Социально-педагогической направленности

Рабочая программа

дополнительного образования детей

Социально-педагогической направленности

«Этика и правила поведения»

Развитие эмоционально-волевой сферы

(название модуля обучения)

Возраст обучающихся – 7-8 лет

Категория детей – дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, в поведении

Срок реализации программы – 1 год

Автор-составитель:

Куцеба Наталия Андреевна,

педагог-психолог

Череповец

Социально-педагогической направленности - student2.ru 2012 г

Пояснительная записка

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.

Младшие школьники сталкиваются с трудностями, для преодоления которых у них недостаточно личностного опыта, поэтому у младших школьников часто происходят нарушения психосоматического характера (повышается температура, наблюдается общая слабость, першение и боли в горле и др.), появляются неадекватные реакции на ситуацию адаптации к школе (реактивная агрессия, навязчивые движения, фобии).

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина — возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли — школьник 7–8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Сложившиеся в дошкольном возрасте формы жизнедеятельности закономерно уступают место новым. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная деятельность.

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.

Одним из первых и важных показателей готовности ребенка к школе является характер «внутренней позиции школьника». Благоприятный вариант «внутренней позиции» связан с ориентацией ребенка на содержательные стороны школьной жизни, на самообразование.

Ребенок к школе должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Он должен быть готов овладеть новой социальной ролью ученика, иметь социальную чувствительность, обладать навыками общения со сверстниками и взрослыми. Ребенок должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации.

Среди первоклассников в среднем 15-30 % детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции, то есть вхождение в школьную жизнь для них затруднено. В настоящее время отмечается рост детей старшего дошкольного возраста не готовых к школьному обучению, а также детей младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией.

Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

1. Несформированность «внутренней позиции школьника».

2. Слабое развитие произвольности.

3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.

4. Неумение подчиняться новым для него правилам школьной жизни.

5. Общение с учителем.

6. Принятие учебной задачи.

7. Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.

8. Отношение к себе.

9. Завышенные требования со стороны родителей.

10. Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.

11. Соматически ослабленные дети.

12. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).

13. Леворукие.

14. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Неготовность детей к школьному обучению часто проявляется в виде запаздывания общего психического развития. Для таких детей еще не потеряла своей актуальности игровая деятельность, а социум уже предъявляет к ним новые требования, ставит перед необходимостью освоения учебной деятельности. В таком случае учебная деятельность начинает осуществляться как внешняя по отношению к внутренней мотивации и личностным смыслам жизнедеятельности ребенка. Эти дети отличаются спецификой двигательного, речевого, когнитивного и эмоционально-аффективного развития, а также несформированностью предпосылок овладения программным материалом, в частности произвольной регуляцией деятельности. Такие дети в школе быстро попадают в разряд неуспевающих, отстающих, неуспешных, т.е. дети дезадаптированы. Они испытывают тревогу и страх, стойкое эмоциональное неблагополучие (боязнь школы, нежелание посещать ее).

В.А.Шмакова утверждает, что в первом классе учебные способности связаны с эмоционально-волевыми свойствами личности: с эмоциональной стабильностью, сдержанностью, энергичностью, активностью, нефрустрированностью. Н.П. Майорова утверждает, что ребенок только тогда готов к обучению в школе, когда у него сформированы волевые качества, когда он сам может поставить перед собой цель и достичь ее.

В основу построения программы легли фундаментальные положения общей, возрастной и педагогической психологии (идеи Л.С. Выготского о культурно-историческом принципе развития психики человека; А.В. Запорожца о создании условий амплификации в каждом возрастном периоде; А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию психики ребенка).

В предлагаемой программе основной целью является – гармонизация и развитие эмоциональной сферы, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения первоклассников.

Данная цель реализуется через задачи:

·снятие эмоционального дискомфорта у первоклассников

· содействовать осознанию первоклассниками позиции «Я - школьник»

· развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях

· развитие саморегуляции детей

· предупреждение и снижение тревожности

· создание условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников

· способствовать формированию объективной самооценки

Структура занятия.

