Условия конструктивного разрешения конфликтов

Многие конфликты могут быть разрешены еще на стадии их объективного возникновения за счет постоянного и глубокого анализа всей системы связей людей данной группы или коллек­тива, прогнозирования конфликтогенного влияния всех произво­димых изменений, тщательного продумывания заинтересован­ными сторонами своих шагов и слов.

Если вы оказались участником конфликта, то лучше пойти по пути его конструктивного разрешения. К условиям конструктив­ного разрешения конфликтов относятся:

1) прекращение конфликтного взаимодействия,

2) поиск общих точек соприкосновения в интересах оппо­нентов,

3) снижение интенсивности негативных эмоций,

4) выявление и признание собственных ошибок,

5) объективное обсуждение проблемы,

6) учет статусов (должностного положения) друг друга,

7) выбор оптимальной стратегии разрешения.

Для анализа и поисков путей выхода из конфликтной ситуа­ции мы можем применить следующий алгоритм (схема 15).

1. Оценка информации по следующим проблемам:

  Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru Оценка информации проблемы: В чем причина конфликта? Чего хочу добиться?  
     
Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru Прогноз вариантов разрешения конфликта

• объект конфликта (материальный, социальный или иде­альный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);

 
  Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru

Схема 15. Основные этапы поиска выходов из конфликта

S Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru Объект конф Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru ликта Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru S

благоприятное развитие событий   реальное развитие событий   неблагоприятное развитие событий
           
  Действия по устранению помех разрешения конфликта  
             
Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru Контроль за эффективностью деятельности
Анализ ошибок поведения, регуляция эмоций  

Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru

• оппонент (общие данные о нем, его психологические осо­бенности; цели, интересы, позиция; правовые и нравственные ос­новы его требований; предыдущие действия в конфликте, допу­щенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем — нет и др.);

• собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требова­ний, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др.);

• причины и непосредственный повод, приведшие к кон­фликту;

• вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, «как он воспринимает меня», «мое представление о конфликте» и т.д.).

2. Прогноз вариантов разрешения конфликта:

- наиболее благоприятное развитие событий;

- наименее благоприятное развитие событий;

- наиболее реальное развитие событий;

- как разрешится противоречие, если просто прекратить ак­тивные действия в конфликте.

3. Мероприятия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Ес­ли необходимо, то производится коррекция ранее намеченного тана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив и новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение до­полнительных уступок).

4. Контроль эффективности собственных действий предпола­гает критические ответы самому себе на вопросы:

• зачем я это делаю?

• чего хочу добиться?

• что затрудняет реализацию намеченного плана?

• справедливы ли мои действия?

• какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта?

5. По завершении конфликта целесообразно:

• проанализировать ошибки собственного поведения;

• обобщить полученные знания и опыт решения пробле­мы;

• попытаться нормализовать отношения с недавним оппо­нентом;

• снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окру­жающими;

• минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственном состоянии, деятельности и поведении.

Большое значение имеет выбор стратегии разрешения кон­фликта. Наиболее эффективными являются компромисс и со­трудничество.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить кон­фликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными и простить. Компромисс эффективен в случаях:

- понимания оппонентом, что он и соперник обладают рав­ными возможностями;

- наличия взаимоисключающих интересов;

- удовлетворения временным решением;

- угрозы потерять все.

Сегодня компромисс — наиболее часто используемая страте­гия завершения конфликтов. Для его достижения может быть ре­комендована техника открытого разговора, которая заключает­ся в следующем:

• заявить, что конфликт невыгоден обоим конфликтующим;

• предложить конфликт прекратить;

• признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте (они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит);

• сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит ус­тупить. Можно уступить и в серьезных, но непринципиальных вещах;

• высказать пожелания об уступках, необходимых со сто­роны оппонента (они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте);

• спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные ус­тупки, при необходимости и возможности скорректировать их;

• если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратеги­ей поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оп­понентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотре­ние другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно оно в ситуациях: сильной взаи­мозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать раз­личие во власти; важности решения для обеих сторон; непреду­бежденности участников. Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу «принципиальных переговоров». Он сво­дится к следующему:

• отделение людей от проблемы: разграничьте взаимо­отношения с оппонентом от проблемы; поставьте себя на его ме­сто; не идите на поводу своих опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми по отношению к про­блеме и мягкими к людям;

• внимание интересам, а не позициям: спрашивайте «поче­му?» и «почему нет?»; фиксируйте базовые интересы и их мно­жество; ищите общие интересы; объясняйте жизненность и важ­ность ваших интересов; признавайте интересы оппонента частью проблемы;

• предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите един­ственный ответ на проблему; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона;

- используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только принципу; по каждой части проблемы используйте объективные и справедливые критерии.

