Сюжетно-ролевая игра ребёнка как модель взрослых отношений
Основная потребность ребенка — жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: ребенок живет в опосредованной, а не прямой связи с миром, то есть он не готов участвовать в деятельности взрослого.
Единственная деятельность, которая позволяет включиться в уже смоделированные отношения и действовать внутри этой модели, — это сюжетно-ролевая игра. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Центр общения смещается на овладение ролевых действий, расширяется опыт общения со сверстниками.
Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры.
Единица, центр игры — роль, которую берет на себя ребенок. Игровые действия — действия со значениями, они носят изобразительный характер. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.
В игре нужен партнер. Если его нет, то действия хотя и имеют значение, но не имеют смысла.Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.В этом величайшее гуманистическое значение игры.
Последний компонент в структуре игры — правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка — радость от того, что он действует, как требуют правила. Превращение правила во внутреннюю позицию — важный признак формирования произвольного поведения ребенка. За выполнением правила, считал Д.Б. Эльконин, лежит система социальных отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним.
Итак, игра — это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности.
Понятие ролевой игры.
Ролевой игрой можно назвать любую игру, в которой игрок воображает себя кем-то иным. Ролевые игры детей — необходимая и свойственная ребенку деятельность. Они возникают в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Д.Б. Эльконин предположил, что в ролевой коллективной игре происходят основные процессы, связанные с преодолением у детей-дошколь- ников «познавательного эгоцентризма». Частое переключение с одной роли на другую в разнообразных играх, переход с позиции ребенка на позицию взрослого приводят к систематическому расшатыванию представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создают условия для координации разных позиций.
В современном индустриальном обществе игра не является единственным видом деятельности детей. Есть и другие ее виды в дошкольном возрасте: изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение.
Роль сказки в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте, который К. Бюлер называл возрастом сказок, восприятие сказки становится своеобразным видом деятельности. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Ребенок сопереживает герою сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия».
Сказка — произведение искусства. И почти как каждый вид искусства, она становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение каких-либо жизненных проблем. С другой стороны, культурное наследие человечества, находя отражение в сказке, через нее сообщается ребенку. Особенно важна народная сказка, потому что передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию: они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, разграничения добра и зла, упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетель- хейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.
Обучение дошкольника.
Особый вид деятельности в дошкольном возрасте — учение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие. Обучение в ранних возрастах вплетено во все виды деятельности ребенка. Сначала оно еще не выделено в качестве самостоятельного вида деятельности. Но постепенно у ребенка возникает потребность чему-то учиться. Например, он делает аппликацию и учится вырезать кружочек, взрослый показывает ему, ребенок повторяет. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному по программе, предложенной взрослым, и очень важно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, что хочет взрослый.
У дошкольника учебная деятельность не является ведущей, доминирующее значение имеет игра. В дошкольном возрасте возникает своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре, в которой выделяется отдельная учебная задача.
Особенности социальных отношений.
Дошкольник имеет две сферы социальных отношений: «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети», эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры и отношения внутри детского коллектива не влияют на отношения ребенка с родителями. Оба вида отношений существуют параллельно и не связаны иерархическими связями. Важно учитывать, что благополучие ребенка зависит прежде всего от внутрисемейной гармонии.
Общественное по своему содержанию отношение к окружающей действительности формируется в дошкольном возрасте, значит, именно тогда начинается становление личности. Многогранность общения в дошкольном возрасте сказывается в последующем на индивидуальных особенностях личности, ее будущей реализации.