Этапы Время Задачи Средства Роль ведущего
1. Приветствие 2 минуты Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность Определенные ритуалы Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу
2.Вводная часть (разминка) 5 минут Самоопределение участников Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием. Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства
3. Основная часть (рабочая) 15 минут Задача соответствует теме занятия Самые разнообразные активные формы(игры, беседа, рисование) Дать определенную информацию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства. Помочь овладеть навыками, основываясь на полученной информации.
4. Завершение и рефлексия занятия 5 минут Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии Подвижные или релаксационные игры Обеспечение безопасности участников
5.Ритуал прощания. 2 минуты Обозначить конец занятия Определенные ритуалы Эмоциональная поддержка детей

Содержание программы.

Вводный блок программы направлен на создание психологически благоприятной атмосферы доверия и принятия, установление эмоционального контакта с ребенком. Блок включает в себя занятия направленные на знакомство с детьми, установление правил и ритуалов на занятиях, а также в данном блоке проводится диагностика детей, направленная на изучение группы, с целью корректировки программы. На этом этапе работы устанавливается эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации, а также поднимается эмоциональный тонус ребенка за счет привычных для него впечатлений.

Адаптационный блок «Первый раз в первый класс». Первоклассникам неизвестны многие правила поведения в школе, на уроках, необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Иногда у первоклассников выполнение правил поведения вызывает сопротивление, так как им не всегда понятно, зачем нужны правила поведения. С целью смягчения и ускорения процесса адаптации первоклассников к школе в программе разработан адаптационный блок. В результате, которого первоклассники осознают, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. Основные задачи: создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь; создание доброжелательной атмосферы в группе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе; помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников. На занятиях этого блока используются различные формы работы с детьми психокоррекционные игры и упражнения, сказки, дидактические упражнения.

Мотивационный блок - «Я – школьник» направлен на формирование внутренней позиции школьника, положительной мотивации к школьному обучению. Задачи: формировать учебно-познавательные мотивы; способствовать удержанию внутренней позиции школьника; продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного обучения; продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность; продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку; обеспечивать атмосферу принятия, снижающей чувства тревоги и беспокойства в ситуациях обучения и общения; развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли; продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.

Блок «Профилактика школьной дезадаптации». Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, на занятиях этого блока формирование учебной установки происходит в форме игры и сказки. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы. В программу занятий этого блока включены сказки об отношении к здоровью, в том числе психическому, сказки про школьные конфликты.

Целью эмоционально-волевого блока «Ветер странствий» является развитие эмоционально-волевой сферы с помощью двигательных упражнений. Задачи: формирование и развитие осмысленного восприятия; развитие и коррекция эмоционального уровня; совершенствование способности к обучению; формирование коммуникативных навыков; формирование самодостаточной личности. Данный блок состоит из 17 занятий, объединенных сказочным сюжетом. Основные методы работы: сказкотерапия, арт-терапия, работа с различными образами (животных, вещей, предметов), психогимнастика, релаксация.

Коммуникативный блок «Страна понимания». Целью является формирование и развитие коммуникативных умений: слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу. Развитие умений конструктивного общения с детьми и взрослыми. С помощью соответствующих приемов (беседы, словесные, подвижные и релаксационные упражнения, психогимнастика, психокоррекционные игры и др.) у детей формируются коммуникативные умения: слушать друг друга и понимать, устанавливать контакт, развивать навыки общения в различных ситуациях, использовать мимику, пантомимику и голос в общении.

Заключительный блок решает задачу выявления уровня усвоения программы посредством проведения итоговых процедур.

Список литературы.

1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. М.: ВО Совэкспорткнига, 1991.

2. Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

3. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. М.: ООО» Совершенство»,1998.

4. Здравствуй, школа!/Под ред. Пилипко. – М.: УЦ «Перспектива». 2002.

5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Издательство «Речь», 2005.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.

7. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку.- М., АСТ: Хранитель, 2008.

8. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007.

9. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.

10. Познаю, играю, отдыхаю: Игровые комплексы для развития познавательной активности и обучения навыкам релаксации детей дошкольного возраста. Глушкова О.А., Коршунова С.Ф. ИД «Белый ветер», 2008.

11. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально волевой регуляции у учащихся начальной школы 60 конспектов. М.: Айрис-пресс»,2004.

12. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М.: Сфера, 2003.

13. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.

14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе. М.: Генезис.2004.

15. Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.

Рабочая программа

дополнительного образования детей

социально-педагогической направленности

«Этика и правила поведения»

Наши рекомендации