Вопрос № 4. Учебная деятельность и особенности межличностного взаимодействия школьников.
? Учебная деятельность младшего школьника.
С поступлением ребенка в школу система «ребенок — учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий: впервые отношение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — общество».
& В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, — значит, и дома хорошо, и с детьми тоже хорошо.
Эта новая социальная ситуация развития ребенка связана с появлением в его жизни учебной деятельности. Общение непосредственно включено в нее, протекает в процессе ее, при обсуждении результатов, и в межличностных отношениях, возникающих в данной деятельности.
Учебная деятельностьнепосредственно направлена на усвоение знаний из различных наук и культуры. Главное в ней — это обращение человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом. Развитие учебной деятельности происходит в процессе передачи знаний от учителя к ученику.
? Совместная деятельность — необходимый этап развития индивидуальной деятельности. Взаимоотношения при распределении действий и взаимный обмен способами их осуществления составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида.
& Для лучшего усвоения учебного материала необходима совместная работа со сверстниками.В группе сверстников отношения равноправные, а между ребенком и взрослым — иерархические. Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой.
В отношениях ребенка и взрослого неизбежно разделение функций: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. Так, любое действие ребенок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда действие интериоризируется(переводится во внутренний план), и ребенок начинает выполнять его самостоятельно. Возникает замкнутый круг: без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые его компоненты (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. Поэтому помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий.
При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. В.В. Рубцов на основе экспериментальных исследований заключает, что кооперация со сверстниками и координация точек зрения — основа происхождения интеллектуальных структур психики ребенка. Форма кооперации (тип распределения деятельности) выполняет функцию моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности. Развитая форма учебной деятельности — это та, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного, изменения.
& Учебная деятельность и игра.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту становятся более значимыми игры с достижением известного результата (например, спортивные и интеллектуальные). Роль игры долго недооценивалась в психологии детей школьного, возраста в связи с тем, что она носит скрытый характер: происходит переход от игр, совершаемых во внешних действиях, к играм в воображаемом плане.
Новые формы игровой деятельности способствуют пониманию сущности вещей и их назначения. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл их существования. В младшем школьном возрасте игра помогает овладевать нравственными мотивами поведения.
Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста —это произвольность и осознанностьбольшинства действий ребенка, их интеллектуализация.К концу этого периода у ребенка возникают новые психологические возможности, но у него еще нет знания, что он собой представляет. Решение вопроса «Кто я?» может быть найдено только при осознании разнообразных взаимодействий с действительностью. Находясь в своей микросреде (семья, класс, товарищи по двору, по секции, кружку и т.д.), ребенок постоянно испытывает ее влияние на свой внутренний мир. В этих условиях возрастает роль школы не только в определении социально ценных психологических свойств, которые могут и должны быть сформированы у школьников, но и в координации и корректировке влияний на учащихся других социальных групп, создающих микросреду его развития.
& Психологические особенности подросткового возраста.
Психическая жизнь подростка характеризуется появлением обостренного интереса к своему внутреннему миру, возникает потребность в самоосознании и понимании своей личностной уникальности. Все это выражается в направленности его не на внешний мир, а на самого себя. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в трудностях отношений со взрослыми, что сказывается в его негативизме, упрямстве, безразличии
к оценке успехов, уходу из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы — в поисках друга, детских компаний и того, кто может тебя понять.
Самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, затем подкрепляется физиологическими изменениями. Подросток начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что обладает большими правами. Центральное новообразование этого возраста — возникновение чувства взрослости:он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, однако есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
& Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества подростка и взрослого в разных видах деятельности, где он занимает место помощника взрослого Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Забота о близких, их благополучии принимает характер жизненной ценности. Психологи подчеркивают необходимость использования помощи подростков в соответствующих занятиях взрослых.
& Интеллектуальная взрослость подростка выражается в его стремлении что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (посещение кружков, музеев и т.п.). Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает для таких школьников личностный смысл и превращается в самообразование.
Стремление подростка быть взрослым вызывает сопротивление у окружающих людей. На самом деле существует расхождение между его возможностями и желаниями, стремлениями, поэтому никакого места в системе отношений со взрослыми он еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Общение со своими сверстниками — ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Именно на этом этапе развития личности осваиваются нормы социального поведения, морали, устанавливаются дружеские отношения.
В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения. По-другому складывается система отношений с учителем: то место, которое подросток занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении реализуется отношение к нему как к личности. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности.
В конце учебы в школе подросток стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение основывается на устойчиво сложившихся его интересах и стремлениях, предполагает учет собственных возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя, но и пониманием своего места в обществе и назначения в жизни.
В учебной и воспитательной деятельности велика роль субъект-субъектного общения педагогов и учащихся, в основе которого лежит диало1, а не манипуляция с чужой психикой и не авторитетное давление на нее. А.С. Макаренко говорил: «Вынуть личность из отношений невозможно, каковы отношения — такова и личность».
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания сказываются в дальнейшей жизни.
Практическая работа № 3
Задание 1. Тест «Самооценка»
Стимульный материал (список вопросов)
Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). Мне нужно прислать сумму баллов
I. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива
2. Участвую в большинстве видов деятельности.
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других
4. Не чувствую, что являюсь членом группы
5. Живу и существую отдельно от нее
6. Не знаю, затрудняюсь ответить
II. Перешли бы вы в другую группу, если бы вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти
2. Скорее перешел бы, чем остался
3. Не вижу никакой разницы
4. Скорее всего остался бы в своей группе
5. Очень хотел бы остаться в своей группе
6. Не знаю, трудно сказать
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов
3. Хуже, чем в большинстве классов
4. Не знаю, трудно сказать
IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов
3. Хуже, чем в большинстве классов
4. Не знаю
V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов
3. Хуже, чем в большинстве коллективов
4. Не знаю
Уровни групповой сплоченности
• 16 баллов и выше – высокая;
• 12 – 15 балла – выше средней;
• 7- 11 – средняя;
• 5 – 6 – низкая.