Психолого-педагогическая практика на iii курсе

ВВЕДЕНИЕ

Уча, учимся!

Сенека

При изучении наук примеры

полезнее правил

Исаак Ньютон

Ничто так прочно не запоминают

ученики, как ошибки своих учителей

А. Лигов

Педагогическая практика - ответственный период в жизни будущего специалиста - учителя. Следует осознать значительный момент данного события: для студентов педагогического вуза - это проверка себя на готовность принадлежать к особому миру, имя которому «Образование», образованный человек всегда хочет учиться. Переступая порог школы, важно понять, что задача Учителя состоит прежде всего в том, чтобы зарождать и поддерживать это уникальное состояние, используя личный положительный опыт, способы работы Учителей, открывших путь в педагогическую профессию, накопленный багаж теоретических знаний в педвузе.

Достижения успехов в любой деятельности обусловлено взаимодействием ее участников. От того, как будут выстраиваться общение, отношения, общие интересы в школьной жизни, зависит степень удовлетворенности от практической деятельности студента - практиканта. Важно как можно быстрее узнать своих будущих соучастников учебной деятельности, организатором которой предстоит стать и раскрыть с наибольшей полнотой тот запас возможностей, которые накоплены в школе и вузе.

Данное пособие предназначено для оказания практической помощи студентам в проведении психологического исследования, предусмотренного программой педагогической практики.

В психологии накоплен немалый арсенал средств и методов, используемых учителями для изучения психологического климата в классе, диагностики познавательных процессов, типологических и характерологических особенностей личности учащегося, определения психологического эффекта конкретного педагогического приема и т.д. Знакомство с некоторыми из них будет способствовать становлению профессиональной компетентности будущих учителей.

Учебные программы педагогических практик ориентируют студента на активный характер работы как специалиста, позволяют увидеть себя в роли учителя, воспитателя, исследователя. Учебный план предусматривает проведение одной ознакомительной и двух учебно-профессиональных практик. Все виды практик студенты проходят на базе общеобразовательных учебных заведений.

Цель педпрактики: Совершенствование теоретических знаний и практической подготовки студентов к педагогической деятельности, овладение умениями научно-исследовательской работы.

Задачи практики:

- углубление представлений о будущей профессиональной деятельности;

- закрепление теоретических знаний, полученных в вузе;

- овладение основными психолого-педагогическими приемами работы с детьми, детскими коллективами;

- приобретение начальных практических умений и навыков по психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса в школе с учетом данных общей, возрастной и педагогической психологии;

- практическое применение усвоенных методов психолого-педагогическою исследования для получения необходимого эмпирического материала и его интерпретации, разработка практических рекомендаций по развитию личности учащихся.

Обязанности студента-практиканта

- внимательно ознакомиться с программой практики;

- выполнить все виды работ, предусмотренных программой педагогической практики;

- своевременно представить отчет (за неделю до окончания практики);

- Отчет по психолого-педагогической практике состоит из:

- титульного листа, на котором указаны Ф.И.О. студента, факультет, труппа, место и сроки прохождения практики;

- психолого-педагогической характеристики учащегося (1V курс),

- классного коллектива, анализа урока(\’ курс);

- стимульного материала, бланков и протоколов исследования,

- интерпретации полученных результатов.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА НА III КУРСЕ

Цели и задачи практики

1. Изучение познавательной сферы учащегося.

2. Освоение методов психологической диагностики уровня развития познавательных процессов учащегося-подростка (IV-IX классы).

3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций на основе результатов психодиагностического исследования.

Задания исследователю

1. Выбрать для психологического исследования конкретного ученика (ученицу), обосновать свой выбор;

2. Изучить с помощью методов наблюдения и тестирования развитие познавательных процессов учащегося:

- восприятия;

- внимания;

- памяти;

- мышления;

- воображения;

- речи.

3. Составить психолого-педагогическую характеристику познавательной сферы школьника.

4. Проанализировать приемы, техники и методики, используемые педагогом для активизации развития познавательных процессов учащихся.

5. Основываясь на выводах психодиагностического исследования, разработать программу коррекционной работы с обследованным школьником.

НА IV КУРСЕ

Цели и задачи

- Исследование индивидуальных особенностей учащегося.

- Овладение методиками, диагностики уровня развития познавательной сферы и особенностей личности учащегося.

- Разработка коррекционной и профилактической работы с учащимся.

Задания исследователю

1. Определить для психологического исследования конкретного ученика (ученицу), обосновать свой выбор;

2. Провести психодиагностическое исследование:

- познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение и т.д.)

- темперамента;

- направленности (мотивации) личности;

- самооценки и уровня притязаний.