Педагогические конфликты

Практически все конфликты, связанные с процессом обуче­ния и воспитания, являются педагогическими. Можно выделить ряд объективных причин, приводящих к конфликту.

К объективным причинам относятся противоречия:

- между системой воспитания и образования в обществе;

- ценностями, культивируемыми школой, семьей, и ценно­стями, складывающимися в окружающей среде;

- между педагогическим коллективом и семьей;

- между традициями и новациями в системе обучения и воспитания.

Субъективные причины, приводящие к конфликту:

- индивидуальные особенности личности учителя, такие как бескомпромиссность, ригидность, директивность и т.п.;

- контрольно-оценочная деятельность, перенесенная на межличностные отношения;

- неумение учитывать в работе с людьми их индивидуаль­ные особенности.

Конфликт может носить открытый и скрытый характер. Известно, например, что в начальной школе большинство кон­фликтов ребенка со взрослыми разворачивается с его стороны в скрытой форме, так как школьник не готов к открытому противо­стоянию. Он может очень переживать свои отношения с родите­лями или учителем, мучиться от невозможности что-то предпри­нять (что может пагубно сказаться на его самочувствии, здоровье и успешности деятельности), однако не совершать никаких кон­фликтных действий по отношению к значимым людям. В то же время подросток склонен к открытым социальным конфликтам, быстрому переносу возникающих противоречий в область актив­ных конфликтных действий и отношений.

Среди многообразия проблем педагогических конфликтов выделяют следующие:

• связь позиции педагога со стилем управления(организа­торской деятельностью),

• стратегии взаимодействия учителей в педагогическом конфликте,

• социальная роль учителя в педагогическом коллективе, влияющая на обострение межличностных отношений.

Позиции педагога в конфликтной ситуации определяются ведущим эго-состоянием. Каждый участник взаимодействия за­нимает одну из трех позиций, условно обозначенных как Роди­тель, Ребенок и Взрослый (схема 11). Например, педагог нахо­дится в благодушном состоянии Ребенка, но пытается сделать строгий выговор ученику. Последний будет реагировать на эго­состояние учителя, а не на его слова. Позиция определяет стиль организаторской деятельности учителя. Каждый стиль коррели­рует с определенным эго-состоянием. Эго-состояние Родитель с авторитарным стилем, эго-состояние Взрослый с демократиче­ским стилем, эго-состояние Ребенок с попустительским стилем.

Конфликтные ситуации могут возникать при любой позиции учителя, который пытается разрешить противоречие посредством выбранных им стратегий взаимодействия. Опытные и успешные учителя используют во взаимодействии с учеником стратегии компромисса и сотрудничества. Однако данные стратегии яв­ляются наиболее трудными для их практического воплощения. Педагоги могут также решать проблему путем прямого психоло­гического подавления учащегося, реализуя стратегию соперни­чества. Такой педагог всегда прав, уверен в себе, однако его уче­ники могут чувствовать собственную неполноценность. В неко­торых случаях учителя, чтобы избежать конфликтных ситуаций, стремятся приспособиться к ученикам, классу, выбирая страте­гию приспособления или избегания. Избегание конфликтов во многом связано с неумением взрослых правильно предъявлять требования к воспитанникам. Однако существуют такие ситуа­ции, в которых стратегии избегания и приспособления целесооб­разнее применить для дальнейшего разрешения проблемы.

Все разнообразие школьных конфликтов может быть систе­матизировано и представлено в виде трех основных источников конфликтов:

• организация учебно-воспитательного процесса (организа­ционные конфликты),

• межличностные отношения в системе «учитель-ученик» (конфликты взаимоотношений),

• конфликтогенные личности (как отдельные учителя, так и отдельные ученики).

