Организация и проведение коррекционной работы и предложения по развитию направленности и жизненной стратегии личности
Коррекционная программа
С целью проверки наших гипотез мы осуществили формирующий эксперимент, в котором была составлена коррекционная программа для предупреждения тревожности у подростков и развития коммуникативных навыков для успешной социализации.
Важная роль в проведении социально – психологического тренинга отводится психологу. Правильно организованная работа психолога помочь подростку избавиться от любых разрушающих установок, изменить свою самооценку.
Цель социально-психологического тренинга:
- развить навыки и умения общения;
- сформировать установки, необходимые для успешного общения;
- развить способности адекватного познания себя и других людей;
- сформировать и развить личностную направленность;
- оказать адекватную помощь в формировании жизненных стратегий.
Направление нашей коррекционной работы складывалось исходя из особенностей развития в подростковом возрасте и включало в себя: коррекцию и развитие эмоциональной сферы; развитие навыков общения; развитие личностной направленности; работу по профориентации.
Психологический тренинг с подростками – это активные методы групповой работы. Успех социально-психологической адаптации связан с коммуникативными и организаторскими способностями, а также способностью к самоуправлению. Полученные экспериментальные данные позволили детализировать содержание коррекционной программы на основании представленных результатов:
1. Поведение подростков определяется в большей степени разумными рассуждениями, а не личными привязанностями. Решение личностных проблем через активное общение может сочетается с уходом от реальности, а проявление агрессии показывать неумение следовать общепризнанным нормам.
2. Имея свои достоинства и недостатки, подростки не всегда принимают себя такими, какие они есть.
3. Старшие подростки более переживают по поводу оценки их личности и знаний учителями. Промахи в учебной деятельности легко могут спровоцировать недовольство собой и привести к падению самооценки.
4. Процесс социально-психологической адаптации проходит более успешно, если подростки могут самостоятельно принимать решения и управлять своим поведением, общением и деятельностью.
5. Подростки отличаются активностью, инициативностью, настойчивостью в деятельности, если они принимают себя такими, какие они есть.
6. Замечено, что коммуникативные и организаторские способности у девочек-подростков выше, чем у мальчиков, а значит процесс социально-психологической адаптации у девочек 10-11 классов проходит более успешно, чем у мальчиков.
7. Принимая ответственность за свои действия, подростки начинают лучше ориентироваться в ситуации, а также анализировать и разрешать любые противоречия;
8. Жесткий контроль взрослых может привести к снижению самоконтроля, подросток теряет возможность действовать согласно своему собственному плану.
Проведение дополнительных исследований позволило скорректировать занятия для развития коммуникативных навыков и навыков самоуправления.
Организация формирующего эксперимента
Цель, задачи и содержание программы психологической коррекции обусловлены следующими моментами:
1. У некоторых подростков решение личностных проблем сочетается с уходом от реальности и проявлению агрессии, существует опасность того, что такие подростки попадут в «плохую» компанию. Исходя из этого, так важно осуществить работу по формированию избирательности в отношениях с помощью тренинга, обучить подростков способам приемлемого проявления эмоций, в том числе негативных и расширить их коммуникативные навыки.
2. Заботясь о своем будущем, подростки стремятся к новым знаниям по интересующим их вопросам, они ориентированы на достижение успеха, готовы нести ответственность за результаты своей работы, стремятся ставить важные для себя цели. Исходя из этого, нами была проведена беседа на отработку навыков достижения этих целей.
3. Если подростки принимают себя со всеми своими достоинствами и недостатками, то они активны, ответственны, инициативны, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Все это послужило причиной включения в программу упражнений, направленных на самопознание и рефлексию, а также на формирование навыков взаимодействия в команде.
Целью программы нашей психологической коррекции явилось создание условий для развития личности и ее коммуникативных навыков. Для достижения этой цели поэтапно решались следующие задачи:
- организация условий для самопознания и развития рефлексии;
- повышение общей коммуникативной культуры подростков;
- обучение способам осознания и контроля эмоций;
- определение ценностей;
- повышение уровня ответственности за себя;
- формирование избирательности в отношениях;
- развитие навыков самоуправления;
- обучение техникам налаживания контакта с окружающими людьми.
Апробация тренинга проходила в период III-IV четверти 2017 учебного года в средней общеобразовательной школе №7 г. Ноябрьска.
Для оценки эффективности данной формы психологического исследования учащихся на базе средней общеобразовательной школы № 7 г. Ноябрьска в течение III-IV четверти 2017 учебного года был проведен формирующий эксперимент, участие в котором приняло 59 учеников 10-11-х классов указанного образовательного учреждения в возрасте 15-16 лет.
Очень важно проводить коррекционные групповые занятия с участием всех детей, независимо от структуры семьи. Распределение групп осуществлялось методом «парного дизайна», для каждого участника группы подбиралось подходящее ему по формальным признакам (пол, возраст, структура семьи). Контрольная и экспериментальная группы были схожими по составу испытуемых.
Для максимальной объективности диагностический блок программы проводился психологами МБУ «ЦППСиМ «Доверие» и ассистентом (в моем лице).
Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп с использованием критерия различий Вальда-Вольфовица, проведенный на основании первичной диагностики, выявил отсутствие существенных различий между группами по всем исследованным характеристикам.
В течение 2-х месяцев с подростками из экспериментальной группы проводился социально-психологический тренинг, который состоял из 10 занятий, один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – 45 минут. Структура программы отражена в таблице.
Таблица 3.1