Состояние мотивации деятельности курсантов к экстремальным видам деятельности до начала эксперимента (в процентах)

Вид мотивации Экспериментальная группа Контрольная группа
Внутренний мотив
Познавательный мотив
Мотив избегания
Состязательный мотив
Мотив смены деятельности
Мотив самоуважения

При этом внутренний мотив связан непосредственно с мотивом деятельности, является обобщенным и выражает увлеченность занятием. Познавательный мотив характеризует интерес субъекта к своей деятельности. Мотиву избегания свойственна отрицательная побуждающая ценность результата, а именно, боязнь показать низкий результат и вытекающие из этого последствия. Содержание состязательного мотива определяется тем, насколько субъект придает значение такой характеристике результата, как превышение уровня результатов других субъектов. Мотив смены деятельности раскрывает переживаемую субъектом тенденцию к прекращению работы, которой он занят в данный момент и переключения на другую. Мотив самоуважения выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

Отметим, что для формирования высокого уровня показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности необходимы снижение субъективной значимости ситуации и задач, перенесение акцента на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

При выявлении мотивации достижения были определены доминирующие тенденции. В экспериментальной группе у 47% выявлен мотив стремления к успеху, у 53% - мотив избегания неудач. В контрольной группе у 42% выявлен мотив стремления к успеху, у 58% -мотив избегания неудач.

Итоговые результаты первого этапа экспериментальной работы представлены в таблицах 8,9.

Таблица 8

Состояние компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности до начала эксперимента (в процентах)

Уровни сформированности: Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
- мотивационного компонента курсантов - -
- самооценочного компонента курсанта - -
-действенно-практического компонента курсанта - -

Анализ причинно-следственных связей состояния психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности и процесса ее обеспечивающего показал:

Таблица 9

Уровень сформированности основных компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности до начала эксперимента (в процентах)



Градация Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий - -
Средний 25,6
Низкий 74,3

- в целом исходный уровень сформированности компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности определяется как низкий, и особенно низок действенно-практический компонент;

- существенных различий в исходном состоянии компонентов
психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности контрольной и экспериментальной групп не выявлено. Психологическая подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности проводится бессистемно;

- в психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности превалируют субъект-объектные отношения;

- мотивационный компонент психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности в структуре ценностей обучающихся имеет невыраженный, неустойчивый, ситуативный характер.

Второй этап эксперимента - формирующий - имел целью реализацию разработанного нами психотренинга повышения стрессоустойчивости курсантов (см. приложение 5).

Как мы уже говорили, эксперимент длился в течение 1 семестра 2016-2017 учебного года.

На третьем этапе эксперимента - контрольном - определялся итоговый уровень психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

Проведенное анкетирование позволило выявить понимание обучающимися экспериментальной группы сущности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, ее места и роли в образовательной системе подготовки будущих офицеров (96%); знание курсантами морально-психологических и физических качеств, необходимых для прохождения военной службы (87%), уважительное отношение к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам (87%), роли мотивации по овладению курсантами стрессоустойчивым поведением (89%).

В контрольной группе эти показатели значительно ниже - 46%, 38%, 64%, 53%.

Анализ деятельности курсантов экспериментальной группы (рефераты, сочинения), ответов в ходе проведенного интервью подтвердили, что многие курсанты стали не только осознавать необходимость психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, но и сами прилагают усилия для работы по совершенствованию уровня своей подготовленности.

В частности, курсантами экспериментальной группы был организован клуб «Военный психолог», основной целью деятельности которого является психологическая работа с курсантами первого курса военно-гуманитарного факультета.

Уменьшилось количество курсантов, имеющих низкую тревожность (23%) и увеличилось количество курсантов с умеренной тревожностью (69%).

В контрольной группе показатели изменились незначительно: низкая тревожность - у 50% курсантов, умеренная - у 34%.

Методика определения уровня притязаний показала ведущие мотивы деятельности курсантов, которые распределились следующим образом (табл. 10).

Как видно из приведенных данных, в экспериментальной группе увеличилось количество курсантов, имеющих доминирующие внутренние и познавательные мотивы: на 23% - в первом случае и 16% - во втором. В контрольной группе произошли незначительные изменения: на 5% - в первом случае и 6% - во втором.

Таблица 10

Наши рекомендации