Квест-игра «Поиск симптомов кризиса 3 лет»
1-й симптом – негативизм
Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.
По горизонтали:
1. Атмосфера. (Ответ: небо.)
2. Деревенские пашни. (Ответ: поле.)
3. Городская птица. (Ответ: голубь.)
4. Цветок. (Ответ: роза.)
5. Бывает слоеный. (Ответ: торт.)
6. Любимая детская забава. (Ответ: игра.)
7. Блюдо из риса. (Ответ: плов.)
8. Маленькая лошадка. (Ответ: пони.)
9. Холодное время года. (Ответ: зима.)
10. Средство переправы на другой берег. (Ответ: паром.)
Правильный ответ: негативизм.
Комментарий педагога-психолога. Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.
2-й симптом – упрямство
Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных:
· волк, который смотрит вдаль;
· лиса, которая прижалась к лисенку;
· кролик, который прячется в траве;
· рычащий тигр;
· бегущий поросенок;
· белочка, которая грызет орешки;
· осел, стоящий на одном месте;
· тигр, который лежит на камне;
· кабан перед нападением;
· мирно гуляющий козлик;
· медленно бредущий медведь;
· обезьяна, которая грызет ветку бамбука.
Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.
Правильный ответ: осел.
Комментарий педагога-психолога. Приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал: „Не встану“ – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).
3-й симптом – строптивость
Ведущий предлагает участникам тренинга филфорд – таблицу с набором букв. Задание – найти в ней слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорливость, непослушливость, непокорность.
Правильный ответ:строптивость.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.
4-й симптом – своеволие
Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.
По горизонтали:
1. Предмет мебели. (Ответ: стол.)
2. Предмет гордости рыбака. (Ответ: улов.)
3. Этого нет в юрте, чуме. (Ответ: окно.)
4. Мужской шарф. (Ответ: кашне.)
5. Часть поезда. (Ответ: вагон.)
6. Крупа для цыплят. (Ответ: пшено.)
7. Жаркое время года. (Ответ: лето.)
8. Цветная пудра для глаз. (Ответ: тени.)
9. Вечнозеленое дерево. (Ответ: елка.)
Правильный ответ: своеволие.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.
5-й симптом – протест, бунт против окружающих
Ведущий предлагает участникам уже знакомый филфорд и просит найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.
Правильный ответ: протест.
Комментарий педагога-психолога. Поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
6-й симптом – обесценивание ребенком личности близких
Ведущий показывает карточки с частями слова. Участники складывают слово и называют симптом.
Правильный ответ: обесценивание.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения.
7-й симптом – деспотизм (подавление окружающих)
Участники решают анаграмму: МЕСТОДИЗП (или ИЗПОДСЕТМ). Задача – переставить буквы так, чтобы получилось слово-симптом.
Правильный ответ: деспотизм.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок стремится стать хозяином положения, чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае он впадает в истерику.
Когда участники называют все 7 слов, на экране появляется заставка
в виде семиконечной звезды – «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка 3 лет.
Ведущий: Как мы видим, кризис 3 лет – это кризис отношений ребенка с окружающими людьми. А теперь давайте посмотрим, что происходит в этот период с родителями.
Игра «3 метафоры»
Ведущий предлагает участникам написать 3 положительные метафоры «Я – это…». Затем рядом с метафорой написать противоположную ей. Потом каждый участник выбирает одну пару метафор, которая характеризует его как родителя. Например:
· домашнее солнце – хвост поезда;
· зеркало реки – Баба-яга;
· золотые руки – металл в голосе;
· чистое поле – Карабас Барабас;
· боксерская груша – хрустальная туфелька.
Далее участники обсуждают метафоры.
Ведущий: Как вы думаете, какое влияние оказывают ваши установки и реакции на поведение ребенка? Что вы чувствовали при выборе метафор и их обсуждении. (Родители высказываются.)
Игра «Закончи мысль»
Ведущий предлагает родителям закончить предложение: «Капризы ребенка вызывают у меня…», «Упрямство побуждает меня…». Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и обсуждает с родителями несколько их высказываний.
Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.
Упражнение «Мусорное ведро»
Родители пишут на листах ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться». Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает преодолеть негатив.
Ведущий: А теперь я предлагаю каждому из вас создать коллаж «Я и мой ребенок». Отразите в нем то, каким вы хотите видеть будущее свое и вашего ребенка.
Коллаж «Я и мой ребенок»
Участники тренинга с помощью клея и ножниц делают из журнальных вырезок фотоколлаж. В качестве фона звучит музыка А. Рыбникова «Вступительная тема» из к/ф «Усатый нянь». Затем родители презентуют свои работы.
