Учебная деятельность и особенности межличностного
Взаимодействия школьников
Учебная деятельность младшего школьника.
С поступлением ребенка в школу система «ребенок — учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий: впервые отношение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — общество». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, — значит, и дома хорошо, и с детьми тоже хорошо.
Эта новая социальная ситуация развития ребенка связана с появлением в его жизни учебной деятельности. Общение непосредственно включено в нее, протекает в процессе ее, при обсуждении результатов, и в межличностных отношениях, возникающих в данной деятельности.
Учебная деятельность непосредственно направлена на усвоение знаний из различных наук и культуры. Главное в ней — это обращение человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом. Развитие учебной деятельности происходит в процессе передачи знаний от учителя к ученику.
Совместная деятельность — необходимый этап развития индивидуальной деятельности. Взаимоотношения при распределении действий и взаимный обмен способами их осуществления составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида.
Для лучшего усвоения учебного материала необходима совместная работа со сверстниками. В группе сверстников отношения равноправные, а между ребенком и взрослым — иерархические. Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой.
В отношениях ребенка и взрослого неизбежно разделение функций: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. Так, любое действие ребенок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда действие интериоризируется (переводится во внутренний план), и ребенок начинает выполнять его самостоятельно. Возникает замкнутый круг: без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые его компоненты (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. Поэтому помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий.
При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. В.В. Рубцов на основе экспериментальных исследований заключает, что кооперация со сверстниками и координация точек зрения — основа происхождения интеллектуальных структур психики ребенка. Форма кооперации (тип распределения деятельности) выполняет функцию моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности. Развитая форма учебной деятельности — это та, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения.
Учебная деятельность и игра.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту становятся более значимыми игры с достижением известного результата (например, спортивные и интеллектуальные). Роль игры долго недооценивалась в психологии детей школьного возраста в связи с тем, что она носит скрытый характер: происходит переход от игр, совершаемых во внешних действиях, к играм в воображаемом плане.
Новые формы игровой деятельности способствуют пониманию сущности вещей и их назначения. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл их существования. В младшем школьном возрасте игра помогает овладевать нравственными мотивами поведения.
Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста — это произвольность и осознанность
большинства действий ребенка, их интеллектуализация. К концу этого периода у ребенка возникают новые психологические возможности, но у него еще нет знания, что он собой представляет. Решение вопроса «Кто я?» может быть найдено только при осознании разнообразных взаимодействий с действительностью. Находясь в своей микросреде (семья, класс, товарищи по двору, по секции, кружку и т.д.), ребенок постоянно испытывает ее влияние на свой внутренний мир. В этих условиях возрастает роль школы не только в определении социально ценных психологических свойств, которые могут и должны быть сформированы у школьников, но и в координации и корректировке влияний на учащихся других социальных групп, создающих микросреду его развития.
Психологические особенности подросткового возраста.
Психическая жизнь подростка характеризуется появлением обостренного интереса к своему внутреннему миру, возникает потребность в самоосознании и понимании своей личностной уникальности. Все это выражается в направленности его не на внешний мир, а на самого себя. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в трудностях отношений со взрослыми, что сказывается в его негативизме, упрямстве, безразличии к оценке успехов, уходу из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы — в поисках друга, детских компаний и того, кто может тебя понять.
Самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, затем подкрепляется физиологическими изменениями. Подросток начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что обладает большими правами. Центральное новообразование этого возраста — возникновение чувства взрослости: он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, однако есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества подростка и взрослого в разных видах деятельности, где он занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Забота о близких, их благополучии принимает характер жизненной ценности. Психологи подчеркивают необходимость использования помощи подростков в соответствующих занятиях взрослых.
Интеллектуальная взрослость подростка выражается в его стремлении что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (посещение кружков, музеев и т.п.). Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает для таких школьников личностный смысл и превращается в самообразование.
Стремление подростка быть взрослым вызывает сопротивление у окружающих людей. На самом деле существует расхождение между его возможностями и желаниями, стремлениями, поэтому никакого места в системе отношений со взрослыми он еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Общение со своими сверстниками — ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Именно на этом этапе развития личности осваиваются нормы социального поведения, морали, устанавливаются дружеские отношения.
В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения. По-другому складывается система отношений с учителем: то место, которое подросток занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении реализуется отношение к нему как к личности. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности.
