д.

Эмоции устанавливают связь и взаимоотношение между потребностями и особенностями ситуации, сигнализируя субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях. Эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивов). Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных состояний в форме переживаний, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность.

Таким образом,эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства человека – это отношение его к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит в его непосредственнм переживании.

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяются такие, которые отличаются особым своеобразием протекания влияния на поведение и деятельность человека. Это настроения, аффекты, собственно эмоции, страсти, стрессы.

Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении.

Аффект – эмоциональное проявление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов – более длительные состояния. Они – реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъектиной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.

Страсть – эмоциональное состояние повышенног

Наши рекомендации