Условия конструктивного разрешения конфликтов
Многие конфликты могут быть разрешены еще на стадии их объективного возникновения за счет постоянного и глубокого анализа всей системы связей людей данной группы или коллектива, прогнозирования конфликтогенного влияния всех производимых изменений, тщательного продумывания заинтересованными сторонами своих шагов и слов.
Если вы оказались участником конфликта, то лучше пойти по пути его конструктивного разрешения. К условиям конструктивного разрешения конфликтов относятся:
1) прекращение конфликтного взаимодействия,
2) поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов,
3) снижение интенсивности негативных эмоций,
4) выявление и признание собственных ошибок,
5) объективное обсуждение проблемы,
6) учет статусов (должностного положения) друг друга,
7) выбор оптимальной стратегии разрешения.
Для анализа и поисков путей выхода из конфликтной ситуации мы можем применить следующий алгоритм (схема 15).
1. Оценка информации по следующим проблемам:
Оценка информации проблемы: В чем причина конфликта? Чего хочу добиться? | ||
Прогноз вариантов разрешения конфликта |
• объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);
Схема 15. Основные этапы поиска выходов из конфликта
S Объект конф ликта S
благоприятное развитие событий | реальное развитие событий | неблагоприятное развитие событий | ||||
↓ | ||||||
Действия по устранению помех разрешения конфликта | ||||||
Контроль за эффективностью деятельности |
Анализ ошибок поведения, регуляция эмоций |
• оппонент (общие данные о нем, его психологические особенности; цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем — нет и др.);
• собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др.);
• причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;
• вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, «как он воспринимает меня», «мое представление о конфликте» и т.д.).
2. Прогноз вариантов разрешения конфликта:
- наиболее благоприятное развитие событий;
- наименее благоприятное развитие событий;
- наиболее реальное развитие событий;
- как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте.
3. Мероприятия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного тана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив и новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок).
4. Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы:
• зачем я это делаю?
• чего хочу добиться?
• что затрудняет реализацию намеченного плана?
• справедливы ли мои действия?
• какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта?
5. По завершении конфликта целесообразно:
• проанализировать ошибки собственного поведения;
• обобщить полученные знания и опыт решения проблемы;
• попытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом;
• снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими;
• минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственном состоянии, деятельности и поведении.
Большое значение имеет выбор стратегии разрешения конфликта. Наиболее эффективными являются компромисс и сотрудничество.
Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными и простить. Компромисс эффективен в случаях:
- понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями;
- наличия взаимоисключающих интересов;
- удовлетворения временным решением;
- угрозы потерять все.
Сегодня компромисс — наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в следующем:
• заявить, что конфликт невыгоден обоим конфликтующим;
• предложить конфликт прекратить;
• признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте (они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит);
• сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но непринципиальных вещах;
• высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны оппонента (они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте);
• спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их;
• если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.
Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно оно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников. Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу «принципиальных переговоров». Он сводится к следующему:
• отделение людей от проблемы: разграничьте взаимоотношения с оппонентом от проблемы; поставьте себя на его место; не идите на поводу своих опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми по отношению к проблеме и мягкими к людям;
• внимание интересам, а не позициям: спрашивайте «почему?» и «почему нет?»; фиксируйте базовые интересы и их множество; ищите общие интересы; объясняйте жизненность и важность ваших интересов; признавайте интересы оппонента частью проблемы;
• предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единственный ответ на проблему; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона;
- используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только принципу; по каждой части проблемы используйте объективные и справедливые критерии.
Педагогические конфликты
Практически все конфликты, связанные с процессом обучения и воспитания, являются педагогическими. Можно выделить ряд объективных причин, приводящих к конфликту.
К объективным причинам относятся противоречия:
- между системой воспитания и образования в обществе;
- ценностями, культивируемыми школой, семьей, и ценностями, складывающимися в окружающей среде;
- между педагогическим коллективом и семьей;
- между традициями и новациями в системе обучения и воспитания.
Субъективные причины, приводящие к конфликту:
- индивидуальные особенности личности учителя, такие как бескомпромиссность, ригидность, директивность и т.п.;
- контрольно-оценочная деятельность, перенесенная на межличностные отношения;
- неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности.
Конфликт может носить открытый и скрытый характер. Известно, например, что в начальной школе большинство конфликтов ребенка со взрослыми разворачивается с его стороны в скрытой форме, так как школьник не готов к открытому противостоянию. Он может очень переживать свои отношения с родителями или учителем, мучиться от невозможности что-то предпринять (что может пагубно сказаться на его самочувствии, здоровье и успешности деятельности), однако не совершать никаких конфликтных действий по отношению к значимым людям. В то же время подросток склонен к открытым социальным конфликтам, быстрому переносу возникающих противоречий в область активных конфликтных действий и отношений.