В конце учебы в школе подросток стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение основывается на устойчиво сложившихся его интересах и стремлениях, предполагает учет собственных возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя, но и пониманием своего места в обществе и назначения в жизни.
В учебной и воспитательной деятельности велика роль субъ- ект-субъектного общения педагогов и учащихся, в основе которого лежит диалог, а не манипуляция с чужой психикой и не авторитетное давление на нее. А.С. Макаренко говорил: «Вынуть личность из отношений невозможно, каковы отношения — такова и личность».
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания сказываются в дальнейшей жизни.
Практическая работа
Задания для индивидуальной работы
Задание 1. Познакомьтесь с методикой «Самооценка», выполните ее.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Самооценка формируется в онтогенезе под влиянием оценки окружающих. У личности постепенно складывается собственное отношение к себе, ее самооценка в целом, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний.
В методике «Самооценка» содержатся четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности:
I.Межличностные отношения, общение.
II.Поведение.
III.Деятельность.
IV.Переживания, чувства.
Внимательно прочитайте набор качеств. Выделите наиболее ценные (идеальные) для вас качества. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.
Внимательно рассмотрите качества личности, выделенные вами, и подчеркните среди них такие, которыми вы обладаете, то есть реальные качества.
I.Межличностные отношения, общение.
1.Вежливость — соблюдение правил приличия, учтивость.
2.Заботливость — мысли или действия, направленные на благополучие людей; попечение, уход.
3.Искренность — выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
4.Коллективизм — способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
5.Отзывчивость — готовность отозваться на чужие нужды.
6.Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
7.Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
8.Тактичность — чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
9.Терпимость — умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
10.Чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
11.Доброжелательность — желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
12.Приветливость — способность выражать чувство личной приязни.
13.Обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе.
14.Общительность — способность легко входить в общение.
15.Обязательность — верность слову, долгу, обещанию.
16.Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
17.Откровенность — открытость, доступность для людей.
18.Справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной.
19.Совместимость — умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
20.Требовательность — строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
II.Поведение.
1.Активность — проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
2.Гордость — чувство собственного достоинства.
3.Добродушие — мягкость характера, расположение к людям.
4.Порядочность — честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
5.Смелость — способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
6.Твердость — умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
7.Уверенность — вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
8.Честность — прямота, искренность в отношениях и поступках.
9.Энергичность — решительность, активность поступков и действий.
10.Энтузиазм — сильное воодушевление, душевный подъем.
11.Добросовестность — честное выполнение своих обязанностей.
12.Инициативность — стремление к новым формам деятельности.
13.Интеллигентность — высокая культура, образованность, эрудиция.
14.Настойчивость — упорство в достижении целей.
15.Решительность — непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
16. Принципиальность — умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
17. Самокритичность — стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
18.Самостоятельность — способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
19.Уравновешенность — ровный, спокойный характер, поведение.
20.Целеустремленность — наличие ясной цели, стремление ее достичь.
III.Деятельность.
1.Вдумчивость — глубокое проникновение в суть дела.
2.Деловитость — знание дела, предприимчивость, толковость.
3.Мастерство — высокое искусство в какой-либо области.
4.Понятливость — умение понять смысл, сообразительность.
5.Скорость — стремительность поступков и действий, быстрота.
6.Собранность — сосредоточенность, подтянутость.
7.Точность — умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
8.Трудолюбие — любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
9.Увлеченность — умение целиком отдаваться какому-либо делу.
10.Усидчивость — усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
11.Аккуратность — соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
12.Внимательность — сосредоточенность на выполняемой деятельности.
13.Дальновидность — прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
14.Дисциплинированность — привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
15.Исполнительность — старательность, хорошее исполнение заданий.
16.Любознательность — пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
17.Находчивость — способность быстро находить выход из затруднительных положений.
18.Последовательность — умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
19.Работоспособность — способность много и продуктивно работать.
20.Скрупулезность — точность до мелочей, особая тщательность.
IV.Переживания, чувства.
1.Бодрость — ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
2. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость.
3. Веселость — беззаботно-радостное состояние.
4.Душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
5.Милосердие — готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбие.
6.Нежность — проявление любви, ласки.
7.Свободолюбие — любовь и стремление к свободе, независимости.
