Материально-технические условия реализации рабочей программы
Для реализации программы в условиях взаимодействия специалистов и создания развивающей предметно-пространственной среды при интеграции образовательных областей оборудован полифункциональный коррекционно-развивающий комплекс «Реатека», предусматривающий мобильность и вариативность как предметно-пространственной среды, так и форм реализации программы. Ниже приводится перечень материалов и оборудования с указанием области применения.
№ | Наименование материалов и оборудования по направлениям | Кол-во | Интеграция реализуемых образовательных областей | |||||
"Социально-коммуникативное развитие" | "Познавательное развитие" | "Речевое развитие" | "Художественно-эстетическое развитие" | "Физическое развитие" | ||||
Психологическое обследование | ||||||||
Матрёшка | 5 шт. | + | + | + | + | + | ||
Методика «Прогрессивные матрицы Равена» | 1 компл. | + | ||||||
Методическое руководство Л.А. Ясюковой «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций» - «ИМАТОН» | 1 шт. | + | + | + | + | |||
Методика М. Монтессори (геометрические тела, звуковые цилиндры, цилиндры для исследования обоняния, цветные таблички, рамочки) | 1 компл. | + | + | + | ||||
Методика «Почтовый ящик» | 1 компл. | + | ||||||
Методика Стребелевой Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии», - Владос, 2013 (книга и наглядный материал для индивидуальной работы с детьми) | 1 компл. | + | ||||||
Тест Д. Векслера (WPPSI) для исследования интеллекта детей дошкольного возраста в адаптации М.Н. Ильиной. Методическое руководство и инструментарий, - НПФ «Амалтея», С.-Петербург, 2011 | 1 компл. | + | + | + | ||||
Тест Термен – Меррилл для обследования интеллектуального развития детей с нарушениями в развитии | 1 компл. | + | + | + | + | |||
Тест тревожности, Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки | 1 компл. | + | ||||||
Тест Тулуз – Пьерона «ИМАТОН» для диагностики и компенсации минимальных мозговых дисфункций | 1 компл. | + | ||||||
Цветовой психодиагностический тест М. Люшера «ИМАТОН» | 1 компл. | + | ||||||
Методика С.Д. Забрамной, О.В. Боровик "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" | 1 компл. | + | + | + | + | |||
Игровые материалы по зонам развития | ||||||||
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | ||||||||
Игра-конструктор «Мой маленький город» | 1 компл. | + | + | |||||
Щетка и совок для уборки | 1 компл. | + | + | |||||
Игровой набор "Чемоданчик доктора" | 1 компл. | + | + | + | + | |||
Кукла | 3 шт. | + | + | + | + | |||
Набор игровой мебели | 1 компл. | + | + | + | + | |||
Набор овощей и фруктов (пластмасса) | 3 компл. | + | + | + | + | |||
Набор овощей и фруктов для разделения на части | 2 компл. | + | + | + | + | |||
Чайный сервиз из фарфора | 1 компл. | + | + | + | + | |||
Набор детской посуды | 1 компл. | + | + | + | + | |||
Игрушка поезд-"Зоопарк" | 1 компл. | + | + | + | + | |||
Набор для игры в песок (совок, сито, формы) | 2 компл. | + | + | + | ||||
Игрушка колобок (пластмассовая) | 1 шт. | + | + | + | ||||
Набор "К чаю" | 1 компл. | + | + | + | ||||
Игрушка "Изба" | 1 компл. | + | + | + | ||||
Набор фигур для песочной психокоррекции (фигуры героев, растений, транспорт, домики) | 2 компл. | + | + | + | ||||
Кубик с изображением пиктограмм эмоциональных состояний | 1 шт. | + | + | |||||
Детский игровой модуль комплект "Альма" - "Азбука дорожной безопасности" | 1 шт. | + | ||||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИИЕ | ||||||||
Пособие на тканной основе «Цыфры» | 1 шт. | + | ||||||
Часы детские настенные | 1 шт. | + | + | |||||
Дидактические игры на деревянной основе: лото, домино, вкладыши, пазлы | 9 компл. | + | + | + | ||||
Набор кубиков «Сложи узор» | 1 компл. | + | + | + | ||||
Игрушка-сортер "Куб", "Утка", "Паравозик", "Дом" | 7 шт. | + | + | + | ||||
