Состояние динамики мотивации деятельности курсантов по окончанию опытно-экспериментальной работы (в процентах)
Вид мотивации | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Исходный показатель | Итоговый показатель | Сдвиг | Исходный показатель | Итоговый показатель | Сдвиг | |
Внутренний мотив | ||||||
Познаватель-ный мотив | ||||||
Мотив избегания неудач | -5 | -2 | ||||
Состязатель-ный мотив | -21 | -3 | ||||
Мотив смены деятельности | -7 | -4 | ||||
Мотив самоуважения | -6 | -2 |
Проведение методики выявления мотивации достижения были определены доминирующие мотивационные тенденции у обучающихся. В экспериментальной группе на 31% увеличился мотив стремления к успеху, на 37% - мотив избегания неудач. В контрольной группе соответственно 9% и 9%. Существенных изменений в контрольной группе не наблюдается.
Итоговые результаты экспериментальной работы представлены в таблицах 11, 12 и рис. 1.
Таблица 11
Состояние компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы (в процентах)
Уровни сформированности: | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
Высок. | Средн. | Низк. | Высок. | Средн. | Низк. | ||
-мотивационного компо-нента психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности | |||||||
-самооценочного компонента психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности | |||||||
-действенно-практического компонента психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности | |||||||
Таблица 12
Динамика уровней сформированности основных составляющих
психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы (в процентах)
Градация | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Исходный показатель | Итоговый показатель | Сдвиг | Исходный показатель | Итоговый показатель | Сдвиг | |
Высокий | - | 14,3 | 14,3 | - | ||
Средний | 25,6 | 54,7 | 29,1 | |||
Низкий | 74,3 | 43,3 | -16 |
Таким образом, делая вывод по главе, можно сказать, что анализ полученных данных показал, что в целом итоговый уровень сформированности компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности определяется как средний.
Рис. 1. Результаты итогового показателя уровня сформированности компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности
Сравнение результатов начального и заключительного этапов показало следующее:
1. Изменился качественный состав экспериментальной учебной группы по критерию сформированности показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности: появилась группа курсантов, сформированность показателей которой оценивается как высокая.
2. Повысился мотивационный и, как следствие, оценочный и действенно-практический показатели психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.
3. В контрольной группе уровни сформированности показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности изменились незначительно.
В экспериментальной группе существенно по сравнению с контрольной повысились качества стрессоустойчивости личности, влияющие на психологическую подготовку курсантов к экстремальным видам деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический аспект исследования представлен определением уровня сформированности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, критериев его оценки.
Обобщен опыт психологической подготовки военнослужащих, как в российской, так и в зарубежной психологии.
Уточнена сущность психологической подготовки, котораяпроявляется в работе внутреннего механизма перестройки психологических реакций и поведения военнослужащих в бою. Боевая ситуация вызывает у всех военнослужащих состояние психического напряжения. Высокое напряжение часто трансформируется в психическую напряженность (стресс) и отрицательно сказывается на эффективности деятельности. Путем активных многократных напряженных действий это состояние перестает быть угнетающим.
Поэтому содержанием психологической подготовки является изменение влияния возникающей в обстановке опасности психического напряжения на работоспособность и поведение военнослужащего: превращение факторов, угнетающих психику, в нейтральный или даже стимулирующий боевое поведение фактор.
Анализ воздействия факторов современного боя на психику и поведение людей позволяет сделать следующие выводы:
Опасная обстановка неизбежно вызывает у военнослужащих психическое напряжение (стрессовое состояние).
Это состояние оказывает существенное влияние на протекание психических процессов (восприятие, внимание, память, мышления, волю, эмоции) и эффективность боевой деятельности.
Стресс может влиять на психику как мобилизующе (боевое возбуждение), так и угнетающе (дистресс).
Характер этого влияния зависит от мотивации, индивидуально психологической устойчивости, боевого опыта военнослужащих. Следовательно, имеются реальные основания для изменения восприимчивости военнослужащих к действию боевых стресс-факторов в процессе психологической подготовки и обеспечения их высокой активности в бою.
В основе экстремальной ситуации лежит понимание миссии курсанта в жизни общества, ответственность за результаты своего труда и переживание своего профессионального предназначения.
Экстремальность неизбежно оказывает огромное влияние на поведение человека. Применительно к теме нашей работы, экстремальность обостряет экзистенциональную сущность курсанта, требует от него особой концентрации сил и способностей, воли и самоорганизации, действий, затраты на которые зачастую превосходят имеющиеся у него резервы.
