Влияние социальной роли на развитие личности
Развитию личности способствует ее взаимодействие с людьми, имеющими много ролей. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Дети дошкольного возраста играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. В педагогике игра рассматривается как форма деятельности и уникальное средство развития, направленное на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Д.А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой. Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием. Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли. Овладение содержанием роли идет через механизм подражания и носит технический характер. Смысловая сторона роли заключается в принятии ее для себя. Она должна нравиться и вызывать желание ее воплощать.
Например, большинство детей с радостью готовятся стать первоклассниками и с интересом идут в школу. Однако освоение социальной роли школьника для некоторых представляет определенные трудности. Это происходит, если ребенок не готов работать в группе сверстников, не способен соблюдать правила и требования, предъявляемые к ученику, у него нет мотивации к учебе и др.
Иногда складывается ситуация, когда содержание роли усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль. С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. Таким образом, возникают три проблемы усвоения социальной роли: трудности ее усвоения, неприятия и нарушения меры в ее усвоении.
Адаптивным способом овладения социальных ролей в педагогическом процессе выступают ролевые игры.
Ролевая игра является разновидностью коммуникации. В педагогической деятельности знание ролевой игры необходимо для развития различных навыков, формирования межличностных отношений и т.д.
Типы ролевой игры:
• Игры, направленные на развитие навыков. Участники проводятся через серию дифференцированных ситуаций, призванных показать поступательную последовательность проблем и ограничений с которыми сталкиваютсялюди на деле. Для оценки эффективности действий участников проводится контроль, исходящий из первоначальной структуры работы, заданной инструктором. Например, участникам предложено использовать некоторые слова или совершать последовательные действия. В этом случае контроль будет включать проверку соответствия этому заданию. В конце занятия участникам дается возможность повторить упражнение и выполнить его лучше.
• Игры, направленные на исследование чувств и установок. В процессе ведения игры больший акцент делается на описании проблемы, нежели ее решении. После окончания игры необходимо обсудить причины некоторых эмоциональных реакций и провести обсуждение, чтобы гарантировать возврат участников к реальности и отсутствие у них каких-либо тревог, связанных с ходом ролевой игры.
Различные роли осваиваются в процессе социализации. В качестве примера приведем ролевой репертуар малой группы:
- лидер: член группы, за которым остальные признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, решения, затрагивающие интересы членов группы и определяющие направление и характер деятельности и поведения всей группы;
- эксперт: член группы, имеющий специальные знания, способности, навыки, которые группе требуются или которые группа просто уважает;
- пассивно и легко приспосабливающиеся члены: они стремятся сохранить свою анонимность;
- «крайний» член группы: отстает от всех из-за личностных ограничений или страхов;
- противник: оппозиционер, активно выступающий против лидера;
- мученик: взывающий о помощи и отказывающийся от нее;
- моралист: член группы, который всегда прав;
- перехватчик: член группы, захватывающий инициативу у лидера;
- любимчик: член группы, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите.
Группа всегда стремится расширить репертуар ролей. Индивидуальное исполнение роли человеком имеет личностную окраску, которая зависит от его знании и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него.
Практическая работа
Задания для индивидуальной работы
Задание 1. Выполните тест «Три Я» и определите, какая позиция — Родителя, Взрослого или Ребенка для вас является ведущей.
Инструкция: оцените в баллах от 0 до 10 следующие высказывания.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Наше поколение должно учиться у старших, как ему жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны следовать указаниям родителей.
16. Я — увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
21.Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Подсчитайте сумму баллов отдельно по вопросам:
Вопросы: 1,4, 7, 10, 13,16,19. Позиция ребенка Д.
Вопросы: 2, 5, 8, 11, 14,17, 20. Позиция взрослого В.
Вопросы: 3, 6, 9, 12, 15,18, 21. Позиция родителя Р.
Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих социальных ролей.