Дидактические игры на картонной основе «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты», "Цвета", "Времена года", "Профессии" и т.п. | 15 компл. | + | + | + | ||||
Цветные палочки Кюизенера | 1 компл. | + | + | + | ||||
Логические блоки Дьенеша | 2 компл. | + | + | |||||
Набор букв и цифр | 2 компл. | + | + | |||||
Счёты детские | 1 шт. | + | + | |||||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | ||||||||
Сюжетные картинки (времена года, животные, мебель, продукты и др.) | 4 компл. | + | + | + | ||||
Карточки-пиктограммы по категориям: «Я», «Я делаю», «Я чувствую», «Игрушки» | 5 компл. | + | + | + | ||||
Игры для развития тонкой моторики | + | + | ||||||
Детские книги | 26 шт. | + | + | |||||
Игры для развития тонкой моторики | 4 шт. | + | + | + | ||||
Игрушки звучащие для развития слухового внимания | 10 шт. | + | + | + | ||||
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | ||||||||
Набор «Лепим из цветного теста» | 1 компл. | + | + | + | + | |||
Набор для конструирования из деревянных кубиков | 6 компл. | + | + | + | + | |||
Театр пальчиковый | 1 компл. | + | + | + | ||||
Театр настольный (резиновые игрушки) | 5 компл. | + | + | + | ||||
Театр "Би-ба-бо" | 4 компл. | + | + | + | ||||
Дидактические фартуки "Альма" | 5 шт. | + | + | + | ||||
Костюмы для театрализованной деятельности | 5 шт. | + | + | + | ||||
Трафареты для рисования | 2 шт. | + | ||||||
Бумага для рисования А4 | 1 компл. | + | ||||||
Набор для конструирования "Лего" | 1 компл. | + | + | |||||
Пастельные мелки | 3 уп. | + | ||||||
Краски для рисования | 2 компл. | + | ||||||
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | ||||||||
Игра «Мистер-твистер» | 1 шт. | + | + | |||||
Набор для нанизывания | 2 компл. | + | + | + | ||||
Набор для обучения шнурованию | 7 компл. | + | + | + | ||||
Комплект для работы с прищепками | 1 компл. | + | + | + | ||||
Подвесная среда | 8 шт. | + | ||||||
Конструктор «Питон» | 1 шт. | + | + | + | ||||
Весы игровые | 3 шт. | + | + | |||||
Оборудование кабинета | ||||||||
Детский стул | 6 шт. | |||||||
Стол детский полукруглый | 1 шт. | |||||||
Стойка для подвесной среды | 1 шт. | |||||||
Стеллаж для пособий | 6 шт. | |||||||
Технические средства обучения | ||||||||
Интерактивная доска SMART Board | 1 шт. | + | + | + | + | + | ||
Интерактивный стол SMART Table 442i | 1 шт. | + | + | + | + | + | ||
Магнитофон LG | 1 шт. | + | + | + | + | |||
Диск «ПКФ «АЛЬМА»» Нам 20 лет! | 1 шт. | |||||||
Книга на СД диске «Аппаратные методы диагностики в специальной педагогике» | 1 шт. | |||||||
Настольный световой модуль для рисования песком "Световой стол для рисования песком" («РеаМед»). | 1 шт. | + | + | + | ||||
Проектор BenQ | 1 шт. | + | + | + | + | + | ||
Оборудование для тёмной сенсорной комнаты (ООО «ПКФ «АЛЬМА»») | ||||||||
Пуфик-кресло с гранулами | 1 шт. | + | + | |||||
Детская подушка с гранулами | 2 шт. | + | + | |||||
Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной 63х63х156см | 1 шт. | + | + | |||||
Проектор «Солнечный» и колёса спецэффектов | 1 шт. | + | + | + | + | |||
3 шт. | ||||||||
Передвижной стол-тумба для размещения светового оборудования со стойкой | 1 шт. | + | + | + | + | |||
Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звёздный дождь» | 1 шт. | + | + | + | + | |||
Шторы светонепроницаемые (блэкаут-космос) | 2 шт. | + | + | + | + | |||
Оборудование для светлой сенсорной комнаты (ООО «ПКФ «АЛЬМА») | ||||||||
Интерактивная сенсорная панель «Солнышко» (настенный вариант) | 1 шт. | + | + | + | + | + | ||
Мягкий складной дидактический коврик с разметками | 1 шт. | + | + | + | + | |||
Ширма «Театрал» | 1 шт. | + | + | + | + | + | ||
1. Основная образовательная программа: «Диагностика — развитие — коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью /Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012.
