Снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
И.В. Петрова
педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Рябинка», п. Курагино, Красноярский край
При ЗПР возникает несоответствие психического развития реальному возрасту ребенка. Этот дефект вызывается слабовыраженными повреждениями головного мозга, вследствие чего познавательная сфера сохранна в большей степени, чем эмоционально-волевая. Именно незрелостью эмоциональной сферы объясняется подверженность детей тревожности и различным страхам. В МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 "Рябинка" с 2013 г. введена "Программа психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода игротерапии".
В настоящее время ряд психологов (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан и др.) отмечают тенденцию увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Это свидетельствует о необходимости разработки и применения коррекционных и профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов (Г.А. Арина, Т.А. Артемова, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.В. Ковалева и др.), снижению самооценки (Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова и др.), возникновению трудностей в обучении.
Выделяют два основных вида тревожности:
1) ситуативная— порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может испытывать любой человек в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Оно не только является вполне нормальным, но и играет положительную роль — выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Скорее ненормальным является снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции;
2) личностная — проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в т. ч. и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный.
Содержание этапов работы по программе
Цель | Содержание работы | Форма работы |
Подготовительно-ознакомительный этап | ||
Выявление уровня и особенностей проявления тревожности у детей с ЗПР | Диагностическое исследование участников воспитательно-образовательного процесса: детей с ЗПР, их родителей, педагогов | Опросник, проективный тест |
Формирование группы для работы по программе, создание условий для коррекционно-развивающей работы | Анализ результатов диагностического исследования участников воспитательно-образовательного процесса: детей с ЗПР, их родителей, педагогов | |
Знакомство родителей и педагогов с понятием «тревожность», способами ее преодоления, содержанием психокоррекционной программы | 1. Мини-лекции: • «Что такое тревожность»; • «Как помочь тревожному ребенку»; 2. Игры: • «Приветствие»; • «Мои ощущения»; • «Оцените партнера, какой он?» | Семинар-практикум для родителей детей с ЗПР и педагогов |
Основной этап | ||
• Развитие у детей навыков взаимодействия друг с другом; • стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; • развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение; • формирование умения преодолевать барьер в общении | • Упражнение «Давай поздороваемся»; • игры: - «Мост дружбы»; - «Звериные чувства»; - «Пчелки»; • упражнения: - «Волшебные очки»; - «Танец пяти движений»; • игра на расслабление «Танцующие руки» | Групповое занятие 1 |
• Расширение эмоционального опыта детей; • формирование умений преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; • снижение скованности, боязливости | • Игры: - «Воздушный шарик»; - «Гусеница»; • игровая ситуация «Пещера для знакомства»; • упражнение «Паровозик»; • игры: - «Дракончик»; - «Фотография»; - «Необычная радуга» (на расслабление) | Групповое занятие 2 |
• Устранение внутреннего конфликта; • расширение эмоционального опыта; • снятие эмоционального и мышечного напряжения; • уменьшение суетливости, нервозности | • Игры: - «Воздушный шарик»; - «Корабль и ветер»; • игровая ситуация «Пещера для знакомства»; • упражнения: - «Танец с рисованием»; - «Насос и надувная кукла» (в парах); - «Бездомный заяц»; - «Водопад» | Групповое занятие 3 |
• Расширение эмоционального опыта; • формирование умения преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; • снижение скованности, боязливости | • Игры: - «Драка»; - «Подарок под елкой»; - в переодевание; - «Старшая обезьяна»; • Упражнение «Танцы противоположности»; • игры: - «Птенцы»; - «Комплимент» | Групповое занятие 4 |
• Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; • развитие умения сотрудничать с детьми и взрослыми; • развитие самооценки | • Упражнение «Приветствие» (в парах); • игра «Дудочка»; • игровая ситуация «Фотоальбом»; • игра «Выключенный звук»; • упражнение «Рисунок в парах по очереди»; • «Упражнение на доверие»; • игра «Зайки и слоники» | Групповое занятие 5 |
• Развитие навыков взаимодействия; • стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; • развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение; • формирование умения преодолевать барьер в общении | • Упражнение на расслабление мышц; • игры: - «Спрятанные проблемы»; - «Вылеплялки»; - «Смена ритмов»; • игровая ситуация «Ладонь в ладонь»; • игра «Сиамские близнецы»; • кинезотерапия «В гостях у морского царя» | Групповое занятие 6 |