ВДР — вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти качества впредь. Они помогут вам в деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
РДВ, РВД. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, медицинскому работнику, педагогу, организатору, то есть всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами. Сочетание РДВ способно осложнить жизнь его обладателю. Родитель с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет повода для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой или журналом, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Р на второе или третье место, то это вполне осуществимо.
ДВР, ДРВ — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. А. Эйнштейн шутливо объяснял причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать. Но некая непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять эмоции под контроль.
Задание 2. Проанализируйте свои социальные роли (сын, дочь, гражданин, студент и т.д.), права и обязанности, которые с ними связаны, реализуемые ожидания свои и окружающих. Для наглядности заполните таблицу 6.
Таблица 6. Анализ социальных ролей |
РОЛЬ | ПРАВА | ОБЯЗАННОСТИ | МОИ ОЖИДАНИЯ | ОЖИДАНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ |
Студент | Получать образование | Хорошо учиться |
Если у вас нет противоречий в содержании выполняемой социальной роли, то вы живете в гармонии с собой и окружающими людьми. Если же противоречия есть, то об этом следует задуматься.
Упражнения для групповой работы
Упражнение 1. Сказочная история
Участники разбиваются на команды по пять-семь человек для сочинения своей сказочной истории.
Ведущий говорит: «Представьте, что вы находитесь в костюмерной, где есть костюмы всех известных сказочных персонажей. Выберите себе костюм того, чью роль вы бы хотели сыграть. В своей команде назовите выбранную роль, а также цель жизни вашего сказочного персонажа исходя из восприятия вами этого образа». Команде дается несколько минут на знакомство с персонажами и обсуждение их целей.
Ведущий продолжает: «Итак, на сказочной поляне собрались персонажи разных сказок, они поделились своими целями и проблемами. Сочините сказку, в которой участвуют все персонажи вашей команды, и разыграйте ее перед зрителями».
Для сочинения сказки дается 20 минут. Потом каждая команда представляет свою сказку. После представления участники обсуждают: какая была цель у их персонажа, насколько она реализовалась в данной сказке, какую стратегию взаимодействия использовали для достижения своей цели.
Упражнение 2. Басня
Вспомните любую басню. Выберите любого персонажа, образ которого вам представился и соответствует вашему образу в данный момент. В своей группе назовите выбранные вами персонажи и сочините с их участием басню. Разыграйте эту басню по ролям.
Пример басни, сочиненной группой студентов 2-го курса г. Каширы.
ЖЕНИТЬБА
Проснувшись, рано утром, Волк решил жениться.
И надо же беде случиться,
Что жили по соседству две Лисы.
К кому ему сейчас поворотиться?
Решил совета Волк спросить друзей.
Вот первый друг — он Моськой звался —
Он твердо на ногах стоял, за капитал держался.
Другой друг — Слон — он добрый был,
С Волком он часто водку пил, о Маяковском говорил.
“Какую ж выбрать мне Лису? ” —
Подумал Волк сутра в лесу:
— “Чтобы богатая была и о Крылове речь вела.
Чтоб в доме чисто, аккуратно, душе и телу чтоб приятно ”.
“Послушай, — Моська говорит, — к богатой пусть
Твой путь лежит, желудок твой чтоб был набит.
Чтоб был ты вечно пьян и сыт ”.
“Нет! — заявляет Слон ему, — тебе богатство ни к чему,
Тебе ну лучше о душе пора подумать бы уже ”.
Вот так он голову ломал, какую ночь подряд не спал,
И дометался до того, что Лисы бросили его.
Так и остался Волк один себе и царь, и господин.
А соль всей басни такова:
Не надо слушать все слова,
А надо думать головой,
Тогда и будешь ты с женой!
На сочинение басни отводится 20-25 минут. Басня должна заканчиваться моралью. Важно обсудить значимость выбранной роли и морали для самого игрока.
Упражнение 3. Ролевое общение
Группа делится на участников и наблюдателей. Участники (не более 10 человек) садятся в круг, им раздаются задания, где написан стиль общения, которого необходимо придерживаться во время дискуссии. Никто не должен говорить или показывать другим содержание задания.
