Упражнение «Стратегия доброго старта»
Стратегию доброго старта можно представить пятью составляющими элементами: воспоминание приятного прошлого; идентификация ключевых образов приятной ситуации; идентификация ключевых образов неприятной ситуации; смешение позитивного и негативного якорей; благотворный мостик в будущее.
Освоив эту технику вы можете использовать ее самостоятельно в любой необходимый момент.
1. Воспоминание приятного прошлого. Устройтесь поудобнее, чтобы вам никто не мешал, и вспомните ситуацию, в которой вы испытывали только самые положительные эмоции: радость, удовольствие, уверенность в своих силах, внутреннее спокойствие или приятный эмоциональный подъем.
2. Идентификация ключевых образов приятной ситуации. Представьте себя вновь в этой прошлой благотворной обстановке. Обратите внимание на ваше внутреннее состояние: прислушайтесь к своему дыханию, ощущениям в теле, мыслям, чувствам. Пусть ваше внутреннее состояние выразит себя каким-то образом: это может быть картинка, звуки, голоса или ощущения в теле. Побудьте несколько минут с этими живительными внутренними ощущениями, и пусть они примут любую форму. Выделите самый приятный цвет, присутствующий в образе, или подумайте о том, какой цвет может символизировать ваше положительное состояние. Скажите себя фразу, которая соответствует переживаемым ощущениям; вложите в нее всю вашу мощь, всю силу вашей жизненной энергии. Цвет (например, зеленый) и фраза (например: «Все силы Вселенной - во мне!») будут служить вам визуальным и слуховым якорями, которые помогут вернуть это состояние высшего потенциала. Можете добавить еще и тактильный якорь, коснувшись рукой запястья, подбородка или сложив ладони друг с другом. Любое несложное движение подойдет; важно только его запомнить, чтобы потом повторить вновь.
3. Идентификация ключевых образов неприятной ситуации. Подумайте теперь о том, что вас тревожит, мешает сосредоточиться, настроиться на приятный контакт с классом. Представьте себе все элементы этой ситуации и обратите внимание, какие внутренние переживания и ощущения возникают при этом. Пусть все неприятное сосредоточится в каком-то одном образе - видимом или ощущаемом, который имеет определенную форму, цвет и, быть может, звуки. Запомните эти ключевые образы, они послужат нам негативным якорем.
4. Смешение позитивного и негативного якорей. Представьте, что перед вами - закрытая книга. На ее обложке - ключевые образы приятного прошлого. Вспомните их, активизировав позитивные якори: восстановите мысленно приятный цвет (например, зеленый), повторите «ту самую» фразу (например: «Все силы Вселенной - во мне!») и представьте ее напечатанной на обложке, будто эта книга имеет такое название. Используйте при этом «заветное» прикосновение, т. е. тактильный ресурсный якорь. Удерживая себя в этом состоянии, откройте мысленно книгу и представьте, что на левой странице - картинка, соответствующая ключевому негативному образу, который возникал на третьем шаге: те же самые отталкивающие формы и цвет, запомнившиеся неприятные звуки, слова или ощущения. А на правой странице - картинка с обложки - во всем ее великолепии. Только чуть больше, четче и ярче. Задержите свое внимание на приятной странице, получите удовольствие, глядя на дорогой вам образ, прочтите еще раз «заветную» фразу, используйте ресурсное прикосновение. Переверните страницу. На новом развороте то же самое: слева - неприятная картинка, правда значительно потускневшая, несколько размытая и меньших размеров, а справа - приятная - яркая, четкая, крупная. Побудьте с ней, ощутите удовольствие, прилив благотворных ощущений. Снова переверните страницу. На левой стороне - лишь еле угадываемые очертания былого, а на правой - яркий, четкий образ во всем его великолепии, в сочных красках, полном, проникающем в каждую клеточку организма живительном ощущении, наполняющем тело и душу прекрасной мелодией... Закройте книгу - на обложке все тот же радующий вас образ, дающий надежду и силы. Теперь если вы вновь подумаете о неприятной ситуации, то обнаружите, что ее негативное эмоциональное воздействие значительно потускнело, ослабло, стерлось.
