Определение эффективности освоения программы
При успешном осуществлении психологического сопровождения возможно достижение благоприятных условий социализации, воспитания, коррекции и развития обучающихся, что в целом положительно влияет на образовательный процесс. Таким образом, эффективность реализации рабочей программы педагога-психолога неизбежно отразится на результатах педагогической диагностики. Для анализа эффективности реализации программы в коррекционно-развивающей деятельности с детьми группы риска и их семьями разработана психологическая диагностика, основанная на методах, описанных в содержательном разделе программы, определяющая актуальный и планируемый для освоения уровень развития ребёнка по трём характеристикам:
1. Готовность к общению, сотрудничеству (контактность);
2. Готовность к конструктивному поведению (в конфликтных ситуациях);
3. Готовность к эмоционально-волевой регуляции (негативных эмоций, аффектов, аутостимуляций).
Для анализа уровня освоения программы и развития ребёнка выбрана 10-бальная система оценки (См.ниже), отражающая, как характер поведения,обучающегося – уровень аффективной регуляции, так уровень его реабилитации, фиксируемый в начале и конце учебного года.
Поведение проявляется в условиях | Наличие поддержки, помощи | Самостоятельность | Инициативность | Уровни аффектив-ной регуляции/ уровни реабилитации |
1 - | I – Полевой реактив-ности | |||
Проявляется на уровне наблюдения за другими участниками деятельности. Неадекватные проявления, стереотипии, неспецифические манипуляции | Нереаби-литиро-ванность | |||
Со значимым взрослым | 2 – совмещенные действия со значимым взрослым | 3 – при организации со значимым взрослым | 4 – проявляет самостоятельно в соответствие с функцией при организационных условиях в привычной обстановке | I I - Аффективныхстереотипов |
(Мотива-ционная готов-ность к) | ||||
Первич-ной реабили-тации | ||||
С педагогами | 5 – проявляет самостоятельно при организационных специальных условиях в любой обстановке | 6 – самостоятельно проявляется последовательно (в цепочке) при направляющей помощи взрослого | 7 – появляется по инициативе ребенка при взаимодействии со взрослыми | III – Эмоциональной экспансии |
Наблюдает за сверстниками | (Операци-ональная готов-ность к) Элемен-тарной реабили-тации | |||
Со сверстниками | 8 – проявляется во взаимодействии (согласовании) со взрослыми и детьми (согласует) при организующей помощи взрослого | 9 – проявляется самостоятельно во взаимодействии со взрослыми и детьми | 10 – проявляется самостоятельно по инициативе ребенка во взаимодействии со взрослыми и детьми, конструктивно, творчески, вариативно | IV – Эмоциональной регуля-ции |
(Рефлек-сивная готов-ность к) Полной реабили-тации |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание психологического сопровождения и поддержки образовательногопроцесса по основным направлениям | ||||||||||||
2.1.1. Психологическое обследование обучающихся Для организации планирования форм и методов психологического сопровождения и поддержки образовательногопроцесса ДОУ в течение учебного года проводится психологическое обследование с выборочным применением следующих методов.
По результатам первичного, промежуточного и итогового психологического обследования заполняется карта развития ребёнка по пяти образовательным областям (См. Приложение 1), составляется психологическое заключение, проводится консультирование родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов. Результаты психологического обследования могут использоваться для решения задач оптимизации коррекционно-развивающего процесса: • индивидуализации образовательного процесса (построения индивидуального образовательного маршрута); • оптимизации совместной и индивидуальной деятельности детей. 2.1.2. Психопрофилактика в ДОУ 2.1.2.1. Профилактика развития эмоциональных нарушений при адаптации обучающихся к условиям ДОУ При наблюдении обучающихся у многих детей выявлены признаки эмоционального напряжения, сопровождающего процесс их адаптации к условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении. С целью профилактики явлений дезадаптации и эмоциональных нарушений у детей, а также смягчения процессов сепарации и социализации у детей, разработан цикл игровой совместной деятельности, реализуемый в следующих формах: · Игровая беседа с кукольным героем (приветствие, запоминание имён, режимных моментов и атрибутов детского сада), · Ролевые игры (драматизации, имитационно-выразительные, театрализации), · Психогимнастические игры, · Коммуникативные игры, · Подвижные игры на развитие произвольности и снятие эмоционально-мышечного напряжения, · Недирективная творческая продуктивная деятельность художественно-эстетическая (индивидуальная и групповая); · Пальчиковая гимнастика. 2.1.2.2. Профилактика нарушений детско-родительских отношений в семьях обучающихся Семейное благополучие и формирование благоприятного стиля детско-родительских взаимоотношений – самое важное условие развития психологически здоровой и социально успешной личности ребёнка. Учитывая особую сложность воспитания родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо выбрать стиль взаимодействия с семьёй, обеспечивающий с одной стороны – предоставление всех необходимых условий психологического сопровождения и поддержки, а с другой стороны – ощущение эмоционального комфорта и безопасности родителей обучающегося, возможного при отсутствии психологической интервенции и наличии их активного запроса. |