Задается тема дискуссии. Например: Какая система обучения – пяти- или шестидневная наиболее эффективна для учебно-воспитательного процесса?
Наблюдатели стараются определить стили общения участников, анализируя конкретное вербальное и невербальное поведение каждого.
Индивидуальные задания для дискуссии могут носить следующий характер:
• «Ты как минимум два раза выскажешься во время дискуссии. Всякий раз ты будешь говорить что-то на обсуждаемую тему, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, будто бы совершенно не слышал того, что говорили до тебя...»
• «Ты как минимум два раза выскажешься во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог в их словах для смены темы разговора...»
• «Будешь активно участвовать в разговоре и вести себя так, чтобы у других сложилось мнение, что ты очень много знаешь и пережил по данной проблеме...»
• «Как минимум пять раз постараешься влезть в разговор. Будешь слушать для того, чтобы давать оценки конкретным участникам дискуссии (например, начинающихся со слов: «Ты – ...» )»
• «Не менее трех раз выскажешься в ходе дискуссии. Внимательно слушай других и каждую свою реплику начинай с пересказа того, что говорил предыдущий оратор (например, «Правильно ли я тебя понял, что ...») »
• «Веди себя так, как обычно ведешь во время группового обсуждения».«Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим, как можно более полно выразить свои мысли, способствовать взаимопониманию между членами группы».
По окончании упражнения анализируются конкретные особенности поведения участников дискуссии, соответствующие разным стилям поведения.
Упражнение 4. Многоголосье ролей
Один участник встает в центре, расставляет вокруг себя вспомогательных игроков, определяя им роль (исходя из социальных ролей, которые ему приходится играть в жизни, например: человек, девушка, студентка, дочь, сестра). Сначала участник должен рассказать каждому из вспомогательных игроков, как он относится к каждой из выбранных им социальных ролей. Затем говорит основную реплику. Каждый из вспомогательных игроков должен бороться за свое место в душе главного участника, за его внимание. Начинает один из вспомогательных игроков, его перебивает другой, и в конце все говорят одновременно. Например, это может звучать так:
«дочь» — «Ты должна больше прислушиваться к советам родителей, уважать и помогать им...»;
«студентка» — «Ты же хотела стать студенткой, где твое прилежание к учебе...»
«сестра» — «Твоему младшему брату необходимо твое внимание и зафта...»
«человек» — «Что ты можешь дать людям, если ты не стала по- настоящему человеком...»
«девушка» — «Так хочется любить и быть любимой...»
Главный игрок может прекратить этот гомон, велев всем замолчать и позволить говорить только кому-то одному. После этого он может поделиться своими мыслями и чувствами и переформулировать первоначальное содержание. Например: «Я уже выросла и готова нести ответственность за свои поступки, при этом я всегда буду оставаться любящей дочерью, уважать и помогать своим родителям...»
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается специфика социальной роли?
2. Какие виды социальных ролей выделены в социальной психологии?
3. Какие ролевые ожидания строят окружающие по отношению к выполнению социальной роли учителя? Какое это оказывает влияние на поведение учителя?
4. К чему приводит несовпадение ролевых ожиданий и выполняемой роли? Какие есть выходы из возникшего конфликта? Рассмотреть все возможные варианты.
5. Какое влияние оказывают социальные роли на развитие личности?
Задания для саморазвития
1. Учитесь наблюдать за окружающими и находить успешное выполнение социальной роли. Найдите для себя оптимальное поведение, исходя из своей социальной роли.
2. Осмысливайте свои чувства и свое отношение к происходящим событиям, фиксируйте их в дневнике.
Литература для более глубокого изучения темы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.
2. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. М., 2002.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди... Люди, которые играют в игры. 1992.
4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.
5. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского и др. М., 1990.
6. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
7. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.
8. Станкин М.И. Психология общения.М.,2003.
ГЛАВА 4. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И ВЕСТИ БЕСЕДУ