По проблеме безнадзорности и правонарушений
Закон «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указывает, что индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится путем разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении (ст. 16).
В Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики требования Закона отразили в Приказе от 15.12.2015г. №905 «Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении» (далее – Инструкция). Согласно ей в зону ответственности педагогов-психологов (практических психологов) входит:
- оказание содействия всем субъектам деятельности по профилактике в образовательной организации;
- проведение диагностической работы, отвечающей поставленной задаче, представление анализа результатов диагностической работы в сводном заключении (форма 4-у);
- разработка и представление методических рекомендаций реабилитационного, профилактического, просветительского содержания;
- ведение системы планирования своей деятельности с учетом профилактического направления;
- участие в составлении индивидуальной программы реабилитации обучающегося (воспитанника), которая согласовывается с заместителем директора по воспитательной работе.
Относительно последнего пункта (участие в составлении индивидуальной программы реабилитации) следует сказать, что документ составляется согласно Форме 3-у. Педагог-психолог в индивидуальном плане указывает общую информацию о предстоящей работе, перечисляет психологические мероприятия по коррекции, восстановлению и развитию и не приводит сведения конфиденциального характера. В содержании работы следует указать название занятия и его цель, в графе «Формы и методы» указать соответствующую форму, отметить сроки выполнения, указать ответственным себя.
Например:
№ | Направления работы | Содержание работы | Формы и методы работы | Сроки выпол. (дата) | Ответственный | Примечание |
Социально-психологическая коррекция | «Я владею собой». Цель занятия – развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний | Занятие с элементами тренинга | психолог | |||
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Цель - занятия формирование коммуникативных навыков, устранение барьеров в общении | Беседа с элементами дискуссии | |||||
Занятие «Человек, совершивший преступление».Цель - занятия выработка понимания деформации личности правонарушителя и оценка последствий противоправного поведения | Занятие с элементами тренинга | |||||
Социально-педагогическая коррекция | «Учись учиться». Цель занятия – актуализация познавательного интереса и укрепление учебной мотивации | Беседа | ||||
«Труд отличает человека от животного» | Беседа | |||||
В здоровой личности здоровый дух». Цель занятия – актуализировать здоровый образ «Я» | Занятие с элементами тренинга | |||||
Коррекция внутрисемейных взаимоотношений, работа с семьей | «Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка». Целью занятия является формирование у родителей понимания негативных факторов в семейном воспитании, деструктивности воспитательных методов | Беседа | Желательно с обоими родителями |
Согласно Инструкции педагог-психолог (практический психолог) заполняет Индивидуальную карточку социально-психологического сопровождения обучающегося (воспитанника), состоящего на учете по Форме 4-у. Информация, излагаемая в этой карте, содержит как общие сведения (данные о несовершеннолетнем, его семье, указание причины постановки на внутренний учет), так и конфиденциальные (подробное описание проводимой работы, а именно: название, автор методики, диагностика, цель изучения и её результаты; описание консультирования по проблеме, рекомендации, подробное описание коррекционной работы).
Конечно же, психологи системы образования отметили схожесть Индивидуальной карточки по Форме 4-у, утвержденной Инструкцией с Индивидуальной карточкой психолого-педагогического сопровождения обучающегося по Форме 7, относящейся к привычной документации специалиста психологической службы, рекомендованной ДРУМЦ ПС СО. В связи с тем, что информация, которую заносит психолог и в ту, и в другую Индивидуальную карточку является идентичной, то с целью оптимизации ведения документации и эффективности распределения рабочего времени на организационно-методическую работу, а также во избежание нецелесообразных повторений, рекомендуется в случае работы с обучающимся, состоящим на учете, заполнять и вести только одну Индивидуальную карточку по Форме 4-у.
Также важно отметить, что карточка по Форме 4-у ведётся отдельно педагогом-психологом (практическим психологом) и социальным педагогом, т.к. их работа с обучающимся, состоящим на учёте, существенно отличается и содержит конфиденциальные сведенья.
Рекомендации социальному педагогу