• Развитие навыков взаимодействия; • стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; • развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение; • формирование умения преодолевать барьер в общении | • Игры: - «Сосулька»; - «Попробуем еще раз»; - «Звериные чувства»; - «Бесилки»; • упражнения: - «Мост дружбы»; - «Танец пяти движений»; • игра «Танцующие руки» (на расслабление) | Групповое занятие 7 |
• Расширение эмоционального опыта детей; • формирование умений преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; • снижение скованности, боязливости | • Игры: - «Шалтай-Болтай»; - «Гусеница»; • упражнения: - «Рисование вдвоем»; - «Пчелки»; • игры: - «Дракончик»; - «Фотография»; • упражнения из комплекса «Музыка — язык чувств» | Групповое занятие 8 |
• Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; • развитие умения сотрудничать с детьми и взрослыми; • развитие самооценки; • развитие умения расслабиться | • Игра «Винт» (на релаксацию и дыхание); • игровая ситуация «Волшебный стул»; • упражнения: - «Зеркало»; - «Скала»; • игра «Путаница»; • упражнение «Совместный рисунок»; • игра «Слепой танец» (на расслабление) | Групповое занятие 9 |
• Устранение внутреннего конфликта; • расширение эмоционального опыта; • снятие эмоционального и мышечного напряжения; • уменьшение суетливости, нервозности; • развитие навыков взаимодействия | • Игры: - «Насос и мяч» (на релаксацию и дыхание); - «Принц на цыпочках»; - «Дудочка»; - «Имя»; • упражнения: - «Имя»; - «Добрые волшебники»; - «Чаша доброты» | Групповое занятие 10 |
Закрепляющий этап | ||
• Формирование доверительных, доброжелательных отношений между родителями, педагогами и детьми; • создание спокойной, доверительной атмосферы в группе | • Обсуждение рассказа-размышления «Соломинка» (В. В. Ткачева); • игра «Щепки на реке»; • подведение итогов (обсуждение эффективности проделанной психокоррекционной работы) | Семинар-практикум для участников воспитательно-образовательного процесса: детей с ЗПР, их родителей, педагогов |
Группа детей для работы по программе формируется по результатам предварительного диагностического обследования, направленного на выявление уровня и особенностей проявления тревожности. Используются следующие диагностические методики:
1) для педагогов — опросник Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко для выявления тревожного ребенка1;
2) для родителей — тест-опросник «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка» (А. И. Захаров);
3) для детей — проективный тест «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.
Приведем примеры игр и упражнений, использованных в программе (приложение).
Приложение
Упражнение «Мои ощущения»
Инструкция педагога-психолога: (Участники стоят по кругу.) Возьмите за руки своих соседей… Закройте глаза… Сосредоточьтесь только на своих ощущениях… Постарайтесь передать с помощью ваших рук (телесного контакта) свое тепло и поддержку соседу, находящемуся от вас справа (слева). Одновременно постарайтесь ощутить то, что вам передает сосед слева (справа).
Примечание. После проведения педагог-психолог просит рассказать о своих ощущениях и оценить их. В процессе семинара-практикума важно предлагать каждому из участников свободно высказываться по поводу своих ощущений, таким образом родители и педагоги учатся «вслушиваться» в свои чувства и «освобождать» их от различных механизмов психологической самозащиты.
Игра «Щепки на реке»
Инструкция.Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Один из желающих («щепка») должен «проплыть» по реке. Он сам решает, как будет двигаться — быстро или медленно.
Задача участников («берегов») — помочь движению «щепки» (например, ласковыми прикосновениями). «Щепка» может плыть прямо, крутиться, останавливаться и поворачивать назад. Проплыв весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая «щепка» начинает свой путь.
Игру можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию участников). По завершении игры проходит обсуждение, в ходе которого участникам предлагается поделиться своими ощущениями, возникшими во время «плавания», описать, что они чувствовали, когда к ним прикасались, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.
Игры и упражнения для детей
Игра «Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Инструкция педагога-психолога: Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Сделайте глубокий вдох, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив пальцы в ладони. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!
Корабль и ветер»
Цель: настроить уставших детей на рабочий лад.
Инструкция педагога-психолога: Представьте себе, что мы плывем на паруснике, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… а теперь шумно выдохните через рот. Пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!