8.Сердечность — задушевность, искренность в отношениях.
9.Страстность — способность целиком отдаваться увлечению.
10.Стыдливость — способность испытывать чувство стыда.
11.Взволнованность — мера переживания, душевное беспокойство.
12.Восторженность — большой подъем чувств, восторг, восхищение.
13.Жалостливость — склонность к чувству жалости, состраданию.
14.Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
15.Любвеобильность — способность сильно и многих любить.
16.Оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
17.Сдержанность — способность удержать себя от проявления чувств.
18.Удовлетворенность — ощущение удовольствия от исполнения желаний.
19.Хладнокровность — способность сохранять спокойствие и выдержку.
20.Чувствительность — легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.
Обработка результатов.
1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).
2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение: П = (Р : И) • 100.
Таблица 7. Психодиагностическаяшкала |
Результаты сопоставьте с оценочной шкалой (таблица7).
Уровни самооценки | |||||||
Неадекватно низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Неадекватно высокий | |
Мужчины | 0-10 | 11-34 | 35-45 | 46-54 | 55-63 | 64-66 | |
Женщины | 0-15 | 16-37 | 38-46 | 47-56 | 57-65 | 66—68 |
При адекватной (оптимальной) самооценке вы правильно соотносите свои возможности и способности, достаточно критически относитесь к себе, стремитесь реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараетесь ставить перед собой достижимые цели, которые можно реализовать.
На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и ценности для окружающих. В таких случаях человек игнорирует неудачи ради сохранения привычной высокой оценки себя, своих поступков и дел. Неуспех объясняется следствием чьих-то происков или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, не зависящих от действий самого человека. Он не хочет признавать, что это — результат собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадекватности, главная причина которого — стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки себя.
Самооценка может быть и неадекватно заниженной, то есть личность оценивает себя ниже реальных своих возможностей. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Люди с подобной самооценкой не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Задание 2. Вспомните, как общаются ваши родители с разными людьми (родными, знакомыми, соседями, незнакомыми людьми, имеющими разный статус). Насколько ваше общение похоже или не похоже на общение ваших родителей? Есть ли слова, выражения, которые вы употребляете, так же как и родители? Проанализируйте особенности общения в вашей семье.
Упражнения для групповой работы
Упражнение 1. Мои добрые дела
Ведущий предлагает рассказать участникам о конкретном добром деле, сделанном ими. Кто был этот человек, которому вы сделали добро? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарил этот человек?
Выступление участника группа должна внимательно выслушать и поблагодарить его за откровенность. Затем идет обсуждение того, насколько каждый способен на доброе дело. Если нет, то что мешает?
Участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ.
Упражнение 2. Если был бы я родителем
Участники делятся на пять групп. Каждая группа является «родителями» детей определенного возраста: младенческого, раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового. Нужно обсудить особенности общения с детьми данного возраста и рассказать об этом другим участникам.
Упражнение 3. За что мы любим
Ведущий вначале говорит о том, что, вступая во взаимодействие с окружающими, мы их делим по принципу нравится — не нравится. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем.
Участникам сообщается, что задание будет выполняться письменно. Каждый берет лист бумаги, выбирает в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует ему. Надо указать пять качеств, которые особенно вам в этом человеке нравятся, причем не называя самого человека.
Затем по очереди читаются характеристики, а все пытаются определить, к кому они относятся. Определяется, кто из присутствующих оказался в числе самых популярных личностей.
Вопросы для самопроверки
1. Докажите, что общение является ведущей деятельностью младенческого возраста.
2. Какова роль общения в развитии ребенка раннего возраста? Почему в раннем возрасте ребенок активно овладевает речью? Как происходит овладение речью?
3. Назовите критерии игры. Объясните понятие роли в игре и роли в жизни. Какие особенности общения дошкольника вы можете отметить?
4. Какова роль сверстника в психическом развитии младшего школьника и подростка? В чем особенность общения младшего школьника и подростка?
Задания для саморазвития
1. Проанализируйте роль общения в вашем развитии.
2. Скорректируйте программу саморазвития с учетом осознанных вами ошибок воспитания.
Литература для более глубокого изучения темы
1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
2. Бодалев А.А. Психология общения. М., 2002.
3. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
6. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского и др. М., 1990.
7. Психология: словарь / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 1996.
8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