Памятки для правильного реагирования на конфликтные ситуации
Методы снятия напряжения (избавления от своего гнева), предложенные Дж. Г. Скоттом:
Избавление от гнева с помощью «заземления». В своем воображении вы представляете, что вместе с гневом из вас уходит пучок отрицательной энергии. Вы представляете, как эта отрицательно заряженная энергия опускается вниз внутри вас и беспрепятственно уходит в землю.
Защита от гнева с помощью «проецирования» и уничтожения его. Вы должны расслабиться и изобразить, что излучаете гнев и проецируете его на воображаемый экран. Далее вообразите лучевую пушку и стреляйте из нее в экран. Это помогает избавиться от желания насильственных действий.
Защита от трудностей в общении с людьми. Есть люди, которые постоянно проявляют по отношению к другим злобу, враждебность, причиняя неудобства в общении с ними. Рекомендуется вообразить что-то, напоминающее психологический барьер или защиту. Если нет возможности прервать с такими людьми общение, тогда рекомендуется создать вокруг себя нечто, похожее на энергетическую ограду, которая препятствовала бы проникновению отрицательной энергии.
Можно, кроме того, вообразить стену, отделяющую вас от человека с отрицательным энергетическим зарядом. Такие методы описаны в литературе по биоэнергетике.
Как прекратить трудные взаимоотношения. Если люди не представляют для вас ценности и мешают правильному общению, не-обходимо создать определенную дистанцию между ними и вами. На какое-то время просто следует прекратить с ними общение.
Как не ввязываться в конфликт. Таким способом является самоотстранение от конфликтной ситуации, поскольку отрицательные эмоции или провоцирующие действия могут быть направлены не в вашу сторону. Поэтому не следует «ввязываться» в решение чужих проблем, когда своих хватает.
Возможными являются и случайные столкновения с человеком, которого раздражает сложившаяся вокруг ситуация, а ваше появление приводит к тому, что вы становитесь объектом для разрядки отрицательных эмоций. Чаще всего в подобных ситуациях люди отвечают агрессивным нападением, и вы — уже участник конфликта. Если научитесь не отвечать раздражением на раздражение, то можно обойти стороной конфликтную ситуацию. Делать это необходимо, хотя и трудно. Чтобы суметь объективно оценить конфликтную ситуацию, нужно убедить себя в том, что к вам она не относится. Эта тактика «деперсонализации» достаточно эффективна, даже если вам в будущем придется общаться с участниками этого конфликта.
Как дать воображаемый реванш. Такой метод подходит не для всех людей. Его можно применять с учетом личностных особенностей. Здесь речь не идет о реальном реванше. Этот метод можно использовать только с целью релаксации, а не нанесения ответного удара. В данной ситуации вы направляете свои эмоции в другое русло, не имеющее отношения к конфликтующим лицам. Эта тактика мнимого отмщения может помочь хотя бы на некоторое время отойти от конфликтной ситуации.
Преодоление страха и внутреннего раздора в конфликтной ситуации. Испытывая внутренний конфликт, человек часто остерегается входить в конфликтную ситуацию. Участие в ней может усугубить состояние разлада с самим собой и привести к обострению отрицательных эмоций. От них вы можете избавиться доступными для вас средствами, например релаксацией и другими методами, которые многократно описаны в психологической литературе.
Выполнение дыхательной гимнастики с целью снятия напряженности, раздражительности и расслабления. Вдохните через нос, направляя воздух в низ живота, раздувая его, но оставляя без движения грудную клетку. Выдохните через рот, подтягивая живот и мышцы ягодиц. Сделайте это упражнение несколько раз (7-10).
Упражнения из системы йогов, успокаивающее нервную систему: «Поочередное дыхание через правую и левую половину носа». Оно используется для тренировки нервно-эмоциональной сферы, снятия стресса, улучшения настроения и сна, уменьшения артериального давления.
Сядьте в наиболее удобное положение, скрестив ноги.
Держите правую руку перед собой.
Приложите слегка правый большой палец к правому крылу носа, не закрывая носовой проход. Приложите слегка безымянный палец этой руки к левому крылу носа, но не закрывайте его. Это исходное положение, с которого можно начинать упражнение. Все дыхание в системе йогов совершается при помощи брюшных и грудных движений полного дыхания. Придерживайтесь главного правила естественного дыхания: при вдохе живот выпячивается, при выдохе втягивается.
Слегка выдохните.
Зажмите правое крыло носа большим пальцем. Сделайте глубокий вдох через левую половину носа в течение 8 отсчетов.
Зажмите обе половины носа. Задержите воздух в легких в течение 8 отсчетов. Когда это упражнение в результате тренировок вы будете выполнять автоматически, вам не нужно будет думать об основных движениях пальцев.
Откройте правую половину носа, сняв с нее правый большой палец. Выдохните через правую половину носа со счетом 8.
Без паузы со счетом 8 вдыхайте через правую половину носа.
Зажмите обе половины носа и задержите дыхание в течение 8 отсчетов, применяя «замок подбородка».
Откройте левую половину носа, подняв безымянный палец. Выдыхайте со счетом 8 через левую половину носа.
Это — один цикл поочередного дыхания через обе половины носа. Таких циклов надо проделать 7-8 раз, 2~3 раза ежедневно.
9 правил Дейла Карнеги «Как исправить человека, не оскорбляя его и не нанося ему обиды»:
Правило первое — начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
Правило второе — указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
Правило третье — сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника
Правило четвертое — задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.
Правило пятое — дайте человеку возможность спасти свое лицо.
Правило шестое — выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
Правило седьмое — создайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
Правило восьмое — прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотели видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, не казалось им трудным.
Правило девятое — добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
Приложения
1. Методические рекомендации по написанию доклада
2.
Доклад– это устное выступление на заданную тему. В учебных заведениях время доклада, как правило, составляет 5-15 минут.
Цели доклада:
Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. (Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт).
Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.
План и содержание доклада
Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.
В первой фазе докладарекомендуется использовать:
· риторические вопросы;
· актуальные местные события;
· личные происшествия;
· истории, вызывающие шок;
· цитаты, пословицы;
· возбуждение воображения;
· оптический или акустический эффект;
·неожиданное для слушателей начало доклада.
Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.
Ядромхорошего докладаявляется информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения.
Для убежденияследует использовать:
сообщение о себе кто?
обоснование необходимости доклада почему?
доказательство кто? когда? где? сколько?
пример берём пример с …
сравнение это так же, как…
проблемы что мешает?
Третья фазадоклада должна способствовать положительной реакции
слушателей. В заключении могут быть использованы:
- обобщение;
- прогноз;
- цитата;
- пожелания;
- объявление о продолжении дискуссии;
- просьба о предложениях по улучшению;
благодарность за внимание.
Обратная связь
При общении следует помнить о правильной реакции (реплике) на задаваемые вам вопросы.
Правильная реакция на вопрос:
· Да.
· Хорошо.
· Спасибо, что вы мне сказали.
· Это является совсем новой точкой зрения.
· Это можно реализовать.
· Вы попали в точку.
· Именно это я имею в виду.
· Прекрасная идея.
· Это можно делать и так.
· Вы правы.
· Спасибо за Ваши указания.
· Это именно и является основным вопросом проблемы.