Вопрос № 2 Модели поведения учителей в педагогическом общении.
Модели поведения людей в общении представляют собой обобщенные, схематически выраженные характеристики коммуникативных действий. В моделях поведения учителя находит выражение его социально-профессиональная позиция. В педагогической литературе можно встретить самые разнообразные типологии профессиональных позиций учителя.
@ Интерес, на наш взгляд, представляет типология М. Талена (таблица 8). Им выделены следующие модели поведения учителей в педагогическом общении:
v «Сократ»,
v «Руководитель групповой дискуссии»,
v «Мастер»,
v «Генерал»,
v «Менеджер»,
v «Тренер»,
v «Гид».
@ Психотехнология педагогического общения выделяет пять основных моделей.
Такое выделение носит условный характер, так как в практике педагогического процесса чаще всего встречается комбинация рассматриваемых ниже моделей общения.
Таблица Типология М. Талена
«Сократ» - провоцирует педагогическое общение как цель
взаимодействия взаимосвязанных дискуссий;
- отстаивает непопулярные взгляды;
- сознательно использует конфликт как механизм т управления отношениями в общении;
- организует перекрестный опрос учащихся;
- формирует у учащихся навык защиты собственных позиций.
«Руководитель - умело нейтрализует напряжение в общении;
групповой дисскуссии»
- блокирует конфликты в отношении с детьми и между ними;
- владеет искусством психологического и соци-
ального применения различных позиций, взглядов;
-учит демократическому стилю общения;
- организует столкновения мнений.
«Мастер» - организует в каждом акте педагогического общения эффективную самопрезентацию;
- стимулирует у учащихся подражание себе;
- демонстрирует свои позиции и взгляды;
- одобряет копирование своих отношений;
- прекрасно владеет алгоритмом публичной речи.
«Генерал» - избегает всякого двойного смысла в речевых
действиях и поступках;
- подчеркнуто требователен;
- жестко добивается послушания;
- абсолютно уверен в своей правоте;
- использует приемы типа «приказ» и требует автоматического подчинения
«Менеджер» - определяет смысл и стиль деятельности учащихся
- индивидуально программирует деятельность учащихся;
- поощряет инициативу и самостоятельность учащихся;
-контролирует качество и оценивает конечный результат.
«Тренер» - формирует из учащихся коммуникативные группы как команды со строгой функционально-ролевой
дифференциацией;
- четко определяет цели действий на каждый период общения;
- жестко формулирует способы достижения поставленных целей;
- организует педагогическое общение как совместную деятельность;
- распределяет в группе учащихся коммуникативные роли в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности;
- стимулирует активность методами критической оценки.
«Гид»
- подчеркнутая демонстрация энциклопедических знаний;
- лаконичность в ответах;
-эмоциональная сдержанность;
- методичность в ответах на вопросы учащихся;
- не допускает изменения личной дистанции.
@ В таблице представлены пять основных моделей педагогического общения:
· познавательная;
· экспрессивная;
· суггестивная;
· убеждающая;
· ритуальная.
Все названные модели педагогического общения строятся на принципах психологического равенства позиций учителя и ученика как партнеров в педагогическом процессе.
Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Однако их важно учитывать при анализе деятельности учителя, оптимизации процессов социального и психического развития личности учащихся