Среди многообразия проблем педагогических конфликтов выделяют следующие:
• связь позиции педагога со стилем управления(организаторской деятельностью),
• стратегии взаимодействия учителей в педагогическом конфликте,
• социальная роль учителя в педагогическом коллективе, влияющая на обострение межличностных отношений.
Позиции педагога в конфликтной ситуации определяются ведущим эго-состоянием. Каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций, условно обозначенных как Родитель, Ребенок и Взрослый (схема 11). Например, педагог находится в благодушном состоянии Ребенка, но пытается сделать строгий выговор ученику. Последний будет реагировать на эгосостояние учителя, а не на его слова. Позиция определяет стиль организаторской деятельности учителя. Каждый стиль коррелирует с определенным эго-состоянием. Эго-состояние Родитель с авторитарным стилем, эго-состояние Взрослый с демократическим стилем, эго-состояние Ребенок с попустительским стилем.
Конфликтные ситуации могут возникать при любой позиции учителя, который пытается разрешить противоречие посредством выбранных им стратегий взаимодействия. Опытные и успешные учителя используют во взаимодействии с учеником стратегии компромисса и сотрудничества. Однако данные стратегии являются наиболее трудными для их практического воплощения. Педагоги могут также решать проблему путем прямого психологического подавления учащегося, реализуя стратегию соперничества. Такой педагог всегда прав, уверен в себе, однако его ученики могут чувствовать собственную неполноценность. В некоторых случаях учителя, чтобы избежать конфликтных ситуаций, стремятся приспособиться к ученикам, классу, выбирая стратегию приспособления или избегания. Избегание конфликтов во многом связано с неумением взрослых правильно предъявлять требования к воспитанникам. Однако существуют такие ситуации, в которых стратегии избегания и приспособления целесообразнее применить для дальнейшего разрешения проблемы.
Все разнообразие школьных конфликтов может быть систематизировано и представлено в виде трех основных источников конфликтов:
• организация учебно-воспитательного процесса (организационные конфликты),
• межличностные отношения в системе «учитель-ученик» (конфликты взаимоотношений),
• конфликтогенные личности (как отдельные учителя, так и отдельные ученики).
К организационным причинам конфликтов относятся: нецелесообразно составленное расписание (оно, как правило, составляется, исходя из удобства для учителей, а не для учеников), плохой подбор учителей, работающих на одной параллели, несо- стыковка программ и требований, учебная перегрузка детей, неудачный режим работы школы, плохая организация питания, уроков физкультуры и т. д. Можно говорить даже о существовании возрастных школьных периодов, когда чаще всего возникают конфликты между учениками и педагогами как в силу объективных особенностей развития детей, так и в силу недостаточно продуманной организационно-педагогической деятельности школы. К таким, несомненно, относится переход из начального в среднее звено школы, когда со всей очевидностью обнаруживается несовпадение требований, подходов и методик, используемых учителями в начальной и средней школе. Во многом внутренне конфликтен период обучения в 1-м классе (сложный период адаптации к школе), 9-й класс (высокая тревожность по поводу дальнейших перспектив обучения) и 11 -й класс (со всей остротой обнаруживается неготовность школьников к «взрослой», самостоятельной жизни).
К конфликтам взаимоотношений относятся конфликты на почве борьбы за лидерство между учителем и отдельным учеником, многочисленные этические конфликты (противоречивые требования со стороны учителей, «двойная мораль», попытка подчинить авторитарными способами и др.).
Наконец, можно говорить о существовании конфликтогенных личностей, которые как бы генерируют вокруг себя зону повышенной конфликтности, внося в свои социальные связи элемент собственной внутренней противоречивости и неустроенности. Учитывая, что профессия учителя в настоящее время является одной из самых психологически неустойчивых, педагогов в целом можно отнести к людям, чувствительным к конфликту и конфликтным формам реагирования на различные ситуации. В целом это относится и к детям. Одни в силу критического возраста, другие в силу высокой личностной тревожности, патологического типа личности, склонности к агрессивному типу реагирования также являются сами по себе носителями социальных конфликтов.
Таким образом, любой реально возникающий школьный конфликт учителя и ученика должен быть проанализирован на трех уровнях:
а) с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе;
б) с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;
в) с точки зрения возрастных, половых, индивидуальнопсихологических особенностей его участников.
Можно сказать, что конфликт разрешен продуктивно, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего школьного процесса, системе коллективных норм и правил, в психологических установках участников по отношению друг к другу, готовность к конструктивному поведению в будущих конфликтах.
Педагогические конфликты можно рассматривать в различных аспектах, но следует помнить о позитивном значении нормативности данного явления, которое не только создает проблемы, но и является источником развития самого учебно-воспитательного процесса. Более того, конструктивное разрешение конфликтной ситуации способствует личностному развитию его участников.
Практическая работа
Задания для индивидуальной работы
Задание 1. Определите свою стратегию поведения во взаимодействии, ответив на вопросы теста Томаса.
Инструкция: в каждом из предложенных вопросов необходимо выбрать один вариант ответа — А или Б.
Опросник
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого человека.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
12. А. Я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнсшш, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах .
