Упражнение «Чужие интонации»

Хороший способ узнать больше о звуках голоса и о значениях изменений темпа, тона и объема - слушать радио или телепередачу на незнакомом вам языке. Не обращая внимания на смысл сообщения, сосредоточьтесь на самих звуках. Начните с наблюдения за темпом. Заметьте, с какой скоростью (быстро или медленно) люди говорят. Делают ли они паузы? Какие это паузы: долгие или короткие, регулярные или беспорядочные?

Заметьте изменения в темпе и попытайтесь догадаться, почему это происходит. Вы можете ошибиться, но это неважно. Важно то, что вы научитесь замечать изменения в темпе голоса (чего не умели делать раньше) и узнаете об их значении в общении. Позже, слушая голоса ваших друзей, вы можете проверить свои догадки и выяснить, как часто вы были правы. Однажды, уловив темп голоса диктора радио или телевидения, вы можете присоединиться к его голосу, произнося бессмысленные звуки с той же скоростью. Затем попытайтесь подражать тональности и другим изменениям голоса. После того как вы будете удовлетворены своим умением слышать тон, темп, высоту, интенсивность (громкость) голоса, вы можете поупражняться в подражании всем этим слагаемым речи. Если вы остались довольны своими упражнениями, то считайте себя готовыми к следующим.

Теперь важно использовать ваши новые умения подражать тону и темпу голоса по радио и телевидению на вашем родном языке. Игнорируя содержание, испытайте ваши новые умения. За короткое время вы научитесь одновременно слышать содержание и подражать темпу, издавая бессмысленные звуки (жужжание или мурлыканье).

Ваша цель - соответствовать темпу и тону и слышать содержание, все это - одновременно. Это возможно. Вы скоро начнете ощущать полезность этого нового умения.

Упражнение «Подражание»

Для этого упражнения вам нужен друг, который тоже хочет потренироваться. Ваш друг говорит вам что-то в течение трех минут, а вы слушаете. Затем вы рассказываете то же самое - тем же самым тоном, в том же темпе и с тем же уровнем громкости: важно не столько содержание, сколько подражание. Продолжите свои упражнения до тех пор, пока не останетесь довольны своим умением подражать голосу партнера. Если это упражнение покажется трудным, воспользуйтесь облегченным вариантом: сначала расскажите услышанную историю «в затылок» своему другу (чтобы не сбиваться, наблюдая за реакцией партнера). Помните, что ваша конечная цель - передать контекст и вместе с тем соответствовать темпу, тону и интенсивности голоса.

Четвертый шаг - соответствие дыханию собеседника - также требует освоения «зеркальной» техники. Это несложно, если вы умеете видеть дыхание вашего партнера. Немного попрактиковавшись, вы сможете научиться замечать скорость дыхания людей. Однако бывает, что уловить ритм дыхания трудно. В подобных случаях, как вы догадываетесь, необходимо сосредоточиться на верхней линии плеч собеседника и попытаться различить довольно заметные движения вверх и вниз. Если вам удалось уловить ритм дыхания партнера, вы можете соответственно подстроиться под него. Вам надо будет потренироваться, но научиться этому можно довольно быстро.

Пятый шаг - установление соответствия ритму движения (или «перекрестное зеркало») - более сложный путь к гармонии. Освоение этого шага требует осторожной тренировки. Заметьте какое-нибудь движение, которое человек постоянно повторяет, и сопровождайте его всякий раз каким-то другим своим движением. Например, каждый раз, когда ваш сын касается своего подбородка, вы можете тихонечко постукивать карандашом по столу. Или, если человек взволнованно ходит взад и вперед по комнате, вы можете сопровождать его хождение чуть заметным постукиванием ноги. При каждом повороте человека вы просто меняете темп постукивания. Такая гармония ритмов движения может кому-то показаться искусственной, несколько «притянутой за уши». Что ж, скептикам порекомендуем просто попробовать, как работает эта техника.

«Перекрестное зеркало» почти невозможно заметить, потому что большинство из нас не задумываются о своих привычных движениях: мы машинально то и дело поправляем очки, касаемся волос или потираем нос. Если вы заметили, что человек повторяет такие движения, вы можете подстроиться под их ритм покачиванием ноги, постукиванием карандаша или пальца.

Шестой шаг - соответствие позе человека - основан на технике простого отражения, на подражании. Использовать эту технику надо очень осторожно, чтобы не оскорбить человека. Обучаться этой технике лучше в ситуациях, исключающих риск, например когда вы путешествуете в самолете или автобусе. Не удивляйтесь только, если ваши соседи вдруг начнут с вами дружески общаться: значит, техника сработала и вы достигли доверительного контакта. Полезно также наблюдать, как люди «отражают» позы друг друга в ресторане, аэропорту или других местах. Внешнее соответствие подчеркивает сходство и смягчает различия, в результате взаимопонимание между людьми усиливается.

Итак, мы узнали о том, как можно создавать доверие без слов. Потренировавшись, вы сможете этому научиться. Потраченные усилия окупятся сторицей. Однако помните, что человек имеет право и на свои секреты. Какими бы ни были доверительными отношения, люди будут скрывать что-то, у них будут оставаться свои собственные тайны. Но эффективные отношения требуют, чтобы пространство доверия было достаточно обширным.

Наши рекомендации