Глава vii. конфликтное общение
Ни одна снежинка никогда не чувствует себя ответственной за вызов лавины.
Станислав Лем
Основные цели главы:
- теоретическое рассмотрение понятия конфликта, его видов, причин и стадий протекания;
- характеристика алгоритма анализа конфликтной ситуации, способов разрешения конфликтов и методов управления ими;
- освоение техник и приемов бесконфликтного общения с детьми разного возраста;
- осуществление самомаркетинга по проблеме конфликтного взаимодействия.
Виды и типы конфликта
Каждый человек в повседневной жизни переживает конфликты. Это связано с тем, что в процессе взаимодействия людей возникают разнообразные противоречия — от конфликта мнений до серьезного противоборства, что, в свою очередь, порождает натянутые отношения, антагонизм, крушение планов, непонимание и отчуждение. Конфликты являются естественным и необходимым явлением, так как представляют собой одно из проявлений закона диалектического развития — единства и борьбы противоположностей.
Конфликт (от лат. — столкновение) — это столкновение противоположных целей, интересов, взглядов, позиций или мнений двух и более людей. При конфликте человек пребывает в состоянии напряженной готовности, его слуховое и зрительное восприятие обостряются, надпочечные железы вырабатывают дополнительную энергию. Направленный в определенное русло, стресс такого рода может стимулировать человека к приложению дополнительных усилий.
Известно, что в условиях жесткой конкуренции или компании отдельные люди демонстрируют рост и преуспевание, т.е. конфликт в определенной ситуации может положительно воздействовать на физическое и психическое здоровье активных, творческих людей.
В то же время затянувшийся конфликт может быть губителен, если люди не могут расслабиться и перейти к нормальному режиму деятельности (давление повышается, мышцы сводит судорога, качество суждений ухудшается). Многообразные и затяжные конфликты создают неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отвлекают внимание людей от непосредственной деятельности на «выяснение отношений», что тяжело отражается на их нервно-психическом состоянии.
Исследование проблем в области менеджмента, проведенное в различных организациях США, показало, что 25 % времени, затраченного руководителями высшего звена на управление, уходит на улаживание конфликтов, а у руководителей низшего звена на улаживание конфликтов уходит 30 % времени, затраченного на управление. Вместе с тем во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения и позиций, определить существующие проблемы и степень их понимания разными людьми, внедрить инновации.
В общении конфликтное взаимодействие достаточно распространено и связано, как правило, с особенностями ситуации, включающей либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.д., а также с характеристиками участников общения, спецификой групп, коллективов. По некоторым оценкам, более 65 % проблем в организациях связаны с нарушением отношений между сотрудниками, а не с недостатком навыков или мотивами поведения отдельных работников. Конфликт разрастается, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.
Для анализа конфликтов важно знать, каковы их структурные элементы. К основным структурным элементам конфликта относятся:
стороны конфликта — те субъекты социального взаимодействия (участники), которые находятся в состоянии конфликта;
предмет конфликта — то, по поводу чего возник конфликт. Он может быть материальным и психологическим, достаточно значим для участников столкновения, являться фактором, определяющим поведение;
мотивы конфликта — внутренние побудительные силы, провоцирующие участие в конфликте;
позиции конфликтующих сторон — то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта;
конфликтогены, т.е. слова («красные флажки»), действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
Однако сам по себе «конфликтоген-одиночка» не способен привести к конфликту. Для этого должна возникнуть целая цепочка таких конфликтогенов — их эскалация (от англ. — восхождение по лестнице, постепенное увеличение, углубление, расширение чего-либо), т.е. когда на негативное действие в адрес партнера тот старается ответить более сильным контр действием, часто выбирая наиболее скрытый из них. Исследователи выделяют такие типы конфликтогенов, как стремление к превосходству, проявление агрессии, проявление эгоизма.
Типы социального конфликта:
внутриличностный (интраперсональный) — ролевой конфликт, возникает из-за состояния неудовлетворенного человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанными с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей, низкой самооценкой и стрессов. Чаще всего такой конфликт разрешается самостоятельно или с помощью консультанта-психолога;
межличностный (интерперсональный) — наиболее распространенный тип конфликта из-за несовместимости взглядов, интересов, целей, направленности и потребностей участников взаимодействия, преследующих свои конкретные цели. Встречаются межличностные конфликты вертикальные (учитель—ученик), горизонтальные (коллега —коллега) и смешанные. Эти конфликты обычно разрешаются руководителем — фасилитатором (от англ. — облегчать, помогать, способствовать);
между личностью и группой — проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения;
межгрупповой — происходит вследствие столкновения интересов различных групп.
Для анализа и разрешения двух последних видов конфликтов зачастую приглашают специалистов со стороны — конфликтолога (консультанта) или модератора (от ит. тойегаге — сдерживание, обуздывание, смягчение).
Важным профессиональным качеством модератора является способность преодолевать фрустрации — обман, тщетное ожидание, т.е. психическое состояние переживания неудач, возникающее при наличии реальных или мнимых трудностей. Как правило, фрустрации возникают и в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые преграды. Именно частота возникновения фрустраций ведет к формированию таких отрицательных черт, как агрессивность, повышенная возбудимость. Поэтому одна из задач модератора при анализе конфликтов в группах — устранение напряжения в группе, профессиональных неврозов, предрассудков, сплетен и слухов, а также содействие поступлению адресной информации к оппонентам и поддержание интерактивной деятельности.
Подумай и выполни задание
Приведите три примера хороших конфликтов, три примера плохих конфликтов. Затем укажите три больших, три маленьких конфликта, о которых вы знаете. В заключение впишите три наиболее типичных для вас конфликта дома, на учебе, на работе.
Положительный | Отрицательный |
Маленький | Большой |
Дома | На работе |
Отметьте, что для вас более важно:
- Получить то, что вы хотите?
- Сохранить хорошие отношения с другим человеком?
- Определите как можно больше конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкивались в жизни, когда конфликт был полезен. Имелось ли сходство в позитивных сторонах конфликтов? В чем они заключаются?