Критерии эффективности программы

1. Снижение уровня агрессивности.

2. Умение контролировать поведение.

3. Умение решать проблемные ситуации.

4. Повышение коммуникативных навыков.

5. Формирование новых стереотипов поведения.

4. Организация работы с участниками процесса

Работа с родителями агрессивного ребенка. Известно, что любая коррекционная, развивающая или воспитательная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работа с родителями агрессивного ребенка проводилась по следующим направлениям: информирование и обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Рисунок 1. Направления работы с родителями

Критерии эффективности программы - student2.ru

Подробное описание работы представлено в брошюре «Боди-арт как средство снижения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста: работа с родителями», с примерами мероприятий с семьей воспитанников можно ознакомиться в Приложении 2.

Работа с педагогическим коллективом. Воспитатели в дошкольных группах, специалисты, работающие ежедневно с агрессивным ребенком, знающие его индивидуальные особенности, должны уметь организовывать работу, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, вырабатывать стиль поведения с такими детьми, не нанося вред этим детям и ограждая остальных детей от вспышек гнева, грамотно выстраивая взаимодействие в детском коллективе. Поэтому работа с педагогическим коллективом – важная и ответственная часть всего коррекционно-развивающего процесса по снижению агрессивности у детей.

Работа с педагогами включает в себя различные формы:

· лекции,

· «Круглые столы»,

· комплексы игр, направленных на снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и рекомендации по их использованию;

· мастер-классы для педагогов на различную тематику,

· рекомендации (устные и печатные) по взаимодействию с агрессивными детьми (индивидуальные и групповые).

Подробное описание работы представлено в брошюре «Боди-арт как средство снижения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста: работа с педагогами», с примерами мероприятий с коллективом можно ознакомиться в Приложении 2.

Литература

1. Александров, А.А. Психодиагностика и психокоррекция [Текст] / А.А. Александров . – СПб. : Питер, 2008. – 384 с.

2. Астапов, В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – Спб. : Питер, 2001. – 377 с.

3.Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых [Текст] : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М., 2000. – 304 с.

4. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст] / И.П. Подласый. – М. : Владос, 2000. – 352 с.

5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : Учебное пособие в двух томах. Том 2 / Е.И. Рогов. – М. : Владос, 1996. – 529 с.

6. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. – М., 1991. – 127 с.

7. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявления агрессивности в детском возрасте [Текст] / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 18-24.

8. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность [Текст] / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. – Ярославль, 2001. – 214 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Методики диагностирования

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Цель: выявить уровень агрессивности.

Инструкция: нарисуй несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни.

Проведение теста: детям предлагают лист белой бумаги и цветные карандаши. Им также можно детальнее разъяснить понятие «несуществующее животное». Так, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках. Взрослый после начала работы не вмешивается в её процесс. После того как ребёнок закончит рисовать его просят ответить на следующие вопросы: «Как зовут это животное?», «С кем оно живёт?», «С кем дружит?», «Чем питается?». Ответы детей фиксируются.

Анализ результатов.

Фигура, вытянутая по вертикали говорит об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству. Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные ногти, зубы, сжатые кулаки и т.п., как и ответы детей, что их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии – и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству, и защитной, проявляющейся в результате тревоги.

Наблюдение за детьми

Цель наблюдения:

а) изучение содержательных агрессивности;

б) изучение особенностей поведения детей, имеющих различный уровень агрессивности.

Предмет наблюдения: поведение детей, с разным уровнем агрессивности.

Ситуации наблюдения: мы наблюдали за поведением детей с различным уровнем агрессивности во время режимных моментов, игры, занятий и на прогулке.

Виды наблюдения:

· объективное наблюдение (направленность);

· выборочное наблюдение (полнота);

· не включённое наблюдение (позиция наблюдателя).

Программа наблюдения и обработка результатов.

Наблюдение включает в себя фиксацию проявлений агрессивности, так как через их фиксацию есть возможность познать наблюдаемый психологическиё феномен. Наблюдение проводилось в течении 4-х месяцев, 5 раз в день и составляло 20 минут.

Формой регистрации показателей агрессивности является протокол. Обработка результатов наблюдения предлагает следующие критерии агрессивности.

Ребёнок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и оказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на разные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Оценка агрессивности детей возможна лишь в том случае, если в течение не менее четырёх месяцев в его поведении постоянно проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Анкета «Признаки агрессивности»

Цель: выявление агрессивности у детей в группе детского сада.

Вид анкеты: малая – очная (включила 20 вопросов), персонифицированная, вопросы закрытого и прямого характера, так как подразумевают конкретные ответы «да» или «нет». Выбор данного вида анкеты обусловлен тем, что указанные признаки агрессивности характерны для поведенческих проявлений детей и поэтому мы позволили себе не выходить на открытый тип вопросов.

Вопросы:

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить ему тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Анализ: 15 - 20 баллов – высокий уровень агрессивности;

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности;

1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности.

Приложение 2

Организация работы с участниками процесса

Сообщение на родительском собрании «Агрессия и агрессивность»

Агрессия (от лат. «aggression» - нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.).

Понятия «агрессия» и «агрессивность» не идентичны.

Агрессия – это намеренные действия, направленные «на причинение другому человеку, группе людей или животному» (Реан А.А.).

Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности у агрессии».

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновение агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка.

Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребёнка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.

Как это не парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелом возрасте.

Если же родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Лекция для педагогов и родителей

Тема «Портрет агрессивного ребёнка»

Почти в каждой группе детского сада встречаются дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на остальных детей, обзывают и бьют их, отбирают и ломают игрушки, намеренно употребляют грубые слова и выражения.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско–родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. Как стать любимым и нужным – неразрешимая проблема, стоящая перд маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем».

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить своё поведение.

Однако агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Правила взаимодействия с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребёнка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознавать собственное эмоциональное состояние и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Однако все перечисленные способы и приёмы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребёнка. Терпение и внимание к ребёнку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот, что поможет родителям наладить взаимоотношения с их ребёнком.

Наши рекомендации