- акцентуаций характера;

3. Составить психолого-педагогическую характеристику школьника.

4. Разработать программу коррекционной работы.

НА V КУРСЕ

Цели и задачи

1. Изучение классного коллектива.

2. Знакомство с основными методами сбора информации о группе.

3. Оформление психолого-педагогической документации.

Задания по психологии

1. Изучить психологические аспекты организации учебной деятельности школьников на уроке.

2. Провести психодиагностическое исследование коллектива учащихся. Дать педагогическую характеристику включенности школьников в совместную деятельность по овладению нового учебного материала

3. Выделить трудности «вхождения» школьника в решение учебных задач.

4.Составить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива.

5. Дать методические рекомендации по совершенствованию работы классного руководителя с данным коллективом.

Классного коллектива

1. Общие сведения о коллективе и история его формирования (численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами и т.д.).

2. Структура классного коллектива. Формальная: состав класса, его актив (характеристика личности лидеров: их инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению, положение в системе межличностных отношений)

Неформальная: (инструментальный и эмоциональный лидеры, характер их влияния на класс, «отчужденные», причины их появления, взаимоотношения учащихся в группах, дружеские пары, сплоченность членов классного коллектива).

3. Влияние коллектива на личность учащихся, цели и ценности, доминирующие с коллективе. (Анализ конкретных фактов).

4. Общая характеристика организации учебной деятельности классного коллектива (исследования мотивация учебной деятельности, успеваемость и дисциплинированность, контроль и учет за успеваемости отдельных учеников, взаимопомощь, ее формы и организация, отношение школьников к учению).

5. Личность учителя и его влияние на класс: стиль педагогической деятельности, образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии школьников, их интересов, стиль отношений и взаимоотношения класса и учителя, его авторитет среди учеников.

6. Общие выводы и рекомендации: Уровень, стадия развития коллектива. Характер общего эмоционального климата в классе (бодрый, радостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д,). Дисциплинированность. Основные трудности в организации жизни классного коллектива. Анализ конфликтов, пути их преодоления. Психолого-педагогическое воздействие на учащихся и развитие межличностных отношений в группе.

Рекомендуем перед началом педагогического общения с учащимися обратить внимание на следующие заповеди Софийской мудрости (УШ в.):

1. Не отказывай ученику в совете и не позволяй работать на такой степени сложности, к какой он не готов.

2. Отговаривая ученика от дурного, учитель действует намеком, а не прямо. Прямые защиты разрушают покров благоговении и вызывают упрямство.

3. Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежительно отзываться о другой науке.

4. Учитель должен ограничивать ученика посильными для его ума действиями.

5. Учитель должен давать ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума.

6. Учитель должен делать сам то, чему он учит, и не давать своим делам изобличатъ во лжи свои слова.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обработка результатов.

По каждому опыту необходимо подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведении.

Результаты заносятся в таблицу.

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти позволит определить ведущий тип памяти у данного испытуемого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала.

Первый ряд

КУРИЦА - ЯЙЦО

КУКЛА - ИГРАТЬ

ГРУША - КОМПОТ

КОРОВА - МОЛОКО

ПАРОВОЗ - ЕХАТЬ

ЛЕД - КОНЬКИ

СНЕГ - ЗИМА

БАБОЧКА - МУХА

НОЖНИЦЫ - РЕЗАТЬ

ЛАМПА - ВЕЧЕР

КНИГА - ЧИТАТЬ

УЧЕНИК - ШКОЛА

РУЧКА - ПИСАТЬ

ЩЕ’ГКА - ЗУБЫ

ЛОШАДЬ - САНИ

Второй ряд

СПИЧКИ - КРОВАТЬ

ЛСИНИЦА - СЕСТРА

ШЛЯПА - ПЧЕЛА

ЛЕЙКА - ТРАМВАЙ

МУХОМОР - ДИВАН

ДЕРЕВО - ОВЦА

БУСЫ - ЗЕМЛЯ

ГРАФИК - ТУМАН

ЖУК – КРЕСЛО

РЫБА - ПОЖАР

БОТИНКИ - САМОВАР

КОМПАС - КЛЕЙ

НЕБО - РАК

ГРЕБЕНКА - ВЕТЕР

ПИЛА - ЖУРНАЛ

Обработка результатов.

В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, т. е. подсчитать количество просмотренных букв, количество зачеркнутых букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности paботы но минутам для каждой серии (рис. I).

Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у испытуемого. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работы испытуемого в каждой серии опыта, определить, наблюдалось ли упражнение или утомление испытуемого при выполнении задания.

