Модели поведения учителей в педагогическом общении

Модели поведения людей в общении представляют собой обобщенные, схематически выраженные характеристики комму­никативных действий. В моделях поведения учителя находит вы­ражение его социально-профессиональная позиция. В педагоги­ческой литературе можно встретить самые разнообразные типо­логии профессиональных позиций учителя. Интерес, на наш взгляд, представляет типология М. Талена (таблица 8). Им выде­лены следующие модели поведения учителей в педагогическом общении: «Сократ», «Руководитель групповой дискуссии», «Мастер», «Генерал», «Менеджер», «Тренер», «Гид».

Каждая модель поведения имеет определенные ролевые дей­ствия, которым следует педагог в процессе своего общения с уча­щимися. Вспомните известных вам педагогов и определите их модель поведения.

Таблица 8. Типология М. Талена

Название модели Ролевые действия
«Сократ» - провоцирует педагогическое общение как цель взаимодействия взаимосвязанных дискуссий; - отстаивает непопулярные взгляды; - сознательно использует конфликт как механизм управления отношениями в общении; - организует перекрестный опрос учащихся; - формирует у учащихся навык защиты собст­венных позиций.
«Руководитель групповой дис­куссии» - умело нейтрализует напряжение в общении; - блокирует конфликты в отношении с детьми и между ними; - владеет искусством психологического и соци­ального применения различных позиций, взглядов; - учит демократическому стилю общения; - организует столкновения мнений.
«Мастер» - организует в каждом акте педагогического об­щения эффективную самопрезентацию; - стимулирует у учащихся подражание себе; - демонстрирует свои позиции и взгляды; - одобряет копирование своих отношений; - прекрасно владеет алгоритмом публичной речи.  
«Генерал» - избегает всякого двойного смысла в речевых действиях и поступках; - подчеркнуто требователен; - жестко добивается послушания; - абсолютно уверен в своей правоте; - использует приемы типа «приказ» и требует ав­томатического подчинения.
«Менеджер» - определяет смысл и стиль деятельности учащих­ся; - индивидуально программирует деятельность учащихся; - поощряет инициативу и самостоятельность уча­щихся; - контролирует качество и оценивает конечный результат.
«Тренер» - формирует из учащихся коммуникативные груп­пы как команды со строгой функционально­ролевой дифференциацией; - четко определяет цели действий на каждый пе­риод общения; - жестко формулирует способы достижения по­ставленных целей; - организует педагогическое общение как совме­стную деятельность; - распределяет в группе учащихся коммуникатив­ные роли в соответствии с индивидуально­психологическими особенностями личности; - стимулирует активность методами критической оценки.
«Гид» - подчеркнутая демонстрация энциклопедических знаний; - лаконичность в ответах; - эмоциональная сдержанность; - методичность в ответах на вопросы учащихся; - не допускает изменения личной дистанции.


Психотехнология педагогического общения выделяет пять основных моделей. Такое выделение носит условный характер, так как в практике педагогического процесса чаще всего встреча­ется комбинация рассматриваемых ниже моделей общения.

В таблице 9 представлены пять основных моделей педагоги­ческого общения: познавательная; экспрессивная; суггестивная; убеждающая; ритуальная.

Все названные модели педагогического общения строятся на принципах психологического равенства позиций учителя и уче­ника как партнеров в педагогическом процессе.

Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчер­пывают их многообразие. Однако их важно учитывать при анали­зе деятельности учителя, оптимизации процессов социального и психического развития личности учащихся.

Таблица 9. Модели педагоги­ческого общения

Модель общения Цель Условия Формы воздействия Технология организации
Познаватель­ная модель общения передать информацию и расширить информаци­онный фонд учет познава­тельных воз­можностей партнеров по общению, их интеллекту­альных спо­собностей и установок на общение урок; инфор­мационный обзор литера­туры; встреча со специали­стом науки; диспут; аналитиче­ский обзор проблемы; учебная кон­ференция концентрация внимания; ра­ционализация изложения материала; доказатель­ность выдви­гаемых поло­жений; ха­рактеристика причинно- следственных взаимосвязей
Экспресси­вная модель общения передать чувства, пе­реживания, сформиро­вать общий психоэмо­циональный настрой и побудить к действиям опора на эмоциональ­ную сферу партнера с целью изме­нения соот­ношения ак­тивности и реактивности в сторону стимулирую­щего влияния эмоции на волю рассказ о своих чувст­вах, связан­ных с пред­метом обще­ния; мотивиро­ванный при­ем; оценоч­ное сужде­ние; анализ возможных последствий краткость изложения; ситуативная обусловлен­ность; яр­кость жести­куляции; демонстра­тивный ха­рактер поз; интонирова­ние голосом
Убеждаю­щая модель общения вызвать у партнера по общению определен­ные чувства и сформиро­вать ориента­ции и устаки опора на восприимчи­вость партне­ра, его эмо­циональную культуру торжествен­ная речь; поздравле­ние; напутст­вие; компли­мент опора на эмоциональ­ный настрой партнера; учет крити­ческой пози­ции партнера; эмоциональ- отноше­ние к пред­мету обще­ния
Суггестив­ная модель общения оказать вну­шающее воздействие для измене­ния мотива­ции ценност­ных ориента­ций и установок личности некритичность отно­шений одно­го партнера общения к другому, внушаемость партнера внушение через моти­вационную сферу созна­ния; ссылки на авторитет; внушение через преду­преждение опора на суггестивные потенциалы партнера; формирова­ние аттрак­ции; интона­ционная сти­муляция информации, управление эмоциональ­ным состоя­нием
Ритуальная модель об­щения закрепить и поддержи­вать нормы отношений художест­венно офор­мленная сре­да, канониза­ция действий ритуальные акты, церемонии, обря­ды опора на традиции; концентрация внимания на ценности ритуальных действий; театрализа­ция поведе­ния


Наши рекомендации