Шкала тактики поведения в конфликтах (цит. по: бэрон, ричардсон. 1997)

Это список того, что твои папа и мама могут делать, когда у них конфликт. Вспомни все, а не только самые серьезные размолвки, и укажи, как часто при этом каждый из них совершает поступки, перечисленные ниже. Используя расшифровку, обведи кружком чис­ло, которое лучше всего показывает, как твои папа и мама решают свои проблемы. О — никогда; I — почти никогда; 2 — иногда; 3 — почти всегда; 4 — всегда.

Мама папа

А. Стараются обсуждать спокойно 01234 01234

Б. Обсуждают вопрос спокойно 01234 01234

В. Ищут информацию для решения вопроса 01234 01234

Г. Призывают кого-то еще, чтобы рассудили

и помогли 01234 01 2 3 4

Д. Много спорят, но не кричат и не визжат 01234 01234

Е. Кричат, визжат и оскорбляют друг друга 01234 01234

Ж, Надуваются и отказываются разговаривать 01234 01234

3. Бросают что-нибудь (но не друг а друга)

или разбивают что-нибудь 01234 01234

И. Бросают чем-нибудь друг в друга 01234 01234

К. Выбегают из комнаты 01234 01234

Л. Толкают, хватают или тащат друг друга 01234 01234

М. Бьют (или пытаются ударить) один

другого чем-нибудь тяжелым 01234 01234

Н,. Угрожают ударить или бросить

чем-нибудь друг в друга 01234 01234

О. Бьют (или пытаются ударить) другого,

но не чем-нибудь 01234 01234

Примечание: М. Штраус и С. Штайнметц разработали «Шкалу тактики поведения В кон­фликтах» для изучения конфликтов между членами семьи. Хотя приведенный выше при­мер предназначен для оценивания конфликтов между родителями, инструкции легко переделать для оценивания конфликтов между любым другими членами семьи.

Часто предметом изучения в предлагаемых методиках являются стратегии пове­дения участников конфликтов. Например, уже более 20 лет назад М.Штраус и С. Штайнметц предложил и свою «Шкалу тактики поведения в конфликте», с помо­щью которой можно оценивать отношения в семье, в том числе и получать информа­цию о самооценке испытуемых. Используются разнообразные модификации проце­дуры оценки. Так, данную шкалу можно применять для оценки поведения «всех со всеми», для оценки прогнозируемого поведения в гипотетических ситуациях и т. д.

Тест К. Томаса направлен на выявление репертуара поведенческих тенденций в противоречивых ситуациях. Человеку предлагается 30 пар суждений, каждое из ко­торых отражает одну из возможных стратегий поведения. Испытуемый выбирает из каждой пары суждений то, которое он считает более соответствующим его ти­пичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»).

ТЕСТ К. ТОМАСА "СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ» (фрагмент)



  1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б)Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

  1. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных,

  1. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы И спорные вопросы,

6) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть все разногласий.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Обработка ответов позволяет выявить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избеганий, уступок или поиска компромисса. Формулировки, составляющие вопросник, «очищены» от си­туативного контекста и потому дают возможность диагностировать именно личност­ные тенденции к преимущественному использованию каких-то стратегий.

Одним из излюбленных приемов выявления свойственных человеку поведенчес­ких стратегий в конфликтных ситуациях, который используют психологи, является предложение респонденту серии ситуаций, в которых он должен выбрать ту или иную стратегию поведения.

В этих целях используется широко известный тест Ф. Розенцвейга. Он состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуе­мому предлагается идентификация с одним из них. Слова его партнера призваны оказать эмоциональное воздействие на заполняющего тест, поскольку содержат явное или скрытое обвинение в его адрес или препятствуют удовлетворению его потребностей. Ответы испытуемого катетеризируются в соответствии со специаль­ной схемой. Тем самым можно выявить, в какой мере человеку свойственно реаги­ровать на такие фрустрирующие ситуации поиском виноватого вовне, самообвине­нием и другими известными типами реакций. Существуют детский вариант теста Розенцвейга, а также созданная на основе методической идеи Розенцвейга модифи­кация теста, адаптированная к организационным ситуациям нашей культуры.

Методика рисуночного теста «Деловые ситуации» состоит из 20 рисунков, изоб­ражающих конфликтные ситуации производственного характера (рис. 4-3). Проце­дура опроса, обработки данных и интерпретации результатов аналогична тем, что используется в тесте Розенцвейга (Практическая психодиагностика, 1998).

Для решения задач изучения поведения в семейных конфликтах предназначен опросник Ю. Алешиной, Л. Гозмана, Е. Дубовской «Характер взаимодействия суп­ругов в конфликтных ситуациях» (1987). Он содержит описание 32 ситуаций взаи­модействия супругов, которые носят конфликтный характер. Эти ситуации отражают

шкала тактики поведения в конфликтах (цит. по: бэрон, ричардсон. 1997) - student2.ru шкала тактики поведения в конфликтах (цит. по: бэрон, ричардсон. 1997) - student2.ru

Рис. 4-3. Фрагмент рисуночного теста «Деловые ситуации» Н. Г. Хитровой (источник: Прак­тическая психодиагностика. 1998, с. 600-601)

1) проблемы отношений с родственниками и детьми, 2) вопросы, связанные с воспи­танием детей, 3) проявление автономии одним из супругов, 4) нарушение ролевых ожиданий, 5) рассогласование норм поведения, 6) доминирование одного из супру­гов, 7) проявления ревности, 8) разногласия в отношении к деньгам. Существуют два варианта опросника — для женщин и мужчин, основанные на одних и тех же ситуациях.

Наши рекомендации