Упражнение «Хвасталки»
Каждый участник дает 3 позитивные характеристики себе и своему ребенку. На каждую реплику члены группы отвечают: «Мы рады за тебя!»
В конце тренинга участники формулируют (или выбирают из предложенных на слайдах вариантов)
правила общения с ребенком, переживающим кризис 3 лет. Затем обсуждают каждое правило
и вырабатывают общую стратегию поведения.
Рефлексия
Ведущий спрашивает участников:
· Что нового вы узнали?
· Что важного открыли для себя?
· Что удивило?
· Что обрадовало?
· С чем уходите?
Родители отвечают, опираясь на общие формулировки:
· Сегодня я понял…
· Сегодня я стал…
· Сегодня я научился…
· Отныне я буду…
Ведущий: Надеемся, что проведенный тренинг и рекомендации будут для вас полезными и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме того, мы подготовили для вас памятки.
Родители получают памятки с советами педагога-психолога. В заключение ведущий читает
стихотворение Л.А. Булдаковой «Я сам» и прощается с участниками тренинга.
Ведущий: Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Очень недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О, боже! Как же тяжелы Родителей оковы. Система «Я» кипит во мне, Хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу, Хочу! Могу! И буду!
Приложение 2
Памятка для родителей
«Как вести себя с ребенком в кризисный период»
1. Будьте терпеливыми. Создайте для ребенка комфортные условия: он должен иметь возможность по несколько раз в день одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Найдите для этого столько времени, сколько ему понадобится.
2. Измените свою позицию, чтобы избавиться от нежелательных проявлений кризиса: бунт и капризы не искореняйте, а направляйте в другое русло.
3. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность исследовать окружающий мир. Возьмите на себя роль консультанта, а не диктатора с постоянными запретами и ограничениями.
4. Поменяйте формулировки своих высказываний. Вместо того чтобы использовать отрицательную частицу «не» (не делай; не ходи), защищая ребенка от опасности, направьте его внимание на приятные и не приносящие вреда эксперименты. Дайте ему возможность увидеть, сколько существует в мире безопасных объектов, расскажите и покажите, как можно действовать с ними: цветок – понюхать, дерево – потрогать, песок – поиграть, сделать горку.
Вербальные формулировки | |
Не нужно говорить | Можно говорить |
Не ходи Не делай Не смотри | Пойдем, иди Давай сделаем Давай посмотрим, сделай, смотри, послушай, иди, смотри |
5. Научитесь устанавливать границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зоны «можно» и «нельзя». Объясните, что переход этой границы может быть связан с болью и обидой. Проявите твердость, но запретов не должно быть много.
Помните, что идеально выработанной родительской позиции не бывает. Исследуйте вместе с ребенком границы безопасного пространства, пробуйте встать на его место, увидеть мир его глазами. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ.
6. Правильно расставляйте приоритеты. Ставьте категорический запрет только в случае реальной опасности. Разрешайте иногда ломать игрушки, разрисовывать обои, пачкать одежду. Развивать способности ребенка более ценно. Все остальное можно исправить.
7. Если в семье возникли разногласия по поводу воспитания ребенка, не усугубляйте ситуация выяснением отношений, найдите время для их спокойного обсуждения.
8. Совместно сформулируйте перечень правил общения с ребенком по трем пунктам:
· категорически запрещено делать;
· можно делать совместно с родителем;
· можно делать самостоятельно.
9. Оформите правила общения с ребенком в виде таблицы из 3 столбцов, повесьте ее на холодильник, украсьте магнитиками. Пользуйтесь ею, дополняйте и изменяйте с течением времени.
Плюсы такой таблицы:
· станет меньше спорных ситуаций, когда один родитель разрешает то, что запрещает другой;
· с правилами ознакомятся взрослые, которые принимают участие в воспитании ребенка или часто общаются с ним (бабушки, дедушки, няни), и будут действовать слаженно с родителями;
· такой «Свод законов нашего королевства» вызовет интерес у ребенка;
· ребенок быстрее научится чувствовать грань между «можно» и «нельзя».
10. Показывайте ребенку, что вы понимаете и цените его достижения и можете помочь в случае неудачи.
11. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, стойте на своем до конца. Следите за тем, чтобы все взрослые предъявляли к ребенку одинаковые требования.
12. Не ругайте и не уговаривайте ребенка, когда он упрямится. Дляe любой истерики требуется зритель, и ваше внимание будет ему только на руку. Постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то новое и интересное.
13. После приступа истерики говорите и играйте с ребенком, не вспоминая того, что случилось. Не демонстрируйте свою обиду и негодование – этим вы спровоцируете новую истерику.
14. Для благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он уже большой, не сюсюкайте с ним, не старайтесь сами все делать за него.
15. Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже плачущий, упрямый и капризный.