Тренинг для родителей «У ребенка кризис 3 лет. Что делать?»
Тренинг для родителей «У ребенка кризис 3 лет. Что делать?»
Валентина Зедгенидзе
магистр психолого-педагогического образования, педагог-психолог высшей категории ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 491 “Марьино”»
Родители испытывают трудности в общении с 3-летним ребенком? Скорее всего, он переживает кризис. Чтобы ситуация не усугубилась, когда дошкольник придет в группу детского сада, организуйте встречу с родителями и проведите тренинг. Пригласите педагога-психолога, который поможет им выстроить взаимоотношения с ребенком.
Каждый родитель сталкивается с тем, что примерно в возрасте 3 лет поведение ребенка меняется. Он капризничает, не слушается взрослых, хочет все делать сам. При этом не всегда может быстро и правильно выполнить простейшие действия: одеться, умыться, покушать, собрать игрушки.
В этот период педагоги должны помочь родителям, подсказать, как общаться с дошкольником, чтобы не навредить ему, правильно организовать процесс воспитания в семье и самим получать удовольствие от взаимодействия с ребенком. Для этого недостаточно бесед и консультаций. Совместно определить признаки того, что ребенок переживает кризис 3 лет, и найти подход к нему в этот период поможет тренинг.
Предлагаем опыт проведения тренинга с элементами квест-игры «Кризис 3 лет преодолеем без потерь», который прошел в ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 491 „Марьино“».
Фрагменты тренинга с родителями «Кризис 3 лет преодолеем без потерь»
Как проводить тренинг
В начале тренинга ведущий (старший воспитатель или педагог-психолог) проводит игру, чтобы настроить участников на творческую атмосферу, и одновременно делит их на группы. Затем члены каждой группы формулируют принципы предстоящей работы:
· добровольное участие;
· открытое общение;
· активная позиция каждого участника;
· безоценочные суждения;
· здесь и сейчас (когда внимание направлено на то, что совершается в данный момент; безоценочное наблюдение).
Установка на предстоящую деятельность нужна не только для того, чтобы участники сформулировали задачи, которые они решают с помощью тренинга. Она формирует позицию родителя по отношению к ребенку: не следует вести себя как диктатор, нужно выслушивать и стараться понять своего ребенка. Здесь важна и личность самого родителя, поэтому прежде чем перейти к обсуждению поведения детей, педагог-психолог обращает внимание на самих участников тренинга – просит их рассказать, чем каждый из них увлекается.
Основная часть начинается с выявления положительных качеств детей, чьи родители принимают участие в тренинге. Затем они переходят к обсуждению изменений, которые они отметили в поведении детей: ребенок стал капризным, грубит взрослым, не слушает никого, хочет все делать сам, а у него не получается. Педагог-психолог объясняет, что это особенности кризиса 3 лет. А чтобы сформулировать их, предлагает принять участие в квест-игре.
Квест-игра заключается в поиске 7 симптомов кризиса 3 лет. После каждого задания педагог-психолог комментирует симптом. В конце игры он обобщает результаты, формулирует общие особенности поведения ребенка 3 лет. Их можно показать на экране в виде слайда.
Ведущий обращает внимание родителей на то, что в общении участвуют две стороны, и взрослым необходимо определить свою позицию по отношению к ребенку. Для этого он просит описать ее в метафорической форме. Педагог-психолог объясняет, что часто у родителей возникает чувство вины, когда они не справляются со своими эмоциями и ситуацией в целом. И от этого чувства нужно избавляться.
Когда позиции сторон определены, необходимо выработать общую стратегию поведения. Для этого педагог-психолог просит родителей изобразить в виде фотоколлажа, каким они видят будущее свое и ребенка. Затем участники совместно обсуждают работы, формулируют правила общения с ребенком. Их также можно продемонстрировать с помощью слайдов. Подробно ход тренинга представлен в приложении 1.
В заключение тренинга ведущий проводит рефлексию. Родители рассказывают, что они узнали о воспитании 3-летнего ребенка и на что теперь будут ориентироваться в общении с ним. Прежде чем закончить тренинг, ведущий раздает родителям памятки «Как вести себя с ребенком в кризисный период» (приложение 2).
Итоги тренинга
Данная форма взаимодействия с родителями эффективна. Они получат ответы на свои вопросы, конкретные рекомендации, обменяются опытом семейного воспитания.
Проведите тренинг перед началом учебного года. Это поможет родителям выстроить нормальное общение с ребенком и облегчит адаптационный период.
Приложение 1
Задание «Особенности поведения»
Ведущий раздает карточки с утверждениями. Задача родителей – отметить те утверждения, которые соответствуют поведению их детей:
· Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.
· Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.
· Не воспринимает мнение других.
· Часто устраивает истерики.
· Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.
· Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей: нытье, угрозы, капризы.
· Ругается, дразнится, обзывает родителей.
· Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.
· Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.
· Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.
По желанию родители озвучивают свои ответы. Ведущий обобщает их.
Ведущий: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.
Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.
Родители: Это кризис.
Ведущий: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я» ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов». Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.
Игра «3 метафоры»
Ведущий предлагает участникам написать 3 положительные метафоры «Я – это…». Затем рядом с метафорой написать противоположную ей. Потом каждый участник выбирает одну пару метафор, которая характеризует его как родителя. Например:
· домашнее солнце – хвост поезда;
· зеркало реки – Баба-яга;
· золотые руки – металл в голосе;
· чистое поле – Карабас Барабас;
· боксерская груша – хрустальная туфелька.
Далее участники обсуждают метафоры.
Ведущий: Как вы думаете, какое влияние оказывают ваши установки и реакции на поведение ребенка? Что вы чувствовали при выборе метафор и их обсуждении. (Родители высказываются.)
Игра «Закончи мысль»
Ведущий предлагает родителям закончить предложение: «Капризы ребенка вызывают у меня…», «Упрямство побуждает меня…». Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и обсуждает с родителями несколько их высказываний.
Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.
Упражнение «Мусорное ведро»
Родители пишут на листах ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться». Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает преодолеть негатив.
Ведущий: А теперь я предлагаю каждому из вас создать коллаж «Я и мой ребенок». Отразите в нем то, каким вы хотите видеть будущее свое и вашего ребенка.
Коллаж «Я и мой ребенок»
Участники тренинга с помощью клея и ножниц делают из журнальных вырезок фотоколлаж. В качестве фона звучит музыка А. Рыбникова «Вступительная тема» из к/ф «Усатый нянь». Затем родители презентуют свои работы.
Упражнение «Хвасталки»
Каждый участник дает 3 позитивные характеристики себе и своему ребенку. На каждую реплику члены группы отвечают: «Мы рады за тебя!»
В конце тренинга участники формулируют (или выбирают из предложенных на слайдах вариантов)
правила общения с ребенком, переживающим кризис 3 лет. Затем обсуждают каждое правило
и вырабатывают общую стратегию поведения.
Рефлексия
Ведущий спрашивает участников:
· Что нового вы узнали?
· Что важного открыли для себя?
· Что удивило?
· Что обрадовало?
· С чем уходите?
Родители отвечают, опираясь на общие формулировки:
· Сегодня я понял…
· Сегодня я стал…
· Сегодня я научился…
· Отныне я буду…
Ведущий: Надеемся, что проведенный тренинг и рекомендации будут для вас полезными и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме того, мы подготовили для вас памятки.
Родители получают памятки с советами педагога-психолога. В заключение ведущий читает
стихотворение Л.А. Булдаковой «Я сам» и прощается с участниками тренинга.
Ведущий: Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Очень недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О, боже! Как же тяжелы Родителей оковы. Система «Я» кипит во мне, Хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу, Хочу! Могу! И буду!
Приложение 2
Памятка для родителей
«Как вести себя с ребенком в кризисный период»
1. Будьте терпеливыми. Создайте для ребенка комфортные условия: он должен иметь возможность по несколько раз в день одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Найдите для этого столько времени, сколько ему понадобится.
2. Измените свою позицию, чтобы избавиться от нежелательных проявлений кризиса: бунт и капризы не искореняйте, а направляйте в другое русло.
3. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность исследовать окружающий мир. Возьмите на себя роль консультанта, а не диктатора с постоянными запретами и ограничениями.