В соответствии с основными положениями критериально-уровневого подхода были выделены высокий, средний и низкий уровень сформированности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, которые нашли свое подтверждение в ходе опытно-экспериментальной работы.
Анализ полученных данных показал, что в целом итоговый уровень сформированности компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности определяется как средний.
Экспериментальное исследование проводилось с целью апробации психотренинга и его влияния на повышение срессоустойчивости курсантов.
В целом результаты эксперимента подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что психологическая подготовка курсантов к деятельности в экстремальных условиях способствует росту необходимого для них качества как стрессоустойчивости личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологи-ческого анализа. М. : Смысл,2001. 416 с.
2.Апчел, В.Я., Цыган, В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: 1999. – 86 с.
3. Белоусов, А.В., Караяни, А.Г. Отечественная психология в годы Великой Отечественной войны//Инновации в образовании. – 2005. - № 3. – С. 128-147.
4.Белинская, Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии.1999. №3. С.141-147.
5.Белинская, Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие. М. :Аспект Пресс, 2001. 301 с.
6..Водопьянова, Н.Е., Старченкова, С.Е, Стратегии и модели преодолевающего поведения // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Сб. методик/ Отв.ред. Г.С. Никифоров. СПб.: Речь, 2001. С.301-322.
7.Голованевская, В.И. «Взаимосвязь особенностей «Я» - концепции и совладающего поведения»: http://www.flogiston.ru (дата посещения: 09.06.2016).
8.Гремлинг, С., Ауэрбах, С. Практикум по управлению стрессом. – СПб.: Питер, 2002. – 240 с.
9.Дьяченко, М.И., Кандыбович, С.Л., Караяни А.Г. История отечественной военной психологии: Учебник. М.: ВУ, 2009.
10. Военно-психологический словарь-справочник/ Кандыбович Л.А.под общ. ред.Зинченко Ю.А. М., 2010.
11.Караяни, А.Г. Военная психология: учебник. М.: Юрайт, 2016.
12. Караяни, А.Г., Корчемный, П.А., Марченков, В.И. Психологическая подготовка боевых действий войск. Учебное пособие. М.: ВУ, 2010. – 248 с.
13. Караяни, А.Г., Караяни Ю.М. Психологическая помощь военнослужащим в боевой обстановке: учебное пособие. – М.: Военный университет, 2016. – 212 с.
14. Караяни, А. Г., Сыромятников, И.В. .Прикладная военная психология. СПб.: Питер. 2006.
15. Караяни, А. Г., Корчемный, П. А. Психологическая подготовка боевых действий : учеб. пособие. –М. : ВУ, 2016. – 180 с.
16. Караяни, А.Г., Полянский, М. С. Морально-психологическое состояние народов и армий воюющих государств в годы Первой мировой войны//Первая мировая война 1914 – 1918 годов в 6 т. – Т.1. Происхождение и основные событии войны. – М.: Кучково поле, 2014. – С. 535 – 574.
17. Кадыров, Р. В. Посттравматическое стрессовое расстройство. Состояние, проблемы, психодиагностика и психологическая помощь. СПб.: Речь., 2012.
18. Корчемный, П.А. Военная психология. М., 2005.
19. Коржова, Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. статей / Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылёвой. СПб. 2000. Вып.4. С.155-159.
20. Короленко, Ц.П. Крайние варианты нормы психофизиологической адаптации к экстремальным условиям // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок, Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2000. С.135-154.
21.Кристал, Г. Аффективная толерантность // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. №3. С.24-39.
22.Лазебная, Е.О. Травматический психологический стресс и его последствия // Прикладная психология.2000.№2. С.24-31.
23.Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 304 с.
24.Лебедев, И.Б. Психологические основы стресс преодолевающего поведения (на примере деятельности сотрудников МВД). Монография. – М.: «Единение», 2000. – 160 с.
25.Натаров, В.И. Развитие акмеоадаптивности – социо – и психотерапевтические аспекты // 3-я Всероссийская конференция «Актуальные проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры»: Сб. тезисов. Спб. : ИМАТОН, 2001. С. 96-98.
26.Никифоров, Г.С. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева. – СПб: Питер, 2003.
27.Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. СПб.: Питер, 2003, 607 с.
28. Общие военные проблемы // Зарубежное военное обозрение. 2000. № 11.
