Модели поведения учителей в педагогическом общении
Модели поведения людей в общении представляют собой обобщенные, схематически выраженные характеристики коммуникативных действий. В моделях поведения учителя находит выражение его социально-профессиональная позиция. В педагогической литературе можно встретить самые разнообразные типологии профессиональных позиций учителя. Интерес, на наш взгляд, представляет типология М. Талена (таблица 8). Им выделены следующие модели поведения учителей в педагогическом общении: «Сократ», «Руководитель групповой дискуссии», «Мастер», «Генерал», «Менеджер», «Тренер», «Гид».
Каждая модель поведения имеет определенные ролевые действия, которым следует педагог в процессе своего общения с учащимися. Вспомните известных вам педагогов и определите их модель поведения.
Таблица 8. Типология М. Талена
Название модели | Ролевые действия |
«Сократ» | - провоцирует педагогическое общение как цель взаимодействия взаимосвязанных дискуссий; - отстаивает непопулярные взгляды; - сознательно использует конфликт как механизм управления отношениями в общении; - организует перекрестный опрос учащихся; - формирует у учащихся навык защиты собственных позиций. |
«Руководитель групповой дискуссии» | - умело нейтрализует напряжение в общении; - блокирует конфликты в отношении с детьми и между ними; - владеет искусством психологического и социального применения различных позиций, взглядов; - учит демократическому стилю общения; - организует столкновения мнений. |
«Мастер» | - организует в каждом акте педагогического общения эффективную самопрезентацию; - стимулирует у учащихся подражание себе; - демонстрирует свои позиции и взгляды; - одобряет копирование своих отношений; - прекрасно владеет алгоритмом публичной речи. |
«Генерал» | - избегает всякого двойного смысла в речевых действиях и поступках; - подчеркнуто требователен; - жестко добивается послушания; - абсолютно уверен в своей правоте; - использует приемы типа «приказ» и требует автоматического подчинения. |
«Менеджер» | - определяет смысл и стиль деятельности учащихся; - индивидуально программирует деятельность учащихся; - поощряет инициативу и самостоятельность учащихся; - контролирует качество и оценивает конечный результат. |
«Тренер» | - формирует из учащихся коммуникативные группы как команды со строгой функциональноролевой дифференциацией; - четко определяет цели действий на каждый период общения; - жестко формулирует способы достижения поставленных целей; - организует педагогическое общение как совместную деятельность; - распределяет в группе учащихся коммуникативные роли в соответствии с индивидуальнопсихологическими особенностями личности; - стимулирует активность методами критической оценки. |
«Гид» | - подчеркнутая демонстрация энциклопедических знаний; - лаконичность в ответах; - эмоциональная сдержанность; - методичность в ответах на вопросы учащихся; - не допускает изменения личной дистанции. |
Психотехнология педагогического общения выделяет пять основных моделей. Такое выделение носит условный характер, так как в практике педагогического процесса чаще всего встречается комбинация рассматриваемых ниже моделей общения.
В таблице 9 представлены пять основных моделей педагогического общения: познавательная; экспрессивная; суггестивная; убеждающая; ритуальная.
Все названные модели педагогического общения строятся на принципах психологического равенства позиций учителя и ученика как партнеров в педагогическом процессе.
Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Однако их важно учитывать при анализе деятельности учителя, оптимизации процессов социального и психического развития личности учащихся.
Таблица 9. Модели педагогического общения
Модель общения | Цель | Условия | Формы воздействия | Технология организации |
Познавательная модель общения | передать информацию и расширить информационный фонд | учет познавательных возможностей партнеров по общению, их интеллектуальных способностей и установок на общение | урок; информационный обзор литературы; встреча со специалистом науки; диспут; аналитический обзор проблемы; учебная конференция | концентрация внимания; рационализация изложения материала; доказательность выдвигаемых положений; характеристика причинно- следственных взаимосвязей |
Экспрессивная модель общения | передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и побудить к действиям | опора на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоции на волю | рассказ о своих чувствах, связанных с предметом общения; мотивированный прием; оценочное суждение; анализ возможных последствий | краткость изложения; ситуативная обусловленность; яркость жестикуляции; демонстративный характер поз; интонирование голосом |
Убеждающая модель общения | вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать ориентации и устаки | опора на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру | торжественная речь; поздравление; напутствие; комплимент | опора на эмоциональный настрой партнера; учет критической позиции партнера; эмоциональ- отношение к предмету общения |
Суггестивная модель общения | оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентаций и установок личности | некритичность отношений одного партнера общения к другому, внушаемость партнера | внушение через мотивационную сферу сознания; ссылки на авторитет; внушение через предупреждение | опора на суггестивные потенциалы партнера; формирование аттракции; интонационная стимуляция информации, управление эмоциональным состоянием |
Ритуальная модель общения | закрепить и поддерживать нормы отношений | художественно оформленная среда, канонизация действий | ритуальные акты, церемонии, обряды | опора на традиции; концентрация внимания на ценности ритуальных действий; театрализация поведения |