Примечание. Упражнение повторяется три раза.
Игра «Вылеплялки»
Инструкция. Игра проводится перед большим зеркалом, установленным на подставке или прикрепленным к стене.
Часть I. Ребенку предлагается изобразить, какое у него бывает лицо, когда он сердится, боится, радуется. Если он затрудняется, педагог-психолог показывает образец, который ребенок должен скопировать. После закрепления за каждой мимической маской названия чувства можно переходить ко второй части игры.
Часть II. Ребенок садится перед зеркалом, педагог-психолог руками «лепит» на его лице мимическую маску. Задача ребенка — угадать, какое чувство изображает педагог-психолог на его лице. Затем можно поменяться ролями.
В конце игры необходимо дать установку ребенку: «Когда тебе плохо, ты можешь сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшится».
Примечание. В процессе данной игры ребенок учится распознавать чувства других по их мимике и также передавать свои чувства.
Упражнение «Рисунок в парах по очереди»
Цели:формирование умений преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с партнером, формирование чувства востребованности, развитие творческих способностей.
Материалы: листы бумаги А4, краски, карандаши.
Инструкция. Педагог-психолог уточняет представления детей о партнерстве, взаимовыручке, востребованности. Просит привести конкретные примеры. После этого предлагает двум детям на одном листе по очереди что-нибудь нарисовать. При этом 2 минуты отводится на то, чтобы дети договорились, что будут рисовать. Затем через каждые две минуты (по сигналу педагога-психолога) они передают лист друг другу (всего 8 раз). После выполнения задания рисунок надо раскрасить (5 мин). По завершении каждая пара рассказывает о своем рисунке и отвечает на вопрос «Трудно ли было выполнять задание?».
Упражнение на доверие»
Инструкция. Дети делятся на пары. Один участник играет роль компаса, другой — туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели партнеры меняются ролями.
Игра «Птенцы»
Инструкция. Игра проводится в круге. Из участников выбираются «птица-мама» и «птица-папа», они выходят из комнаты. Затем выбираются пять птенцов. В ожидании родителей птенцы опускают голову на руки. Услышав, что родители пришли в комнату, один из птенцов, не поднимая головы, начинает пищать. Задача родителей — определить, кто это? Игра продолжается до тех пор, пока не опознаны все птенцы. При повторе игры роли птенцов можно заменить на роли котят, щенят и т. д.
Игра «Дракончик»
Инструкция. Дети стоят друг за другом, крепко держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Основная задача — изловить хвост дракона. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, «голову» заменяет другой ребенок.
Игра «Комплимент»
Цель: помочь ребенку увидеть со стороны свои положительные особенности, почувствовать, что его принимают партнеры по игре.
Инструкция. Сидя на полу, дети образуют круг. Задача игроков — сказать соседу справа (или слева) фразу, которая начинается словами «Мне нравится в тебе…».
Игра «Чаша доброты»
Инструкция педагога-психолога: Сядьте поудобнее, закройте глаза… Представьте, что перед вами на столе любимая чашка… Мысленно наполните ее до краев своей добротой… А теперь представьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая… Отлейте доброты в эту чашку из своей… Не жалейте! О, ваша чашка опустела! Добавьте вновь доброты… Все дело в том, что, будучи добрым человеком, вы можете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной. А теперь откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»
Снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
И.В. Петрова
педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Рябинка», п. Курагино, Красноярский край
При ЗПР возникает несоответствие психического развития реальному возрасту ребенка. Этот дефект вызывается слабовыраженными повреждениями головного мозга, вследствие чего познавательная сфера сохранна в большей степени, чем эмоционально-волевая. Именно незрелостью эмоциональной сферы объясняется подверженность детей тревожности и различным страхам. В МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 "Рябинка" с 2013 г. введена "Программа психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода игротерапии".
В настоящее время ряд психологов (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан и др.) отмечают тенденцию увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Это свидетельствует о необходимости разработки и применения коррекционных и профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов (Г.А. Арина, Т.А. Артемова, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.В. Ковалева и др.), снижению самооценки (Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова и др.), возникновению трудностей в обучении.
Выделяют два основных вида тревожности:
1) ситуативная— порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может испытывать любой человек в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Оно не только является вполне нормальным, но и играет положительную роль — выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Скорее ненормальным является снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции;
2) личностная — проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в т. ч. и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный.