Ожидаемые результаты реализации рабочей программы.
· стремление к достижению успеха;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
· сформированность самоконтроля;
· владение навыками конструктивного общения
Мониторинг результативности программы:
Ø Входящая диагностика (беседа при комплектовании групп, методика диагностики тревожности Тэммл, Дорки, Амен, тест Люшера, проективная методика «Я в школе».
Ø Текущая диагностика (по результатам освоения программы с использованием диагностических методик).
Ø Итоговая диагностика (по результатам освоения программы с использованием тестовых методик).
Формой качественной оценки по итогам реализации программы являются:
· «Портфель ребенка» - своеобразная выставка личных достижений ребенка.
Основными показателями эффективности занятий являются:
1. Степень помощи, которую оказывает психолог детям при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность, и, следовательно, выше развивающий эффект занятий.
2. Особенности поведения детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность учащихся обеспечивают положительный результат занятий.
3. Эмоциональный фон настроения (положительно-стабильный), уровень работоспособности (в соответствии с возрастной нормой), самооценка, уровень школьной тревожности.
Учебно-тематический план.
№ | Разделы (блоки) | Темы занятий | Часы | ||
теоретические | практические | всего | |||
1. | Вводный блок | 1. Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | |
2. Давай познакомимся | 0,5 | 0,5 | |||
2. | Адаптационный блок «Первый раз в первый класс» | 3.Лесная школа | 0,5 | 0,5 | |
4.Букет для учителя | 0,5 | 0,5 | |||
5.Смешные страхи | 0,5 | 0,5 | |||
6.Игры в школе | 0,5 | 0,5 | |||
7-8.Школьные правила | |||||
9.Школьник и дошкольник | 0,5 | 0,5 | |||
10.Для чего ходят в школу | 0,5 | 0,5 | |||
3. | Мотивационный блок «Я – школьник». | 11.Школьный портфель | 0,5 | 0,5 | |
12.Отношение к школьным принадлежностям. Сказка «Белочкин сон» | 0,5 | 0,5 | |||
13. Отношение к школьным принадлежностям. Сказка «Госпожа Аккуратность» | 0,5 | 0,5 | |||
14. Отношение к школьным принадлежностям. Сказка «Жадность» | 0,5 | 0,5 | |||
15. Отношение к вещам. Сказка «Волшебное яблоко» (воровство) | 0,5 | 0,5 | |||
16. Отношение к вещам. Сказка «Подарки в День рождения» | 0,5 | 0,5 | |||
17. Отношение к урокам. Домашнее задание | 0,5 | 0,5 | |||
18. Отношение к оценкам. Школьные оценки | 0,5 | 0,5 | |||
19. Отношение к урокам. Ленивец | 0,5 | 0,5 | |||
20. Отношение к знаниям. Списывание | 0,5 | 0,5 | |||
21. Отношение к знаниям. Подсказка | 0,5 | 0,5 | |||
4. | Блок «Профилактика школьной дезадаптации». | 22. Отношение к здоровью. Обманный отдых | 0,5 | 0,5 | |
23. Отношение к здоровью. Бабушкин помощник | 0,5 | 0,5 | |||
24. Отношение к здоровью. Прививка | 0,5 | 0,5 | |||
25. Отношение к здоровью. Больной друг | 0,5 | 0,5 | |||
26. Школьные ситуации. Ябеда | 0,5 | 0,5 | |||
27. Школьные ситуации. Шапка-невидимка (демонстративное поведение) | 0,5 | 0,5 | |||
28. Школьные ситуации. Задача для Лисенка (ложь) | 0,5 | 0,5 | |||
29. Школьные ситуации. Спорщик | 0,5 | 0,5 | |||
30. Школьные ситуации. Обида | 0,5 | 0,5 | |||
31. Школьные ситуации. Хвосты (конфликты) | 0,5 | 0,5 | |||
32. Школьные ситуации. Драки | 0,5 | 0,5 | |||
33. Школьные ситуации. Грубые слова. | 0,5 | 0,5 | |||
34. Дружная страна. | 0,5 | 0,5 | |||
5. | Коммуникативный блок «Страна понимания» | 35-36. Учимся работать дружно | |||
37-38. Понимаю других – понимаю себя | |||||
39-40. Волшебные средства понимания: интонация | |||||
41-42. Волшебные средства понимания: мимика | |||||
43-44. Волшебные средства понимания: пантомимика | |||||
45. Ты мой друг и я твой друг | 0,5 | 0,5 | |||
46. Я тебя понимаю | 0,5 | 0,5 | |||
47. Итоговое занятие | 0,5 | 0,5 | |||
6. | Эмоционально-волевой блок «Ветер странствий» | 48. Сказочное путешествие. Маяк | 0,5 | 0,5 | |
49. Сказочное путешествие. Замок | 0,5 | 0,5 | |||
50. Сказочное путешествие. Машина | 0,5 | 0,5 | |||
51. Сказочное путешествие. Старинный автомобиль | 0,5 | 0,5 | |||
52. Сказочное путешествие. Одежда | 0,5 | 0,5 | |||
53. Сказочное путешествие. Тыква | 0,5 | 0,5 | |||
54. Сказочное путешествие. Виолончель | 0,5 | 0,5 | |||
55. Сказочное путешествие. Пингвины | 0,5 | 0,5 | |||
56. Сказочное путешествие. Индейцы | 0,5 | 0,5 | |||