2. «Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития /Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб. ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
3. «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под.ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
4. «Цветик-семицветик»: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3–4 лет / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. — СПб: Речь, сфера, 2011.
5. «Цветик-семицветик»: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4−5 лет / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. — СПб: Речь, Сфера, 2011.
6. «Цветик-семицветик»: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6−7 лет / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. — СПб: Речь, 2013.
7. «Первые шаги » Л.Н.Галигузова «Развитие игровой деятельности» - М.: Мозаика- синтез», 2007г
8. «Первые шаги » Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова «Развитие общения детей со сверстниками». - М.:Мозаика- синтез», 2008 г.
9. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Дж.Алвин, Э.Уорик. - изд. Теревинф, 2006. |
10. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б.Баряева.- СПб.: Издательство «Союз», 2003. |
11. Баряева Е.А., Вечканова И.Г., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. |
12. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие / Д.И.Бойков.- СПб.: КАРО, 2005. |
13. Бортникова С.М., Зубахина Т.В. Нервные и психические болезни / С.М. Бортникова, Т.В.Зубахина. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004. |
14. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей / Н.Ю.Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2002. |
15. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. |
16. Веракса Н.Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. |
17. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова. - М., 1989. |
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Сфера, 2003. |
19. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком так. / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Астрель, 2008. |
20. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010. |
21. Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр от рождения до 3-х лет и старше / Л.Данилова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. |
22. Дольто Ф. На стороне ребёнка / Ф.Дольто. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. |
23. Екжанова Е.А. , Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева- М.: Просвещение, 2003. |
24. Жукова О. Самоучитель для родителей / О. Жукова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. |
25. Запорожец А.В.Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой,—М.: Просвещение, 1985. 176 е.; |
26. Зволейко Е.В., Калашникова С.А., Введение в специальность / Е.В.Зволейко, С.А.Калашникова. – Учебное пособие ЗабГГПУ. – Ч.: 2008. |
27. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", - 2004. |
28. Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. Руководство/ Д.Н.Исаев. - СПб.: Речь, 2003. |
29. Квятковска М. Глубоко непонятые дети. Поддержка развития детей с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта / СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2016. - 368 с. |
30. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. - .М.: Дрофа, ДиК, 1999. |
31. Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса / А.И. Копытин. - М.: Когито-центр, 2014. |
32. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. - Практическое пособие. — М.: Генезис, 2002. |
33. Лебедева Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2012. |
34. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева Методическое пособие; |
35. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.; |
36. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук.-СПб.: Речь, 2006. |
37. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство / И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина. - СПб.: Речь, 2004. |
38. Млодик И. Метаморфозы родительской любви или как воспитывать, но не калечить / И. Млодик. – М.: Генезис, 2013. |
39. Монина Г. Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография / Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.; |
40. Монтессори М. Метод научной педагогики / М.Монтессори. – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. |
41. Морозова С.С. М80 Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.; |
42. Никольская О.С, Баенская О.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок. Пути помощи» / О.С.Никольская. - М.: Теревинф; Москва; 2007 |
43. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад №103 компенсирующего вида Невского района г. Санкт-Петербурга - СПб., 2014. |
44. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.Осорина. – СПб.: Питер, 2010. |
45. Прихожан А. М. П75 Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.; |
46. Ратникова Е.В., Гаврик А.В. Игры на песке / Е.В.Ратникова, А.В.Гаврик. – СПб.: Речь, 2013. |
47. Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. — М.: «Плэйт», 2003. - 32 с; |
48. Семаго Н.Я., Соломахина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2017; |
49. Семина И.К. В поисках потерянного рая (Серия «Сказки Эльфики»). / И.К.Семина. – СПб.: Речь, 2011. |
50. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1 / А.С.Спиваковская. -ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. |
51. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост / И.В. Стишенок. - СПб.: Речь, 2006. |
52. Стребелева Е.А.Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с.; |
53. Тележникова Т. Главная книга о вашем малыше / Т. Тележникова. – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2007. |
54. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие / В.В. Ткачёва. - М.: АСТ; Астрель, 2007. |
55. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / К.Фопель. - М.: Москва “ГЕНЕЗИС” 1998. |
56. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В.Хухлаева. - М.: Академия; Москва; 2003. |
57. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников / О.В.Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - М.: Генезис, 2004. |
58. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с; |
59. Шапиро Л. Психотренинг для детей. 40 простых упражнений, которые развивают общение и понимание между родителями и детьми / Л.Шапиро. - СПб.: Прайм – ЕВРО-ЗНАК, 2008. |
60. Шелопухо О. Ох, уж эти дети… Книга для взрослых, которые любят малышей не слепо, а с умом и ответственностью / О. Шелопухо. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. |
61. Шилова Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 176 с.; |
62. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH / Э.Шоплер, М.Ланзинд, Л.Ваерс. - Минск: Издательство БелАПДИ "Открытые двери ", 1997. |
63. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» (методические рекомендации) М.: Творческий центр СФЕРА, 2009 г. |
64. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка» (методические рекомендации) М.: Творческий центр СФЕРА, 2009 г. |
65. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности» (методические рекомендации) - М.: Творческий центр СФЕРА, 2009 г. |
66. Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении» (методические рекомендации) М.: Творческий центр СФЕРА, 2009 г. |
67. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» (методические рекомендации) - М.: Творческий центр СФЕРА, 2009 г. |
68. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л.Штейнхардт. - СПб.: Питер, 2001. |
69. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное по- собие./ А.М.Щетинина – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.; |
70. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г.Н.Эль. - СПб.: Речь, 2010. |
71. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.; |
Образовательная область «Познавательное развитие»
72. Л.Н.Павлова «Развивающие игры с детьми от рождения до трёх лет» М., «Мозаика- синтез»,2008 г.
73. Н.М.Зубкова «Научные ответы на детские «Почему» (опыты и эксперименты для детей от 5до 9 лет)
74. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Методическое
75. пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
Образовательная область «Речевое развитие»
76. О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» М.: Мозаика- синтез», 2012г
77. Серия «Воспитываем и обучаем дошкольников» (учебно-методические пособия) 2009
78. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
79. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
80. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестомати я. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.
81. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др.-М., 2005.
82. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
83. Т.С.Комарова «Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада» М.: Мозаика- синтез», 2009
84. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
85. Комарова Т. С, Зацепи на М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работедетского сада: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Образовательная область «Физическое развитие»
86. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр: Методическое пособие: - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
87. Сборник подвижных игр: Методическое пособие/ Автор-составитель Э. Я. Степаненкова.: Мозаика-Синтез, 2011.
88. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010