Методика исследования отношения к здоровью
Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (приложение).
Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачитывают следующую инструкцию:
Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожалуйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:
1 - абсолютно не согласен или совершенно не важно;
2 - не согласен, это не важно;
3 - скорее не согласен;
4 - не знаю (не могу ответить);
5 - скорее согласен, чем нет;
6 - согласен, очень важно;
7 - абсолютно согласен, безусловно важно.
Выбранный вами ответ обведите кружком или отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ.
Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и, исходя из этого, выбирайте ответ. Обратите внимание, что в третьем вопросе вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки, оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 5, 8, 9 и 10.
Спасибо за сотрудничество!
Обработка и интерпретации результатов. Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам:
· когнитивной (3, 4, 5 вопросы);
· эмоциональной (6, 7 вопросы);
· поведенческой (8, l0 вопросы);
· ценностно-мотивационной (1, 2, 9 вопросы).
Анализ результатов проводится на основании качественного анализа полученных с помощью опросника данных, который может быть осуществлен на нескольких уровнях:
· каждое утверждение может быть проанализировано в отдельности;
· анализ данных может проводиться по каждому вопросу (интерпретируются все утверждения, входящие в данный вопрос);
· каждый блок вопросов или шкала также могут быть рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, входящие в данную шкалу).
При анализе отношения к здоровью могут быть выделены противоположные типы отношений - адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена. И поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или, неадекватности.
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности – неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:
· на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
· на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
· на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
· на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированное мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) используется процедура контент-анализа: при анализе определений понятия «здоровье», полученных при исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц - элементов содержания рассматриваются существенные признаки здоровья, а также определяется частотность их встречаемости (% от общего числа опрошенных).
По итогам выполнения задания должна быть представлена качественная характеристика особенностей отношения к здоровью на когнитивном, эмоциональном‚ поведенческом и ценностно-мотивационных уровнях.