Кодексы корпоративного управления (поведения)

"Корпоративное управление (поведение)" - понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением корпорацией и входящими в нее хозяйственными структурами. Оно влияет на экономические показатели ее деятельности и на способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста, поэтому его совершенствование - важнейшая мера, необходимая для увеличения притока инвестиций.

Стандарты корпоративного управления (поведения) в наибольшей степени важны для акционерных обществ, где вследствие отделения собственности от управления, наиболее вероятно возникновение связанных с ним конфликтов.

Целью применения стандартов корпоративного управления (поведения) является защита интересов всех акционеров, независимо от размера пакета акций, которым они владеют. Чем более высокого ее уровня удается достичь, тем на большие инвестиции смогут рассчитывать компании.

Кроме того, корпоративное управление (поведение) должно обеспечивать высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка.

Основные проблемы корпоративного управления (поведения) связаны не столько с качеством законодательства, сколько с отсутствием длительной практики корпоративных отношений в России (поэтому оно не может быть обеспечено только нормами законодательства), в связи с чем соответствующие традиции еще только формируются.

Законодательство устанавливает только общие обязательные правила, следовательно, не может и не должно стремиться урегулировать в деталях все вопросы деятельности компаний. Оно также не в состоянии своевременно реагировать на изменения практики корпоративного управления (поведения), поскольку внесение изменений в нее требует значительного времени. Наконец, многие вопросы, связанные с корпоративным управлением (поведением), лежат за пределами законодательной сферы и имеют этический, а не юридический характер, хотя законодательные акты не могут их не учитывать. Например, Гражданский кодекс РФ рекомендует при осуществлении соответствующих действий исходить из требований добросовестности, разумности и справедливости.

Поскольку положений законодательства не всегда достаточно, чтобы добиться надлежащего корпоративного поведения, организациям необходимо действовать также и в соответствии с этическими нормами (которые нередко являются более строгими, чем правовые), формирующими позитивные ожидания и устойчивые стереотипы в отношении поведения участников корпоративных отношений.

Этические нормы корпоративного управления (поведения) не только являются моральным императивом, но и помогают компании избежать рисков, поддерживает долгосрочный экономический рост и способствует осуществлению успешной предпринимательской деятельности. Они, наряду с законодательством формируют политику корпоративного управления (поведения), базирующуюся, на учете интересов акционеров, руководства и других стейкхолдеров, что способствует укреплению позиций организации и увеличению ее прибыли.

В связи с указанными обстоятельствами в экономически развитых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), были разработаны и приняты корпоративные кодексы и аналогичные им документы, содержащие рекомендации относительно наилучшей практики управления корпорациями.

Многие российские компании также разработали и опубликовали для общественности свои кодексы корпоративного управления (поведения), являющихся разновидностью корпоративного (в собственном смысле) кодекса. В них зафиксированы обязанности соблюдать права акционеров и инвесторов, и быть открытыми для кредиторов, партнеров и клиентов. Это - один из способов обеспечения публичности компании, для которой соблюдение высоких стандартов является средством повышения ее привлекательности и привлечения инвесторов.

Корпоративный кодекс сокращает путь компании к выходу на национальный и международный рынки, к иностранным инвестициям, к котировкам акций на иностранных биржах. Если устав акционерного общества - это своего рода конституция, то кодекс - декларация. Он содержит правила внутреннего поведения для субъектов акционерного общества и правила отношений с внешними партнерами. Моменты, которые Кодекс не предусматривает по своему «жанру» устав, закрепляют в кодексе.

Работа над российским Кодексом корпоративного поведения (управления) началась в конце 90-х гг. XX в. По мнению одних специалистов, российские акционерные общества не доросли до такого акта и их деятельность необходимо регулировать только законодательством. По мнению других - принятие Кодекса отвечает общим мировым тенденциям в развитии корпоративного регулирования, но он должен прижиться в России, в какой-то мере изменить менталитет отечественных хозяйствующих субъектов.

Российский Кодекс корпоративного поведения (управления) был подготовлен под руководством Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг юридической фирмой "Кудер Бразерс", одобрен на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. и рекомендован к применению акционерными обществами распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения (управления) в соответствии с положениями действующего законодательства, с учетом сложившейся отечественной и зарубежной практики корпоративного поведения, этических норм, условий деятельности российских компаний и российских рынков капитала.

Он не является нормативным правовым актом (однако, может служить ориентиром для совершенствования корпоративного законодательства), а содержит свод рекомендаций для сферы организации взаимоотношений между акционерами и менеджментом, в разрешении внутрикорпоративных конфликтов, оценки поведения корпорации с точки зрения добросовестности, разумности и справедливости, построения модели управления ею, базирующейся на признанных в международной практике принципах корпоративного управления, применение которых является сугубо добровольным, основанным на стремлении повысить привлекательность общества в глазах инвесторов, местных властей и общественности.

Цель Кодекса - достижение баланса экономических интересов участников корпорации, ее самой и остальных причастных к ней лиц (наемных работников, партнеров и др.), как уже говорилось, называемых стейкхолдерами.

Применение положений Кодекса, как акта рекомендательного, является добровольным, не обеспечивается нормами государственного принуждения, и должно основываться на других инструментах, заставляющих компанию следовать его предписаниям.