57. Сказочное путешествие. Бабочки | 0,5 | 0,5 | |||
58. Сказочное путешествие. Лягушка | 0,5 | 0,5 | |||
59. Сказочное путешествие. Черепаха | 0,5 | 0,5 | |||
60. Сказочное путешествие. Филин | 0,5 | 0,5 | |||
61. Сказочное путешествие. Самолет | 0,5 | 0,5 | |||
62. Сказочное путешествие. Парашютист | 0,5 | 0,5 | |||
63. Сказочное путешествие. Море | 0,5 | 0,5 | |||
64. Возвращение домой | 0,5 | 0,5 | |||
7. | Заключительный блок | 65-66.Первоклассное путешествие | |||
67. Гордость школы | 0,5 | 0,5 | |||
68. Итоговое занятие | 0,5 | 0,5 | |||
Всего: |
Содержание программы.
Вводный блок программы направлен на создание психологически благоприятной атмосферы доверия и принятия, установление эмоционального контакта с ребенком. Блок включает в себя занятия направленные на знакомство с детьми, установление правил и ритуалов на занятиях, а также в данном блоке проводится диагностика детей, направленная на изучение группы, с целью корректировки программы. На этом этапе работы устанавливается эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации, а также поднимается эмоциональный тонус ребенка за счет привычных для него впечатлений.
Адаптационный блок «Первый раз в первый класс». Первоклассникам неизвестны многие правила поведения в школе, на уроках, необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Иногда у первоклассников выполнение правил поведения вызывает сопротивление, так как им не всегда понятно, зачем нужны правила поведения. С целью смягчения и ускорения процесса адаптации первоклассников к школе в программе разработан адаптационный блок. В результате, которого первоклассники осознают, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. Основные задачи: создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь; создание доброжелательной атмосферы в группе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе; помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников. На занятиях этого блока используются различные формы работы с детьми психокоррекционные игры и упражнения, сказки, дидактические упражнения.
Мотивационный блок - «Я – школьник» направлен на формирование внутренней позиции школьника, положительной мотивации к школьному обучению. Задачи: формировать учебно-познавательные мотивы; способствовать удержанию внутренней позиции школьника; продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного обучения; продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность; продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку; обеспечивать атмосферу принятия, снижающей чувства тревоги и беспокойства в ситуациях обучения и общения; развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли; продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.
Блок «Профилактика школьной дезадаптации». Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, на занятиях этого блока формирование учебной установки происходит в форме игры и сказки. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы. В программу занятий этого блока включены сказки об отношении к здоровью, в том числе психическому, сказки про школьные конфликты.
Целью эмоционально-волевого блока «Ветер странствий» является развитие эмоционально-волевой сферы с помощью двигательных упражнений. Задачи: формирование и развитие осмысленного восприятия; развитие и коррекция эмоционального уровня; совершенствование способности к обучению; формирование коммуникативных навыков; формирование самодостаточной личности. Данный блок состоит из 17 занятий, объединенных сказочным сюжетом. Основные методы работы: сказкотерапия, арт-терапия, работа с различными образами (животных, вещей, предметов), психогимнастика, релаксация.
Коммуникативный блок «Страна понимания». Целью является формирование и развитие коммуникативных умений: слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу. Развитие умений конструктивного общения с детьми и взрослыми. С помощью соответствующих приемов (беседы, словесные, подвижные и релаксационные упражнения, психогимнастика, психокоррекционные игры и др.) у детей формируются коммуникативные умения: слушать друг друга и понимать, устанавливать контакт, развивать навыки общения в различных ситуациях, использовать мимику, пантомимику и голос в общении.
Заключительный блок решает задачу выявления уровня усвоения программы посредством проведения итоговых процедур.