Способы разрешения конфликтов и методы управления ими
Управление конфликтом и его разрешение вызывают необходимость знать этапы развития конфликта. Дж. М. Лэйхифф и Дж. М. Пенроуз отмечают, что конфликт или «конфликтный эпизод» состоит из пяти отдельных этапов.
Первый этап — латентный (от лат. — скрытый, неосознаваемый) конфликт имеет свои первопричины (инцидент).
Второй этап — воспринимаемого конфликта — человек осознает возможность конфликтной ситуации.
Третий этап — ощущение конфликта. Ощущаемый конфликт также можно назвать индивидуализацией конфликта, так как на этой стадии он прямо воздействует на человека.
Четвертый этап — явный этап конфликта, т.е. проявление конфликтного поведения. Оно может варьироваться от агрессии до безразличия или сверхстрогого соблюдения правил с намерением вывести из равновесия другую сторону.
Пятый этап — последствия конфликта, т.е. результат того, насколько хорошо был разрешен эпизод или конфликт в целом.
Сказанное подтверждает, что движущей силой любого конфликта является столкновение целей, интересов и мотивов, поэтому, говоря о конфликтах, можно отметить также, что конфликт — это осознание участниками взаимодействия того, что их интересы ущемлены.
Алгоритм анализа конфликтной ситуации:
1. Определить участников конфликта: кто с кем вступил в конфронтацию и кто начал, кто втянут в конфликтные отношения.
2. На основе анализа ситуации сделать ее диагностику: выделить основную проблему, проверить, понимают ли участники конфликта проблему одинаково, выяснить каковы разночтения.
3. Проверить степень реальности возникшего противоречия и конфликта, уяснить для себя, какие действия участников конфликта неприемлемы и не воспринимаются партнером.
4. Определить причины конфликта, т. е. какие интересы людей и каким образом затронуты в конфликте, есть ли отличие причины от повода; сделать анализ предшествующих взаимоотношений участников.
5. Выявить истинный предмет конфликта, т.е. выяснить, преследует ли он цель какого-то практического действия или имеет характер выяснения взаимоотношений людей.
6. Вычленить активную и пассивную стороны в конфликте.
7. Выяснить цели, намерения и ожидания инициатора конфликта.
8. Определить стадии развития конфликта: от противоречия, инцидента (от лат. тсШепя — случающийся) к экспектации (ожиданию), далее к фрустрации и к противоборству (борьбе за достижение цели).
9. Диагностировать степень разрушительности конфликта (для участников, для дела, для организации).
10. Незамедлительно овладеть ситуацией, пока она не осложнилась, локализовать ее.
11. Искать возможные варианты решения проблемы и прогнозировать возникновение потенциальных проблем.
12. Провести совместные переговоры или отдельные беседы с участниками конфликта и определить приемлемость вариантов (анализ их плюсов и минусов) и выбор наиболее целесообразного для решения (разрешения) конфликта варианта, в котором бы объединились представления этих сторон о преследуемых ими целях и средствах достижения.
13. Написать психологический контракт, в котором определить действия сторон на перспективу.
14. Разработать программу профилактики конфликтов и обучения людей сотрудничеству, эффективной коммуникации, извлечь опыт.
Психологический анализ конфликтной ситуации на основе алгоритма вызывает необходимость осуществить срочные практические действия:
- признать наличие конфликта, создать атмосферу сотрудничества;
- выработать совместную процедуру (время, состав участников, место);
- очертить границы конфликта (общие термины, видения, сомнения);
- перечислить возможные варианты решения и формы их донесения (дискуссия, переговоры, беседа), стремиться к ясности общения;
- добиться соглашения — исследовать и отобрать приемлемые варианты, согласовать психологический контракт, документы;
- установить крайний срок решения конфликта и воплощать намеченную программу в жизнь (мероприятия, сроки, исполнители), оценивать принятые решения (удовлетворенность, потенциальные проблемы).
Для достижения перечисленных результатов необходимо постоянно вести диалог, используя все эффективные коммуникативные средства (вербальные и невербальные); техники эффективного слушания и ответов на вопросы; сенсорные каналы оппонентов и ключи доступа к ним; стратегии взаимодействия и модели общения (убеждающую, внушающую, экспрессивную), наиболее уместные в конкретной ситуации общения, а также такие специфические приемы влияния на других в процессе взаимодействия, как:
- поддержка постоянного контакта глаз и доброжелательный взгляд;
- внимательное выслушивание без прерывания участника конфликта;
- периодическое демонстрирование своих открытых ладоней;
- участие в переговорах не с позиции Родителя, а с позиции Взрослого;
- постоянное резюмирование того, что услышали, и проверка адекватности понимания: правильно ли вы поняли то, что было заявлено;
- вербальная и невербальная реакция, показывающая, что вы понимаете и разделяете чувства собеседника.