В качестве одного из них рассматривается возможность допуска ценных бумаг к биржевой торговле и исключение такового в случае нарушений рекомендаций Кодекса. Иными словами, если корпорация хочет быть привлекательной для инвесторов, иметь котирующиеся на рынке ценных бумаг акции, желает минимизировать внутрикорпоративные конфликты, она должна будет им следовать.

Подтверждением приверженности корпорации рекомендациям кодекса должно быть внесение основанных на них поправок в уставы и иные внутренние документы акционерных обществ, а также принятие собственных кодексов корпоративного поведения.

Устав АО, как известно - внутренний локальный нормативный акт, принимаемый в силу требований закона и содержащий сведения, либо прямо предусмотренные законом, либо не противоречащие им. Кодекс корпоративного поведения (управления) АО - акт, принятый им на основании рекомендованного ФКЦБ Кодекса и содержащий правила поведения, не являющиеся правовыми нормами, но добровольно исполняемые корпорацией и не основанные на возможности государственного принуждения.

Кодекс корпоративного управления (поведения) содержит рекомендательные положения для включения их во внутренние документы корпорации, в том числе и в устав, а также предлагает перечень и виды самих внутренних документов.

Дело корпорации - следовать или не следовать данным рекомендациям. Без какого-либо давления и угроз применения каких-либо санкций она должна самостоятельно и добровольно решать, когда и в каких объемах будет применять положения Кодекса. Если она, тем не менее, этого делать не станет, последствия для нее могут быть более суровыми, чем при нарушении нормы законодательства: ей будет сложно привлечь серьезных инвесторов, и она потеряет свою инвестиционную привлекательность.

В Кодексе раскрываются основные принципы наилучшей практики корпоративного поведения (управления), в соответствии с которыми российские компании могут строить его модель, исходя из условий и особенностей своей деятельности, а также содержатся рекомендации по реализации принципов и раскрытию соответствующей информации.

Указанный кодекс призван дать методологию регулирования внутрикорпоративных отношений (между собственниками, советом директоров и администрацией) и улучшения управления конфликтам, надлежащий уровень которого существенно уменьшает риск возникновения разногласий.

Таким образом, Кодекс корпоративного управления (поведения) как акт рекомендательный, включает морально-этические нормы и принципы, которые могут быть отражены во внутренних локальных нормативных актах. Компания, осознающая свою социальную ответственность перед обществом, дорожащая своей деловой репутацией, должна понимать, что ее будущее зависит от того, насколько она прозрачна и открыта для заинтересованных лиц, в том числе и для инвесторов, в какой степени она разумно, добросовестно строит свои отношения с акционерами.

Российский Кодекс корпоративного поведения (управления) включает следующие главы: принципы корпоративного поведения; общее собрание акционеров; совет директоров общества; исполнительные органы общества; корпоративный секретарь общества; существенные корпоративные действия; раскрытие информации об обществе; контроль над финансово-хозяйственной деятельностью; дивиденды; урегулирование корпоративных конфликтов, чье содержание подробно рассматривается в курсе корпоративного управления.

Многие российские акционерные общества приняли свои кодексы корпоративного поведения (управления) или руководства по корпоративному управлению. В них четко изложены основные принципы управления АО, в соответствии с которыми совет директоров и правление могут осуществлять деятельность корпорации честным, добросовестным и социально ответственным образом.

Кодексы включают, как правило, широкий круг вопросов, в том числе:

- цели и задачи общества; отношение между акционерами и наблюдательным советом; отношения между наблюдательным советом и исполнительными органами общества; между крупными и миноритарными акционерами;

- отчетность общества перед акционерами;

- раскрытие информации: функции ревизионной комиссии, политика в отношении использования аудиторских услуг; стандарты финансовой отчетности.

Один из главных аргументов «за» для инвестора – прозрачность управления, возможность контроля финансово-хозяйственной деятельности организации, особенно в части использования вложенных средств, и, соответственно, доли инвестора в акционерном капитале. Ответы на них и на то, куда движется предприятие, как себя позиционирует, Кодекс как раз и предоставляет. Поэтому за рубежом такой кодекс является нормой для серьезного бизнеса и воспринимается как шаг к улучшению корпоративного управления. Если организация заинтересована в развитии, в притоке инвестиций, планирует войти в новые секторы рынка или упрочить завоеванные позиции, ей необходимо предоставить такой Кодекс общественности.

Не меньшую значимость имеет регулирование более широкого круга отношений (и не только корпорации, а любой организации) с другими заинтересованными лицами («стейкхолдерами») – персоналом, центральными и местными властями, деловыми партнерами. Именно в данной сфере существует минимальное количество законодательных положений, недостаток которых компенсируется этическими нормами. Поэтому соответствующие документы называют чаще этическими кодексами (за первым видом документов постепенно закрепляется название кодексов корпоративного управления, что наиболее точно отражает их суть).

В результате деловое поведение акционерных обществ регулируют два вида кодексов корпоративного поведения (управления), на основе которого и требований законодательства создается Устав, служащий основой построения, прежде всего, системы внутренних отношений, как уже отмечалось, между акционерами, советом директоров и администрацией, и Этический кодекс, где отражены принципы поведения организации (любого типа) по отношению к окружению и своим работникам.

Наши рекомендации