5. Благотворный мостик в будущее. Снова вернитесь к позитивному эмоциональному состоянию, используя всю силу своего воображения и ресурсные якоря. Удерживая себя на этой волне, подумайте о том, как вы войдете в класс, улыбнетесь детям и не только сохраните этот приятный, творящий благо настрой, но и приумножите его для вашего общего взаимопроникающего и взаимодополняющего развития.
Урок 6. Станьте гибкими
Задача этого урока - развитие гибкости - важной способности чутко реагировать на поведение партнера и изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств.
Гибкий человек в общении ориентирован на собеседника; он не просто «высказывается», но старается, чтобы его поняли; и в состоянии определить, правильно ли его понимают. Если же его намерения неверно истолковываются, он изменяет тактику и ищет иной способ добиться необходимых результатов.
Некоторые люди не могут изменить своего поведения, даже если четко осознают: взаимопонимание нарушено и партнер по общению не улавливает сути его намерений. Научиться гибкости - значит: обрести способность видеть в поведении партнера его особенности, его восприятия, его мыслительные характеристики; изменяя свое поведение, добиться взаимопонимания и достижения своих целей; иметь несколько вариантов и использовать их в общении.
Вы сами можете выступать образцом гибкости, специально поставив перед собой такую задачу.
В психологии считается: если у человека один выбор, т. е. один способ поведения, - он робот, если два - он в постоянном конфликте с самим собой, ибо непрерывно решает дилемму, какой вариант поведения выбрать (вспомним известную историю про буриданова осла). Если у человека три выбора, он может быть гибким.
Общение - это циклическая система обратных связей, в которой ответ порождает новый ответ, одно поведение порождает другое. Быть гибким - значит уметь использовать информацию, размыкающую эту систему обратной связи. Иногда двигаться к цели по зигзагу лучше, чем по прямой линии: есть возможность избежать опасности и обогнуть препятствия.
Быть гибким трудно. Многие из нас ригидны. Большая гибкость свойственна детям. Если у ребенка отобрать игрушку, он будет играть с палочкой, тесемкой или со своими пальчиками. Но, увы, подрастая, мы теряем природную гибкость. Почему?
Старые способы поведения удобны и привычны. У них много преимуществ. Даже если они мешают достигать результатов, они дороги нам, как любимое старое платье. Ведь попробовать что-то новое - это значит рисковать. И кто знает, чем это может кончиться?
К тому же друзья и наша семья хотят видеть нас прежними. Они часто боятся изменений. Да нам и самим гораздо легче поступать так, как мы привыкли. Каждый из нас привык к себе «прежнему». При резком изменении может возникнуть кризис идентичности. И тогда ответить на вопросы: «Кто я?», «Какой я?» - окажется трудно. Вы можете удивить самого себя.
Но и у гибкого поведения есть неоспоримые преимущества. Новое поведение вызовет и новую ответную реакцию. Возникает возможность добиться от партнера такого ответа, какого хочется. Поэтому имейте в виду: если то, что мы делаем, не достигает результатов, можно добиться желаемого другим способом. Главный секрет гибкости в том, что можно пробовать разные варианты до тех пор, пока не получится то, что задумано.
Своей гибкостью можно побудить к изменениям других людей: ведь наше поведение влияет на тех, кто рядом. Поэтому есть смысл менять поведение так же часто, как одежду. Когда человек пробует что-то новое, то увеличиваются его ресурсы.
Есть несколько способов обрести гибкость тела: массаж, упражнения, прыжки, йога, балет, айкидо и т. п. Да и в обиходной жизни есть много способов тренировать свою гибкость.
Чтобы обрести гибкость, необходимо научиться: 1) прерывать старые паттерны поведения; 2) изобретать и использовать новые возможности и способы поведения; 3) прерывать старые паттерны поведения и использовать новые выборы в быстрой последовательности.
Предлагаем несколько упражнений, которые помогут нам освоить эти шаги.