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

Методика «Простые аналогии»

С ее помощью выявляется характер логических связей и отношений между понятиями.

Ход выполнения задания: Ученик изучает пару слов размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если учение не может понять, как это делается, одну пару можно разобрать вместе с ним.

l. БежатьКричать

стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

2. ПаровозКонь

вагоны поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

3. НогаРука

Сапог калоши, кулак, перчатки, палец, кисть

4.ПтицаЧеловек

гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом

5. ШколаБольница

обучение доктор, ученик, учрежление, лечение, больной

6. ЖелезоДерево

кузнец пень, пила, столяр, кора, ветка

7. ТеатрБиблиотека

Зритель актер, книги, читатель, библиотекарь, сторож

8. ПароходПоезд

пристань рельсы, вокзал, земля, пассажир, шпалы

9. МалинаКастрюля

ягода плита, суп, ложка, посуда, повар

10. НожСтол

сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть

11. ДомЛестница

этажи жители, ступеньки, каменный, большой, подъем

Анализ результатов. O высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов, о хорошем - 6-7 ответов, 0 достаточном - 4-5, 0 низком - меньше чем 5. Анализируется также характер установленных связей между понятиями - конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.

Тест 2. «Заключение»

Задача: перечислить гипотетические последствия ситуации.

Инструкция: вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения 3 минуты.

Оценивается так же, как тест 1.

Тест 3. «Выражение»

Задача: придумать предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.

Инструкция: сочини предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, M, C, К.

Пример: Веселый мальчик смотрит кино.

Время выполнения 4 минуты.

Результаты оцениваются по двум показателям: беглость (число правильно составленных предложений и число слов, повторяющихся один раз, - l балл и за каждое предложение); и оригинальность и точность (число оригинальных, правильно построенных предложений - 4 балла за одно предложение).

Тест 5. «Эскизы»

Задача: В каждом квадрате теста даны одинаковые фигуры - круги. Каждый круг надо превратить 3 изображение предмета.

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

Инструкция: добавь любые детали к основному изображению так, чтобы получились различные предметы.

Пример:

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

Время выполнения 5 минут.

Результаты теста оцениваются следующим образом:

а) беглость (В):

n1 - число категорий рисунков (лица, животные т.д.) (1 категория - 1 балл);

n2- число рисунков, где не используется круг (1 риcунок - 1 балл);

n2- число ошибок (1 ошибка - 1 балл)

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

б) оригинальность (О):

m1 - число оригинальных рисунков (1 рисунок - 5 баллов);

m2 - число оригинальных подходов к исполнению - необычное по форме и расположению изображение (1 изображение - 3 балла):

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

Личности школьников

Диагностика типа темперамента с помощью опросника Айзенка (подростковый вариант)

Применять методику целесообразно с 10-12 лет.

Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке на Бланке ответов знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «_». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос».

Бланк ответов

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

Опросник Айзенка

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5. Часто ли y тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения?

13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»)?

l5. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

l8. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины ( без физических нагрузок) сильно бьется сердце.

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом...?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся кошмарные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться в обществе своих друзей, приятелей, подруг?

39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Обработка результатов:

I. Экстраверсия-интроверсия определяется по сумме положительных ответов «+» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 и отрицательных ответов «-» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59.

2. Эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность определяется суммой положительных ответов «+» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 3Q, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

3. Школа социальной желательности (шкала лжи) определяется по числу совпадений знаков при ответе на вопросы: со знаком «+» 8, 16, 24, 28, 36, 44 и со знаком «-» на вопросы 4, 12, 20, 32, 40, 48.

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

По шкале социальной желательности показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, что свидетельствует о тенденции обследуемого ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Это распространяется и на другие шкалы. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в поведении испытуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку.

По полученным данным строится график. Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип Вашего темперамента.

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Охарактеризуем «чистые» типы темперамента следующим образом:

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных идей, целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, порывистостью, импульсивностью. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно в раздражительности, аффективности.

Флегматик обычно ровен, спокоен, редко «выходит из себя», не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д.; в других - вялость и безучастность к окружающему, лень, безволие. Флегматик медленно вырабатывает новые формы поведения, но они являются устойчивыми.

Меланхолик трудно сосредоточивается на чем-либо, его реакция часто не соответствует силе раздражителя. Сильные воздействия вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. При нормальных условиях меланхолик глубокий, содержательный человек, при неблагоприятных - может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Методика «Три желания»

После прочтения сказки «Золотая рыбка» детям предлагается представить, что они на самом деле поймали золотую рыбку (показывается изображение золотой рыбки).

