Правила корпоративного поведения в команде

Деловое взаимодействие людей рассматривается как групповая работа. Необходимо различать термины «командная работа» и «груп­повая работа». Второй термин шире, поскольку любая команда является группой, но не любая группа становится командой.

Групповая работа — это совместная работа людей в малых груп­пах (от 3 до 7 —9 человек) над определенным заданием, которые самостоятельно выбирают направление своей работы и средства для ее достижения, устанавливают нормы взаимодействия. Груп­повая работа используется как для коллективного решения задач, так и для обучения людей, повышения квалификации специали­стов в колледжах, вузах и т.д. Широкое применение она получила как одна из основных форм работы в различных интерактивных играх (имитационных, деловых, аттестационных, дидактических, ролевых), а также как самостоятельная форма выработки реше­ний (работа временных целевых групп, организационное проек­тирование, специальные семинары, мозговые штурмы).

Преимущество групповой работы достигается за счет синергического эффекта, который возможен, когда участники взаимо­действия входят в своеобразный психологический резонанс, чув­ствуют себя комфортно и уверенно и когда их активность повы­шается. Понятие «синергия» (от гр. — сотрудничество, содружество) является ключевым в описании диапазона черт груп­пы. Предполагается, что каждый человек, вступая в группу, при­вносит в нее определенное количество индивидуальной энергии, предназначенной для развертывания групповой активности. Об­щее количество этой энергии, имеющейся у группы, и есть си­нергия.

В последнее время в литературе все чаще встречается понятие «команда». Как социальная единица «командная работа» качествен­но отличается от традиционного представления «групповой рабо­ты» и обладает рядом преимуществ. Команда:

- нацелена на совокупный результат деятельности, в то время как рабочая группа в большей мере полагается на индивидуаль­ный вклад своих участников в деятельность;

- дает членам группы определенное психологическое преимуще­ство: безопасность, чувство локтя, гордость за свои достижения,

признание;

- в большей мере, чем группа, предрасположена к риску,

- имеет значительные преимущества в профессиональной дея­тельности, в социальном обучении и воспитании своих участников.

В практике решения групповых задач формы делового взаимо­действия реализуются, как правило, в таких его типах, как коо­перация и конкуренция.

Конкуренция (от лат. — сталкиваться) — что взаимодействие и группе, характеризующееся противостоянием, противоборством сторон для достижения собственных целей и интересов. Здесь активность партнеров направлена на ослабление, вытеснение или истребление друг друга с целью борьбы за поло­жение в социуме, за симпатии третьей стороны, за объекты, име­ющие ограниченный ресурс, за блага и выгоды. При этом некото­рые члены группы не желают делить между собой объекты общих устремлений. Конкуренция, как правило, реализуется через кон­фликтное взаимодействие.

Кооперация (от лат. — сотрудничество) — форма груп­повой интеграции — это действия по объединению и согласова­нию общих усилий при реализации совместной деятельности в команде. При этом партнеры могут не испытывать друг к другу положительных эмоций. Сотрудничество основано на общности целей, стремлении к достижению результата, взаимной выгоде. Кооперация означает координацию, единение, упорядочение еди­ничных сил участников в ходе организации совместной деятель­ности. Выделяются две стороны кооперативного взаимодействия:

- разделение процесса единой деятельности между партне­рами;

- изменение участия каждого в соответствии с его целями и

мотивами.

Своеобразным показателем кооперации являются степень вклю­ченности участников в совместную деятельность и их вклад в нее. При кооперативном взаимодействии происходит соединение не­посредственного результата деятельности каждого с конечным результатом совместной деятельности на основе взаимопонима­ния.

В основе корпоративного поведения участников взаимодействия лежит организационная культура, базирующаяся на сотрудниче­стве и партнерстве.

Организационная культура — это свод ключевых ценностей, норм, убеждений, предпочтений, которые понимаются и разде­ляются всеми членами группы. Она включает:

- «неписаные правила» — корпоративный кодекс, миссия и

политика;

- устойчивость и стабильность взаимодействия;

- знание особенностей поведения людей и на этой основе со­хранение их работоспособности и эмоциональной устойчивости;

- уважение партнеров по взаимодействию, лояльность;

- эффективные вербальные и невербальные контакты;

- регуляция социально-психологического климата и создание условий для совместимости и срабатываемости;

- владение навыками социальной компетентности, развитие эмоционального интеллекта участников взаимодействия;

- способность понимать и следовать нормам совместной дея­тельности;

- владение и гибкое использование различных стилей и страте­гий;

- умение управлять групповыми и межличностными конфлик­тами;

- адекватная самооценка участников и способность к сопере­живанию;

- способность каждого к саморазвитию и самообучению.

Спецификой корпоративного взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обес­печивать саморегуляцию или коррекцию своих коммуникативных действий.

Подумай и выполни задание

Беседуя с кем-то на тему, не слишком важную для вас, научитесь, взглянув на часы, приветливо сказать: «О, извини, я тороплюсь, догово­рим в другой раз» — и с этими словами немедленно удалиться.

Если осталось впечатление, что собеседник обижен, загладьте оби­ду, потом разыщите, позвоните, еще раз принесите свои извинения. Зато вы научите себя не «прилипать» к людям, у которых в профессио­нальной среде полно забот и поручений. Было бы неплохо еще овла­деть дружелюбным и забавным «прощальным» жестом или фразой (типа «Жди меня, и я вернусь...»), но это требует известного артистизма и дается не каждому.

ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ

1. Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты.

Тест «Три Я»

Инструкция. Прочитайте вопросы и оцените по шкале в баллах от О до 10, насколько эти высказывания характеризуют вас. О баллов — категорическое несогласие с высказыванием; 10 баллов — безогово­рочное согласие.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоя­тельств.

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму балов отдельно — по трем блокам вопросов. Вопросы № 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 относятся к позиции Ребенка (Д). Вопросы № 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 — к позиции Взрослого (В). Вопросы № 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 — к позиции Родителя (Р).

Анализ результатов.

Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих потенциальных ролей. О чем же она сможет рассказать?

Если вы получили формулу ВДР — это значит, что вы обладаете раз­витым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти ка­чества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит «Р». Категоричность и самоуве­ренность противопоказаны, например, педагогу, организатору — сло­вом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Например, если ваша формула имеет вид РДВ, то у вас могут воз­никнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь об­ладателю такой формулы.

«Родитель» с детской непосредственностью режет «правду матку», ни на секунду не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой или этюдником, то все в порядке. Если же нет, и вы захотите передвинуть свое «Р» на второе и даже на третье место, то это вполне осуществимо.

«Д» на первом месте — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.

Тест К.Томаса «Стратегии взаимодействия»

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения амери­канский психолог К.Томас описывает каждый из пяти возможных вари­антов 12 суждениями о поведении индивида в ситуации конфликта мне­ний. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

Инструкция. Вам необходимо сделать самооценку, а для этого выбрать в каждой паре то суждение, которое является наиболее типич­ным для характеристики вашего типичного поведения в повседневных ситуациях конфликта мнений. Вы ставите номер очередного вопроса и букву выбранного вами ответа.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя от­ветственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого человека и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради ин­тересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти под­держку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться друго­го результата.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возни­кающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напря­женности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

18. А. Первым делом я стараюсь четко определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

19. А. Первым делом я стараюсь четко определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

20.А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям

другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине меж­ду моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания.

23.А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя от­ветственность за решение спорного вопроса.

24.А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям

другого.

26.А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возни­кающих разногласий.

30.А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответ­ствующих форм поведения в ситуациях дискуссии и конфликта мнений.

Ключ

№ п/п Соперни­чество (акула) Сотрудни­чество (сова) Компромисс (лиса) Избегание (черепаха) Приспособление (медвежонок)
      А Б
  Б А    
А       Б
    А   Б
  А   Б  
Б     А  
    Б А  
А Б      
Б     А  
А   Б    
  А     Б
    Б А  
Б   А    
Б А      
      Б А
Б       А
А     Б  
    Б   А
  А   Б  
  А Б    
  Б     А
Б   А    
  А   Б  
    Б   А
А       Б
  Б А    
      А Б
А Б      
    А Б  
  Б     А

Тест «Умеете ли вы влиять на других людей?»

Основа основ делового человека — умение влиять на других людей. Проверьте, имеется ли у вас такая способность? Можете ли вы повести людей за собой? В поисках этого ответа вам поможет данный тест.

Инструкция. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политическо­го деятеля?

2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстрава­гантно?

3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих

интимных переживаний?

4. Как быстро вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки

неуважительного отношения к вам?

5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?

6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстри­ровать окружающим свои незаурядные возможности?

7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться действительно

выдающегося результата?

8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизме­нен?

9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распо­рядком всех дел и даже развлечений?

10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?

11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?

12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?

13. Любите ли вы доказывать, что ваш начальник (или кто-то весьма авторитетный) в чем-то не прав?

Обработка результатов.

Подсчитайте набранное вами количество баллов, воспользовавшись для этого представленной далее таблицей.

Ответ               Номер вопроса  
                         
Да                           5  
Нет                            

Анализ полученных результатов.

35-65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными пред­посылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели по­ведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Вы считаете, что он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действи­тельности. Вы наделены способностью убеждать людей в своей право­те. Однако вам следует быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко может пре­вратиться в фанатика или тирана.

35 баллов и менее. Увы, хотя зачастую вы бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам, а ход ее дол­жен быть вполне предсказуем. Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели и иногда оказываясь неправильно поня­тым.

Контрольные вопросы и задания

1. Выделите особенности интерактивной стороны общения. Что по­буждает людей взаимодействовать друг с другом?

2. Какие уровни взаимодействия существуют и можно ли говорить о недостатках того или иного уровня?

3. На каком из приведенных в главе уровней взаимодействия предпо­читаете общаться вы?

4. Сколько типов взаимовлияний существует?

5. Выделите ключевые слова в определении «межличностные отноше­ния».

6. Перечислите виды ограничений, накладываемых на деловые кон­такты.

7. Есть ли различия между слухами и сплетнями?

8. В чем специфика позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок?

9. Перечислите существующие стратегии взаимодействия, выделите характеристики для их отличия.

10. Для достижения каких целей в деловом общении нужна фасцинация и в чем ее отличие?

11. Какие характеристики взаимоотношений влияют на развитие до­верительных отношений?

12. Каковы признаки совместимости и срабатываемости деловых парт­неров?

13. Как проявляется конкуренция?

14. Чем отличается групповая работа от работы «командной»?

15. Дайте характеристику кооперации как конструктивному виду взаи­модействия, каковы правила корпоративного поведения и работы в команде?

Наши рекомендации