Состояние мотивации деятельности курсантов к экстремальным видам деятельности до начала эксперимента (в процентах)
Вид мотивации | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Внутренний мотив | ||
Познавательный мотив | ||
Мотив избегания | ||
Состязательный мотив | ||
Мотив смены деятельности | ||
Мотив самоуважения |
При этом внутренний мотив связан непосредственно с мотивом деятельности, является обобщенным и выражает увлеченность занятием. Познавательный мотив характеризует интерес субъекта к своей деятельности. Мотиву избегания свойственна отрицательная побуждающая ценность результата, а именно, боязнь показать низкий результат и вытекающие из этого последствия. Содержание состязательного мотива определяется тем, насколько субъект придает значение такой характеристике результата, как превышение уровня результатов других субъектов. Мотив смены деятельности раскрывает переживаемую субъектом тенденцию к прекращению работы, которой он занят в данный момент и переключения на другую. Мотив самоуважения выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.
Отметим, что для формирования высокого уровня показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности необходимы снижение субъективной значимости ситуации и задач, перенесение акцента на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
При выявлении мотивации достижения были определены доминирующие тенденции. В экспериментальной группе у 47% выявлен мотив стремления к успеху, у 53% - мотив избегания неудач. В контрольной группе у 42% выявлен мотив стремления к успеху, у 58% -мотив избегания неудач.
Итоговые результаты первого этапа экспериментальной работы представлены в таблицах 8,9.
Таблица 8
Состояние компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности до начала эксперимента (в процентах)
Уровни сформированности: | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
- мотивационного компонента курсантов | - | - | ||||
- самооценочного компонента курсанта | - | - | ||||
-действенно-практического компонента курсанта | - | - |
Анализ причинно-следственных связей состояния психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности и процесса ее обеспечивающего показал:
Таблица 9
Уровень сформированности основных компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности до начала эксперимента (в процентах)
Градация | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Высокий | - | - |
Средний | 25,6 | |
Низкий | 74,3 |
- в целом исходный уровень сформированности компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности определяется как низкий, и особенно низок действенно-практический компонент;
- существенных различий в исходном состоянии компонентов
психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности контрольной и экспериментальной групп не выявлено. Психологическая подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности проводится бессистемно;
- в психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности превалируют субъект-объектные отношения;
- мотивационный компонент психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности в структуре ценностей обучающихся имеет невыраженный, неустойчивый, ситуативный характер.
Второй этап эксперимента - формирующий - имел целью реализацию разработанного нами психотренинга повышения стрессоустойчивости курсантов (см. приложение 5).
Как мы уже говорили, эксперимент длился в течение 1 семестра 2016-2017 учебного года.
На третьем этапе эксперимента - контрольном - определялся итоговый уровень психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.
Проведенное анкетирование позволило выявить понимание обучающимися экспериментальной группы сущности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, ее места и роли в образовательной системе подготовки будущих офицеров (96%); знание курсантами морально-психологических и физических качеств, необходимых для прохождения военной службы (87%), уважительное отношение к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам (87%), роли мотивации по овладению курсантами стрессоустойчивым поведением (89%).
В контрольной группе эти показатели значительно ниже - 46%, 38%, 64%, 53%.
Анализ деятельности курсантов экспериментальной группы (рефераты, сочинения), ответов в ходе проведенного интервью подтвердили, что многие курсанты стали не только осознавать необходимость психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, но и сами прилагают усилия для работы по совершенствованию уровня своей подготовленности.
В частности, курсантами экспериментальной группы был организован клуб «Военный психолог», основной целью деятельности которого является психологическая работа с курсантами первого курса военно-гуманитарного факультета.
Уменьшилось количество курсантов, имеющих низкую тревожность (23%) и увеличилось количество курсантов с умеренной тревожностью (69%).
В контрольной группе показатели изменились незначительно: низкая тревожность - у 50% курсантов, умеренная - у 34%.
Методика определения уровня притязаний показала ведущие мотивы деятельности курсантов, которые распределились следующим образом (табл. 10).
Как видно из приведенных данных, в экспериментальной группе увеличилось количество курсантов, имеющих доминирующие внутренние и познавательные мотивы: на 23% - в первом случае и 16% - во втором. В контрольной группе произошли незначительные изменения: на 5% - в первом случае и 6% - во втором.
Таблица 10