Ученикам даются следующие задания:

А) О чем вы мечтаете? Скажи, пожалуйста, свои самые заветные три желания, располагая их по степени значимости;

Б) Давайте представим, что рыбка помогла вам выиграть суперприз в лотерею – очень много денег. На что вы их потратили бы в первую очередь, во вторую, в третью?

В) Наши желания связаны с реальной жизнью, за деньги все не купить, но мы ведь поймали не простую рыбку, а волшебную. Давайте пофантазируем и попросим у рыбки что-нибудь необычное, волшебное, сказочное. В первую, во вторую и в третью очередь.

C учащимися l-2-x классов методика проводится индивидуально. Ученики 3-4 классов записывали свои желания на специальных бланках. Тратить материальные средства, «распоряжаться волшебной силой» можно на удовлетворение духовных и материальных потребностей. При этом они могут быть связаны с удовлетворением своих личных потребностей и потребностей других людей близкого и далекого окружения. В зависимости от целей затраты средств можно судить о направленности личности, её ценностных ориентациях.

Бланк ответа по методике «Три желания».

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

Моторная проба Шварцландера

Цель: определение уровня притязаний

Инструкция: Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. Необходимо поставить крестики в максимальном числе квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту работу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первого прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей пробе время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. Это задание также обращено к анализу целевого расхождения. Производят сопоставление числа графических элементов намеченных для исполнения с фактическим результаты в каждой пробе.

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

Анализ результатов: Средняя величина уровня притязаний подсчитывается по формуле предполагающей сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД)

ЦО=(УП2-УД1)/3+(УП3-УД2)/3+(УП4-УД3)/3

Стандарты целевого отклонения:

5 и выше – нереалистично высокий уровень притязаний;

4,99 – 3 – высокий уровень притязаний;

2,99 – 1 – умеренный уровень притязаний;

0,99 – (- l,49) – низкий уровень притязаний;

-1‚50 и ниже – нереалистично низкий уровень притязаний.

Примечание. Под уровнем притязаний личности обычно понимают стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Схема анализа данных

1 . Особенности музыкальности:

- Умение слушать музыкальное произведение: выслушать до конца, не отвлекаясь; запоминать и узнавать.

- Эмоциональная отзывчивость Ha музыку: отношение к процессу слушания (получает удовольствие, равнодушен и пр.; экспрессивно-мимическое выражение эмоций в соответствии с характером музыкального произведения (хмурится, улыбается, смеется, зажмуривает глаза и пр.): сопровождение музыки движениями (притопывает, хлопает в ладоши, покачивается в такт музыке и пр.).

- Понимание музыкального произведения: умение определить и словесно обозначить его характер; умение видеть в нем определенное содержание: выделить некоторые средства выразительности (темп, громкость и пр.).

- Эстетическая оценка музыкального произведения самостоятельная или с помощью взрослого; содержание и разнообразие критериев этой оценки.

2. Эстетические чувства

На основании описанных выше критериев можно сделать вывод об эстетических чувствах, под которыми понимают умение переживать красивое и некрасивое, чувствовать гармоническое сочетание музыкальных звуков.

Анкета интересов

Предназначена для изучения преобладающих интересов школьников.

НРАВИТСЯ ЛИ ТЕБЕ…

1. Заниматься на уроках математики?

2. Участвовать в труппе по изучению родного края (или археологических раскопках и т.п.)?

3. Читать художественные произведения?

4. Собирать трибы, ягоды?

5. Слушать игру на музыкальных произведениях, пение

6. Посещать выставки картин, скульптур?

7. Читать книги и журналы о путешествиях и путешественниках?

8. Наблюдать, как стоят дом, прокладывают дорогу, ремонтируют водопровод?

9. Посещать спортивные соревнования?

10. После уроков встречаться с товарищами, играть в разные игры?

11. Участвовать в школьных олимпиадах по математике?

12. Заниматься историей на уроках в школе?

l3. Сочинять стихи?

14. Наблюдать за жизнью птиц, насекомых?

l5. Учиться петь и играть на музыкальных инструментах?

16. Рисовать карандашом, красками?

17. Смотреть телевизионные передачи о путешествиях?

l8. Строить модели планеров, кораблей, игрушки?

l9. Смотреть по телевидению спортивные передачи?

20. Организовывать в школе интересные дела?

21. Читать книги о великих математиках?

22. Посещать выставки, рассказывающие об истории народов, стран?

23. Рассказывать о разных случаях, происшедших с тобой или другими людьми?

24. Сажать и ухаживать за деревьями, кустами?

25. Изучать ноты?

26. Собирать цветы и составлять букеты?

27. Ходить в турпоходы с целью изучения родного края?