29.Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса./ Марищук В.Л., Евдокимов В.И. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. – 260 с.
30. Подготовка офицеров иностранных армий/В.Н. Богданов, В.С. Емец, С.П. Поляков, Р.Ш. Хасанов; под общ. ред. С. П. Полякова. – М.: ВУ МО РФ, 2011 . – 392 с.
31.Пономаренко, В.А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизни /В.А. Пономаренко //Мир психологии.- 2006.- № 4 (48). - С. 38-46.
32 Психологическая помощь в кризисных ситуациях / А.Г. Караяни, П.А. Корчемный. М: ВУ., 2010.
33. Платонов, К.К. Проблемы способностей. М., Наука, 1972.
34. Приказ Министра обороны РФ № 573 от 7 августа 2013 года «О развитии психологической службы Вооруженных Сил РФ».
35. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология»/Под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер. 2004.
36. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов/ Под науч. ред. : П.Н.Ермакова, В.А.Лабунской. М.:ЭКСМО: Наука – пресс., 2008.
37.Сандомирский, М.Е. Защита от стресса. Физиологически- ориентированный подход к решению проблемы (Метод РЕТРИ). – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 336 с.
38. Современная западная философия: учеб. пособие / Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов [и др.] /под общей редакцией Т.Г. Румянцевой. Минск: Высш. шк., 2000. 493 с.
39.Сидоренков, А.В. Христианские ценности и социально-психологическая устойчивость личности // Материалы регионального научно-практического семинара «Толерантность в межличностном общении». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ/- 2002.- С.137-143.
40. Столяренко, А.М. Экстремальная психопедагогика. -М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2002.-607 с.
41.Тарас, А. Боевая машина // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. МН.: Харвест. - М.: АСТ.- 2000.-С.362-422.
42.Фатхи, О.Г. Доверие как фактор повышения адаптационных возможностей в экстремальных условиях: Автореф.дис. на соискание ученой степени канд.психол.наук. Ростов-на-Дону, 2003. 18с.
43.Фатхи, О.Г. Формирование доверия к себе как основному условию толерантности к стрессу // Толерантность в межличностном общении. Материалы регион.научно-практ. семинара 16-17 мая 2002 г. Ростов-на- Дону: Изд-во РГУ, 2002. С.49-51.
44.Филатов Ф.Р. Опыт экстремальных ситуаций : от виктимности к преодолению // Материалы всерос. научно –практ. конф. «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека», 17-20 окт.2001 г. Ростов- на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. С.154-160.
45.Фоменко, Г.Ю. Психологические проблемы сотрудников, выполняющих служебные задачи в районах со сложной оперативной обстановкой // Личность и бытие: теория и методология: Материалы всерос. научно – практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: Изд-во КГУ, 2003. С.182-193.
46. Хорошавина, С.Г. Синергический аспект экстремальных ситуаций. Материалы всерос. научно-практ. конф. «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. С.67-72.
47.Чудновский В.Э. Исследование проблем смысла жизни и акмэ (возрастной, профессиональной и социореабилитационный аспекты) / В.Э.Чудновский, А.А. Бодалёв и др.// Психологический журнал. 2004. Т.25. №1. С.129-132.
48.Чудновский, В.Э.Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопр. психологии.2003.№3.С.3-15.
49.Шкуратова, И.П. Толерантность как проявление зрелости личности // Толерантность в межличностном общении: Материалы регион. научно – практ. семинара. Ростов-на-Дону. Изд-во РГУ,2002. С.51-55.
50. Электронный ресурс http://sksvu.ucoz.ru/ (дата обращения 04.06.2016).
Приложение 1
АНКЕТА
для курсантов второго курса Военного университета МО РФ
Уважаемые курсанты! В интересах дальнейшего совершенствования психологической подготовки обучающихся в военном вузе просим Вас ответить на следующие вопросы (обведите кружком значение, которое соответствует Вашему ответу):
1. Как Вы считаете, психологическая подготовка курсантов к экстремальным видам деятельности Вас:
1.1–полностью удовлетворяет;
1.2– отчасти удовлетворяет;
1.3 – вызывает полное безразличие;
2. Ваш уровень психологической подготовки к экстремальным видам деятельности можно считать:
2.1 высоким;
2.2 средним;
2.3 низким.
3. Какие умения у Вас сформированы в большей мере:
3.1- коммуникативные (умения общения);
3.2-познавательные;
3.3.- практические;
Спасибо за участие в опросе!
Приложение 2