Жизненная стратегия личности в научных трудах зарубежных и отечественных психологов
Понятия «личность», «направленность личности», «жизненная стратегия личности» не следует рассматривать лишь с психологической точки зрения. Они изучается также педагогикой, социологией, философией. Направленность – это важнейшее свойство личности, которое отображает динамику развития человека, с точки зрения социального и духовного существа, а также главные тенденции его поведения.
Направленность личности является ведущим психологическим свойством личности, которая показывает систему ее побуждений к жизни и деятельности.
Большинство психологов считают направленность одной из важнейших сторон личности самого человека. Это понятие объединяет ценности и идеалы, склонности и интересы, желания и потребности. Сущность направленности связана с тем, что хочет сам человек и почему он это хочет, т.е. затрагиваются мотивы его поведения. Смысл, который вкладывает личность в свою деятельность, определяется ее внутренними ценностями. Это могут быть осознанные и неосознанные мотивы. Мотив является побуждением к деятельности человека, который ее осуществляет.
Так, С. Л. Рубинштейн заложил в своей концепции понятие самоактулизации, которое он рассматривал через категорию направленности. Он определял подобный феномен как интегральную характеристику личности, в которой раскрыты волевые качества личности в том смысле, «насколько и в каком направлении сумела личность придать единство своим влечениям, желаниям, и применить свою волю для их реализации в личностно ценных и общественно значимых формах». Направленность представляет собой активность самой личности, которая осуществляет объективацию не только отдельных устремлений и мотивов, но и самой личности. Направленность – это самовыражение личности в жизни, ее тенденция самореализации. [1, с. 68].
Центр всех психических явлений и процессов, которые когда-либо происходят в жизни человека – это внутреннее содержание личности. Роль социальной среды и культуры как бы находится в некой стороне, представляет собой некий фон, но никак один из главенствующих факторов, который оказывает влияние на самоактуализацию. Безусловно, окружающий мира оказывает непосредственное влияние на личность, поскольку она, постоянно развиваясь и адаптируясь, находится в постоянном взаимодействии с социумом (учеба, работа).
Широко известный психолог и психиатр З. Фрейд считал самореализацию личности некой целью, к которой постоянно стремится человек. Психические явления[1], которые участвуют в данном процессе, регулирует принципом удовольствия, которому сопутствуют некие влечения. «Постоянное стремление к дальнейшему усовершенствованию становится легко понятным как последствие того вытеснения влечений, на котором построено самое ценное в человеческой культуре» [47, с.363]. При достижении самореализации как цели, она автоматически становится результатом, этот результат оценивается личностью по критерию «успех-неуспех» и соответственно не всегда оправдывает ожиданий. [47, 365.].
К. А. Абульханова-Славская описывает самореализацию личности как жизненную позицию, которая обозначает совокупность отношений личности к самому себе, к предметному миру, а также к другим людям с представлением о способах реализации подобных отношений для устройства собственной жизни.
Жизненная позиция представляет собой способ самовыражения, выработанный личностью, который определяет ход ее жизни. Самореализация предполагает гармоничное развитие личности с адекватной самооценкой, а также удовлетворенностью собственной жизнью. К. А. Абульханова-Славская считает, что самореализация имеет место быть только на том этапе, когда человек осознает свои способности и возможности, благодаря которым он может себя реализовать. Самореализация присуща уже сформированной личности. [1, 128].
Жизненная стратегия уже давно занимает центральное место в жизни человека. Опорные точки образа жизни и стратегии личности можно найти во многих философских системах и религиях. Так, в работах Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, М. Хайдеггера, П. Жане, Ш. Бюлер [2]рассматривается упорядоченность и последовательность этапов жизни. Изучение жизненных стратегий происходило в несколько исторических этапов развития как в психологии, так и в социологии. Социологические исследования жизненных стратегий и перспектив можно найти в работах исследовательских групп М. Х. Титмы, Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкина и др. Общий итог исследований жизненного пути отражается в концепции жизненных планов. В наше время тема жизненных стратегий рассматривается исследователями не только с одной позиции. Так, социальная психология рассматривает жизненные стратегии с точки зрения жизненного ориентирования (С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Е.И. Головаха). [3]Социологический подход рассматривает жизненные стратегии с точки зрения включения человека в социальную структуру, наличия жизненных ценностей (В.А. Ядов, М.Н. Руткевич, Н.И. Лапин, Л.А. Беляева, А.М. Демидов). Наиболее иформативно жизненные стратегии изучены в трудах К.А. Абульхановой- Славской, Е.И. Головахи, Н.Ф. Наумовой, М.Ю. Резника. Многогранность и сложность этого понятия заключаются в том, что, как инструмент жизнеустройства, стратегия представляет собой множество конструируемых сегментов жизненного пространства. Время и план, ценности и ориентации, истории и установки, действие и активность, выбор и перспектива, а также самореализация – вот небольшой список терминов, которые можно встретить в литературе с пометкой «жизненный» при анализе понятия «жизненные стратегии».
К основным чертам стратегии относят сознательность, рациональность и целенаправленность.
Таким образом субъект жизненной стратегии имеет набор следующих детерминант: способность социально мыслить, систему ценностей, ценностных ориентаций, жизненную позиция, совокупность жизненных целей и задач, профессиональную и социополовую самоидентификацию личности и т.д. В этом случае внешняя среда рассматривается как поле деятельности для реализации стратегии. Структура же этой среды, в котором осуществляется жизнь человека, тоже конструируется личностью и имеет следующие уровни: телесный, ресурсный, институциональный и поведенческий.
Стратегии свойственны любому человеку, несмотря на то, насколько осознанно он ими владеет и использует в повседневной жизни. В жизни каждого человека могут возникнуть ситуации с дальнейшим ориентированием, могут меняться планы на будущее, а также возникнуть новые стечения обстоятельств. Для реализации всех планов необходимо время, информация и проявление личностных черт, которые сформировались еще до наступления трудной жизненной ситуации или проблемы. Находясь в состоянии угнетенных процессов социального взаимодействия, человек может прибегать к защитной или пассивной линии жизненной стратегии, позволяющей ему сформировать новое видение будущего и способ решения проблемы.
Стратегия является неким универсальным законом и способом самоосуществления индивида в различных сферах его жизни.
Поведение и деятельность человека формируется как результат сложного взаимодействия свойств личности и ее субъективных качеств, а также характером социально-психологических особенностей.
Совокупность внутреннего мира человека, его целей и ценностей определяют особую личностную направленность, которая проявляется через отношения к окружающему миру, которая выражается через самореализацию.