Таким образом, владение специальными навыками управления конфликтами и их диагностикой на основе анализа алгоритма, приемами влияния на людей позволит найти адекватные решения и снять проблему.
Подумай и выполни задание
Заполните следующую таблицу. Вспомните какой-нибудь конфликт, который был у вас недавно, оцените эффективность его разрешения и попробуйте найти другое решение выхода из данного конфликта, используя знания, полученные из данного пособия.
Краткое описание конфликтной ситуации | Использованный стиль для разрешения конфликта | Общая эффективность этого стиля, по вашему мнению (от -3 до +3) | Результат применения стиля (положительный или отрицательный) | Другой возможный путь разрешения этого конфликта |
В практике разрешения конфликтов существует три основных способа управления ими: подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор (через переговоры, дискуссию, мозговой штурм).
Прежде чем перейти к разрешению конфликтной ситуации следует учесть ряд условий, имеющих значение в процессе взаимодействия обеих сторон:
- добровольность действий обеих сторон в отношении разрешения конфликтной ситуации;
- доброжелательное, корректное отношение ко всем участникам конфликта (эффект зеркального отражения);
- имидж специалиста по конфликтам должен соответствовать ситуации и быть позитивным (эффект первого впечатления).
Однако только создание значимых условий не способствует разрешению конфликта в полной мере, этот процесс весьма сложный и длительный.
Среди способов разрешения конфликтов достаточно широко используют подавление. Однако этот способ является эффективным лишь в том случае, когда человек (руководитель или учитель) обладает авторитетом и он уверен, что конфликт после его вмешательства прекратится.
Отсрочка конфликта возможна в том случае, если конфликт отвлекает от основного рассмотрения вопроса. В этом случае конфликтный прецедент (от лат. ргаесейет — идущий впереди, предшествующий) лучше рассмотреть не «здесь и сейчас», а позже, отдельно, но обязательно к нему вернуться и попытаться снять противоречия.
Наиболее рациональным способом разрешения конфликта является его превращение в деловой разговор. С этой целью следует проводить переговоры, позволяющие внимательно выслушать каждую из сторон, проявить сочувствие, перевести разговор в спокойную тональность речи, попросить конфликтующих четко сформулировать свои претензии к оппонентам, не затрагивая при этом личные и эмоциональные стороны. Переговоры как коммуникативная форма взаимодействия могут привести в конечном итоге при несоблюдении описанных выше правил к конфронтации или при соблюдении правил и владении техниками ведения переговоров к сотрудничеству.
Стиль конфронтации при разрешении конфликтов:
- рассмотрение противоположной стороны в качестве противника;
- выдвижение необоснованных требований;
-проявление отрицательных эмоций (агрессивность, грубость);
- требование существенных уступок при полном нежелании самому поступиться чем-либо;
- искажение информации, блеф;
- нежелание понять интересы другой стороны;
- нежелание менять точку зрения относительно результатов переговоров, сложившуюся до начала переговоров. Стиль сотрудничества при разрешении конфликтов:
- рассмотрение противоположной стороны в качестве партнера и потенциального единомышленника;
- выдвижение взвешенных и обоснованных требований;
- контроль отрицательных эмоций, создание позитивного настроя, атмосферы взаимопонимания и доброжелательности;
- готовность пойти на уступки во имя прочных долговременных отношений;
- честность, правдивость, доверительность при переговорах;
- понимание интересов другой стороны;
- гибкость в ходе переговоров, умение перестраиваться в зависимости от складывающейся ситуации.
Рекомендуется также избегать манипулирования партнером, т. е. не искать его слабые, наиболее уязвимые места («Ахиллесову пяту»), не использовать психологический террор или шантаж, а сосредоточить основное внимание на самих причинах конфликтов.
На практике чаще всего используют смешанный стиль ведения переговоров. Полное разрешение конфликта заключается в устранении объективных причин, породивших его, в снятии напряжения и в восстановлении нормальных межличностных отношений.
Подумай и выполни задание
Оцените свое поведение в конфликтной ситуации. Оцените вашу способность решать конфликт конструктивно по критериям, приведенным ниже в таблице в соответствии со шкалой: очень низкая 1 2345678910 очень высокая
Моя оценка | Критерии | Оценка других |
Быстро вступаю в конфликт (втягиваюсь сразу же) | ||
Знания о процедуре переговоров по обсуждению условий соглашения | ||
Общий уровень умений вести переговоры | ||
Способность договориться так, чтобы взаимоотношения улучшились (симпатия, доверие, увеличение уважения) | ||
Способность усовершенствовать умения вести переговоры каждый раз, когда конфликт решен | ||
Я (да, нет) удовлетворен путем, которым я решаю конфликт | ||
Мне (следует, не следует) изучать пути решения конфликта |