4. Поменяйте формулировки своих высказываний. Вместо того чтобы использовать отрицательную частицу «не» (не делай; не ходи), защищая ребенка от опасности, направьте его внимание на приятные и не приносящие вреда эксперименты. Дайте ему возможность увидеть, сколько существует в мире безопасных объектов, расскажите и покажите, как можно действовать с ними: цветок – понюхать, дерево – потрогать, песок – поиграть, сделать горку.
Вербальные формулировки | |
Не нужно говорить | Можно говорить |
Не ходи Не делай Не смотри | Пойдем, иди Давай сделаем Давай посмотрим, сделай, смотри, послушай, иди, смотри |
5. Научитесь устанавливать границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зоны «можно» и «нельзя». Объясните, что переход этой границы может быть связан с болью и обидой. Проявите твердость, но запретов не должно быть много.
Помните, что идеально выработанной родительской позиции не бывает. Исследуйте вместе с ребенком границы безопасного пространства, пробуйте встать на его место, увидеть мир его глазами. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ.
6. Правильно расставляйте приоритеты. Ставьте категорический запрет только в случае реальной опасности. Разрешайте иногда ломать игрушки, разрисовывать обои, пачкать одежду. Развивать способности ребенка более ценно. Все остальное можно исправить.
7. Если в семье возникли разногласия по поводу воспитания ребенка, не усугубляйте ситуация выяснением отношений, найдите время для их спокойного обсуждения.
8. Совместно сформулируйте перечень правил общения с ребенком по трем пунктам:
· категорически запрещено делать;
· можно делать совместно с родителем;
· можно делать самостоятельно.
9. Оформите правила общения с ребенком в виде таблицы из 3 столбцов, повесьте ее на холодильник, украсьте магнитиками. Пользуйтесь ею, дополняйте и изменяйте с течением времени.
Плюсы такой таблицы:
· станет меньше спорных ситуаций, когда один родитель разрешает то, что запрещает другой;
· с правилами ознакомятся взрослые, которые принимают участие в воспитании ребенка или часто общаются с ним (бабушки, дедушки, няни), и будут действовать слаженно с родителями;
· такой «Свод законов нашего королевства» вызовет интерес у ребенка;
· ребенок быстрее научится чувствовать грань между «можно» и «нельзя».
10. Показывайте ребенку, что вы понимаете и цените его достижения и можете помочь в случае неудачи.
11. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, стойте на своем до конца. Следите за тем, чтобы все взрослые предъявляли к ребенку одинаковые требования.
12. Не ругайте и не уговаривайте ребенка, когда он упрямится. Дляe любой истерики требуется зритель, и ваше внимание будет ему только на руку. Постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то новое и интересное.
13. После приступа истерики говорите и играйте с ребенком, не вспоминая того, что случилось. Не демонстрируйте свою обиду и негодование – этим вы спровоцируете новую истерику.
14. Для благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он уже большой, не сюсюкайте с ним, не старайтесь сами все делать за него.
15. Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже плачущий, упрямый и капризный.
Тренинг для родителей «У ребенка кризис 3 лет. Что делать?»
Валентина Зедгенидзе
магистр психолого-педагогического образования, педагог-психолог высшей категории ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 491 “Марьино”»
Родители испытывают трудности в общении с 3-летним ребенком? Скорее всего, он переживает кризис. Чтобы ситуация не усугубилась, когда дошкольник придет в группу детского сада, организуйте встречу с родителями и проведите тренинг. Пригласите педагога-психолога, который поможет им выстроить взаимоотношения с ребенком.
Каждый родитель сталкивается с тем, что примерно в возрасте 3 лет поведение ребенка меняется. Он капризничает, не слушается взрослых, хочет все делать сам. При этом не всегда может быстро и правильно выполнить простейшие действия: одеться, умыться, покушать, собрать игрушки.
В этот период педагоги должны помочь родителям, подсказать, как общаться с дошкольником, чтобы не навредить ему, правильно организовать процесс воспитания в семье и самим получать удовольствие от взаимодействия с ребенком. Для этого недостаточно бесед и консультаций. Совместно определить признаки того, что ребенок переживает кризис 3 лет, и найти подход к нему в этот период поможет тренинг.
Предлагаем опыт проведения тренинга с элементами квест-игры «Кризис 3 лет преодолеем без потерь», который прошел в ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 491 „Марьино“».
Фрагменты тренинга с родителями «Кризис 3 лет преодолеем без потерь»