Бланк ответов (заполнять обязательно)
3.2. Обработка результатов
Цель обработки результатов – получение ряда показателей свойств темперамента: эргичности, социальной эргичности, пластичности, социальной пластичности, темпа, социального темпа, эмоциональности, социальной эмоциональности и контроля по вопросам на социальную желательность.
Величины вышеназванных показателей подсчитываются по количеству совпадений с ответами "Да" и "Нет", приведенными в ключе.
Ключи:
Эргичность (Эр): Ответы "Да" на вопросы №4, б, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 98; Ответы "Нет" на вопросы №27, 83, 103.
Социальная Эргичность (СЭр): Ответы "Да" на вопросы №11, 30, 57, 62, 67, 78, 86; Ответы "Нет" на вопросы №3, 34, 74, 90, 105.
Пластичность (П): Ответы "Да" на вопросы №20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101; Ответы "Нет" на вопросы №54, 59.
Социальная пластичность (СП): Ответы "Да" на вопросы №2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99; Ответы "Нет" на вопросы №31, 81, 87, 93.
Темп (Т): Ответы "Да" на вопросы №1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77; Ответы "Нет" на вопросы №29, 43, 70, 94.
Социальный темп (СТ): Ответы "Да" на вопросы №24, 37, 39, 51, 72, 92; Ответы "Нет" на вопросы №5, 10, 16, 56, 96, 102.
Эмоциональность (Эм): Ответы "Да" на вопросы №14, 17, 28, 40, 60, 61, 79, 88,
91, 95, 97.
Социальная эмоциональность (СЭм): Ответы "Да" на вопросы №6, 7, 21, 36,
41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.
Контрольные вопросы на социальную желательность (К): Ответы "Да" на вопросы №32, 52, 89; Ответы "Нет" на вопросы №12, 23, 44, 65, 73, 82.
Анализ результатов. Определить свойства темперамента, сравнивая ответы с ключом. Ответы на данный тест-опросник позволяют охарактеризовать темперамент как систему формальных поведенческих изменений, отражающих 4 блоковую структуру функциональной системы человека:
• блок афферентного синтеза, которому соответствует эргичность;
• блок программирования, который представлен пластичностью;
• блок исполнений, которому соответствует темп;
• блок обратной связи, которому соответствует эмоциональная чувствительность.
В каждой шкале темперамента выделены две подшкалы: предметноориентированная и субъективно-ориентированная (или коммуникативная). Они отражают две сферы взаимосвязи человека со средой: предметный мир и общество, то есть деятельность и общение.
Показатель "Эр" – предметная эргичность характеризует уровень потребности человека в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности в трудовую деятельность.
Показатель "СЭр"– социальная эргичность отражает уровень потребности в социальных контактах, свидетельствует о направленности на освоение социальных форм деятельности, стремление к лидерству, об общительности и вовлеченности в социальную деятельность.
Показатель "П" – пластичность. Это показатель степени легкости или, наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.
Показатель "СП" – социальная пластичность помогает выяснять степень легкости или трудности переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта.
Показатель "Т" – темп представляет скоростные особенности человека. Он свидетельствует о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторнодвигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Показатель "СТ" – социальный темп. С его помощью можно установить скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.
Показатель "Эм" – эмоциональность. Он предназначен для того, чтобы оценить эмоциональную чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
Показатель "СЭм" – социальная эмоциональность. Вопросы, соответствующие социальной эмоциональности, касаются эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере: чувствительности к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.
Показатель контроля социальной желательности "К" – это показатель искренности ответов. Совпадающие ответы характеризуют степень искажения отвечающим за информации о себе. Чем больше показатель "К", тем меньше искренности, и, наоборот, чем он меньше, тем более достоверными считаются другие показатели темперамента. Считается, что отвечающий был искренним и честным сам с собой, если "К" не превышает 5.
Уровень каждого из исследуемых свойств темперамента оценивается отдельно. При этом если тот или иной показатель имеет величину в пределах 0-3, то это свидетельствует о низком уровне, если 4-8 – средний, и если 9-12 – высокий.
Задание 2.
Попытайтесь опровергнуть основные мифы, которые бытуют по отношению к характеру:
1) Характер биологически определен, и с этим ничего нельзя сделать.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2) Характер полностью воспитаем, можно сформировать любой характер по желанию при специально организованной системе воздействий.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3) Есть такая очень серьезная вещь, как национальный характер, то есть существуют очень сильно отличающиеся друг от друга структуры характера, присущи разным нациям, которые существенным образом влияют на индивидуальный характер всех представителей данной нации.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание 3. «Кто Я такой?».
А.Дайте 10 ответов на вопрос «Кто я такой?». Сделайте это быстро, записывая точно в такой же форме, в какой они приходят в голову. Запишите их в столбик.
Я сам | Отец или мать | Друг или подруга |
Б. Ответьте на тот же вопрос, но так, как, по Вашему мнению, отозвались бы о Вас отец или мать. Выберите одного.
В. Ответьте на тот же вопрос, но так, как, по Вашему мнению, отозвался бы о Вас лучший друг или подруга.
Г. Теперь сравните три набора ответов, и укажите, в чем состоит сходство, а в чем – различие.
Сходство | Различие |
Задание 4. Методика «Дерево-Характерт» (по сказке о Деревьях и Характере И. Вачкова)
Инструкция: представьте, что вы оказались в сказочной стране, где характеры людей были отражены в виде деревьев. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.
Так не похожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Нарисуйте или опишите свое Дерево-Характер.