28. Заниматься в школе на уроках труда?

29. Читать книги и статьи о спорте и спортсменах?

30. Проводить перемены между уроками с товарищами?

31. Посещать выставки новых компьютерных технологий?

32. Читать книги с описанием исторических событий?

33. Отгадывать кроссворды?

34. Разводить в квартире цветы?

35. Маршировать и танцевать под музыку?

36. Смотреть передачи по телевидению о картинах художников?

37. Слушать рассказы о путешествиях?

38. Ходить на выставки детского творчества (поделок)?

39. Заниматься в спортивной секции?

40. Проводить каникулы в детском оздоровительном лагере?

41. Соревноваться с товарищами, кто первый решит задачу, пример?

42. Смотреть фильмы и телепередачи о далеком прошлом?

43. Заниматься на уроках русского языка и литературы?

44. Иметь дома животных и заботиться о них?

45. Смотреть телевизионные музыкальные передачи?

46. Читать о жизни и работе художников?

47. Заниматься на уроках географии в школе?

48. Производить дома мелкий ремонт мебели, посуды, хозяйственных вещей.

49. Заниматься на уроках физкультуры?

50. После школы быть одному?

51. Решать трудные задачи по математике?

52. Собирать и хранить старинные вещи?

53. Писать заметки в стенгазету?

54. Выращивать растения на огороде?

55. Собирать фотографии композиторов, певцов, музыкантов?

56. Любоваться красивым пейзажем за городом?

57. Собирать фотографии и открытки о природе, людях, городах в разных странах?

58. Находить деревянные, мегалитические обрезки, проволоку и сберегать их «на всякий случай»?

59. Собирать фотографии спортсменов - чемпионов России и мира?

60. Готовить с товарищами уроки?

61. Помогать товарищам по математике?

62. Изучать историю своей семьи и фамилии?

63. Писать письма знакомым, друзьям?

64. Состоять в обществе охраны природы?

65. Слушать пение птиц?

66. Заботиться о том, чтобы было красиво в квартире?

67. Ездить с родителями в другие города?

68. Читать в газетах и журналах разделы «Умелые руки»?

69. Делать физзарядку.

70. Ходить в гости к товарищам и приглашать их к себе?

Лист ответов

Фамилия___________________________Класс_____________Дата_____________

Прочитав внимательно каждый вопрос анкеты, поставьте в клетке с тем же номером ваш ответ:

++ – очень нравится

+ – нравится

– – – не нравится

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

Обработка результатов:

Каждый крестик соответствует 5 баллам. Если в клетке два +, это 10 баллов. Количество баллов заносится в последнюю строку. Подсчитывается количество баллов по каждому столбцу.

Столбцы соответствуют интересам в:

1 - математике

2 – истории

3 – лингвистике

4 – природе

5 – музыке

6 - изобразительном искусстве

7 - путешествиях

8 - рукоделии, мастерстве

9 - спорте

10 - общении.

Обработка результатов.

Для обработки используется один из бланков анкеты, при этом подсчитывается количество каждого вида ответов, общее их количество по каждому пункту анкеты, которое преобразуется в баллы (пользуясь ключом анкеты).

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

Для подсчета результатов опроса из бланков анкеты наносятся «точки», их сумма подсчитывается.

психолого-педагогическая практика на iii курсе - student2.ru

Вычисляем величину, характеризующую психологический климат (С)

С=S/n, где S – количество всех баллов, n – число учащихся.

ГЛОССАРИЙ

Адаптация социальная (от лат. adapto - приспособляю и socialis - общественный) - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса.

Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты их сочетаний, представляющую крайние варианты норм, граничащие с психопатиями.

Аффект - бурное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, выражающееся во внезапном приступе необычайно сильного гнева или ярости в ответ на раздражитель. А. может сопровождаться глубоким помрачением сознания, бурным двигательным возбудителем и последующим расстройством памяти.

Ведущая деятельность - деятельность, с которой на данном этапе антогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни.

Воспитательные ценности - позитивные ценности общества, которые обеспечивают развитие личности ребенка в интересах и общественной личности ребенка в интересах и общества, и самой личности.

Группа малая - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.

Группа референтная (от лат. referens - сообщающий) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) - см. отклоняющееся поведение.

Делинкветное поведение (от лат. delinguens - правонариаитель) – субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно-наказуемые действия.

Игра (детская) - вил деятельности, заключающийся воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конформность (от лат. conformus - подобный, сообразный) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Личность - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека

Настроение - сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.

Негативизм (от лат. negato - отрицание) – немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Поведение агрессивное - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходст

Наши рекомендации