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить на ши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряжен ности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможносп, настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между позициями моей и другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядом.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию, то есть иду на уступки, если и мне тоже уступают в чем-то.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю компромиссную позицию для достижения договоренности.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-либо возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Обработка результатов:
Варианты ответа соответствуют определенным стратегиям поведения и при совпадении с ключом (таблица 4) оцениваются в 1 балл. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Таблица 4. Ключ к тесту Томаса
№ | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А |
Напишите, в каких случаях вы выбираете как стратегию поведения:
Сотрудничество____________________________________________________________
Противодействие___________________________________________________________
Компромисс_______________________________________________________________
Уступчивость______________________________________________________________
Избегание_________________________________________________________________
Задание 2. Определить стратегии поведения героев сказки «Золушка на новый лад» (пример игры группы студентов г. Костромы).
Золушка: Я перебираю крупу вместе со своей сводной сестрой. Дочка: Я с удовольствием помогаю Золушке.
Мачеха: Я запрещаю дочке работать и увожу на бал.
Фея: Я собираюсь в межгалактическое путешествие.
Король: Пойду остановлю часы.
Часы: Я не останавливаюсь.
Золушка: Я собираюсь на бал вместе со своей сводной сестрой. Дочка: Я подчиняюсь воле матери.
Мачеха: Приказываю Золушке мыть горшки.
Фея: Оставляю Золушке купальник вместо платья.
Король: Пойду заведу часы.
Часы: Я останавливаюсь.
Золушка: Пойду на бал в купальнике вместе со своей сводной сестрой.
Дочка: Я с удовольствием пойду вместе с Золушкой.
Мачеха: Я запрещаю Золушке идти на бал.
Фея: Я улетаю в межгалактическое путешествие.
Король: Уйду в монастырь.
Часы: Часы пробили двенадцать раз.
Золушка_____________ , Дочка_______________ ,
Мачеха______________ , Фея_________________ ,
Король______________ , Часы________________ .
Задание 3. Определите для себя несколько конкретных конфликтов, в которых вы участвовали. Ответьте на вопросы:
• В чем заключается конфликт?
• Какие факторы способствовали его успешному разрешению ?
• Какие факторы мешали его успешному разрешению?
• Какую стратегию поведения вы выбираете?
• Кто из ваших друзей чаще всего является инициатором конфликтной ситуации?
Упражнения для групповой работы
Упражнение 1. Переправа
Участники встают друг напротив друга на расстоянии 10 шагов. Им необходимо с помощью мимики и жестов переманить партнера на свою сторону.
Обсудить, какая стратегия поведения была выбрана для взаимодействия:
• если партнер сразу перешел на сторону другого, это — уступчивость;
• если встретились на середине — компромисс;
• если активно договаривались и при этом каждый остался на своем месте — противодействие;
• если не было попыток взаимодействия, это — избегание;
• если один партнер сходил за другим и помог ему перейти на свою сторону, это — сотрудничество.
Обсудить, как выбранная стратегия соотносится с реальными действиями в жизни.
Упражнение 2. «Федорино горе»
Прочитайте поэтическую драму К.И. Чуковского «Федорино горе». Вам необходимо рассмотреть и проанализировать конфликтную ситуа цию. В ней задействовано много персон, события развиваются драматически, последствия разнообразны и неоднозначны. Ваша задача — проанализировать конфликт, оценить эффективность, приемлемость выбранного способа его разрешения с точки зрения различных участников».
Алгоритм анализа данного конфликта:
• Участники (стороны) конфликта.
• Объект притязаний сторон.
• Декларируемые цели сторон (внешняя позиция).
• Потребности и опасения сторон (внутренняя позиция).
• Изменения в сторонах и объекте в процессе развития отношений, в частности:
1. Появление новых участников.
2. Возникновение конфликтов внутри лагеря единомышленников.
3. Изменение формулировки внешней позиции.
4. Переконструирование ценностей и смыслов.
5. Изменение в объекте конфликта.
• Выбранный способ разрешения конфликта.
• Оценка выбранного способа разрешения конфликта каждой из сторон, их чувства и мысли.
Оцените роль в данной истории самовара (лидера), курицы (подстрекательницы) и тараканов (обманутых «друзей» Федоры). Назовите стратегию поведения в конфликтной ситуации героев сказки.
Вопросы для самопроверки
1. Обсудите различные теории взаимодействия, их сильные и слабые стороны.
2. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?
3. Назовите стратегии поведения человека в разных ситуациях и приведите примеры.
4. Каковы основные причины неэффективного взаимодействия между людьми?
5. Дайте определение конфликта. Опишите его структуру. Как развивается конфликт? Что необходимо учесть, чтобы повысить степень удовлетворенности принятым решением в ходе разрешения конфликтной ситуации?
6. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?
7. Почему педагогический конфликт относится к разряду нормативных?
8. Приведите примеры и охарактеризуйте стратегии взаимодействия учителя и ученика.
2.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)
У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.
Дон Аспромонте