К организационным причинам конфликтов относятся: не­целесообразно составленное расписание (оно, как правило, со­ставляется, исходя из удобства для учителей, а не для учеников), плохой подбор учителей, работающих на одной параллели, несо- стыковка программ и требований, учебная перегрузка детей, не­удачный режим работы школы, плохая организация питания, уроков физкультуры и т. д. Можно говорить даже о существова­нии возрастных школьных периодов, когда чаще всего возникают конфликты между учениками и педагогами как в силу объектив­ных особенностей развития детей, так и в силу недостаточно продуманной организационно-педагогической деятельности школы. К таким, несомненно, относится переход из начального в среднее звено школы, когда со всей очевидностью обнаруживает­ся несовпадение требований, подходов и методик, используемых учителями в начальной и средней школе. Во многом внутренне конфликтен период обучения в 1-м классе (сложный период адаптации к школе), 9-й класс (высокая тревожность по поводу дальнейших перспектив обучения) и 11 -й класс (со всей остротой обнаруживается неготовность школьников к «взрослой», само­стоятельной жизни).

К конфликтам взаимоотношений относятся конфликты на почве борьбы за лидерство между учителем и отдельным учени­ком, многочисленные этические конфликты (противоречивые требования со стороны учителей, «двойная мораль», попытка подчинить авторитарными способами и др.).

Наконец, можно говорить о существовании конфликтоген­ных личностей, которые как бы генерируют вокруг себя зону повышенной конфликтности, внося в свои социальные связи эле­мент собственной внутренней противоречивости и неустроенно­сти. Учитывая, что профессия учителя в настоящее время являет­ся одной из самых психологически неустойчивых, педагогов в целом можно отнести к людям, чувствительным к конфликту и конфликтным формам реагирования на различные ситуации. В целом это относится и к детям. Одни в силу критического воз­раста, другие в силу высокой личностной тревожности, патоло­гического типа личности, склонности к агрессивному типу реаги­рования также являются сами по себе носителями социальных конфликтов.

Таким образом, любой реально возникающий школьный конфликт учителя и ученика должен быть проанализирован на трех уровнях:

а) с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе;

б) с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;

в) с точки зрения возрастных, половых, индивидуально­психологических особенностей его участников.

Можно сказать, что конфликт разрешен продуктивно, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в усло­виях и организации всего школьного процесса, системе коллек­тивных норм и правил, в психологических установках участников по отношению друг к другу, готовность к конструктивному пове­дению в будущих конфликтах.

Педагогические конфликты можно рассматривать в различ­ных аспектах, но следует помнить о позитивном значении норма­тивности данного явления, которое не только создает проблемы, но и является источником развития самого учебно-воспитатель­ного процесса. Более того, конструктивное разрешение кон­фликтной ситуации способствует личностному развитию его уча­стников.

Практическая работа

Задания для индивидуальной работы

Задание 1. Определите свою стратегию поведения во взаимодейст­вии, ответив на вопросы теста Томаса.

Инструкция: в каждом из предложенных вопросов необходимо выбрать один вариант ответа — А или Б.

Опросник

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответ­ственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих соб­ственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить на­ши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради инте­ресов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти под­держку у другого человека.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряжен­ности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возни­кающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

12. А. Я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнсшш, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах .

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить на ши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряжен ности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможносп, настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между позициями моей и другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каж­дого из нас.

Б. Я предоставляю возможность другим взять на себя ответствен­ность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядом.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию, то есть иду на уступки, если и мне тоже уступают в чем-то.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каж­дого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у дру­гого.

29. А. Я предлагаю компромиссную позицию для достижения догово­ренности.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-либо возни­кающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Обработка результатов:

Варианты ответа соответствуют определенным стратегиям поведе­ния и при совпадении с ключом (таблица 4) оцениваются в 1 балл. Ко­личество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает пред­ставление о выраженности у него тенденции к проявлению соответст­вующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Таблица 4. Ключ к тесту Томаса

Соперни­чество Сотрудни­чество Компро­мисс Избегание Приспо­собление
      А Б
  Б А    
А       Б
    А   Б
  А   Б  
Б     А  
    Б А  
А Б      
Б     А  
А   Б    
  А     Б
    Б А  
Б   А    
Б А      
      Б А
Б       А
А     Б  
    Б   А
  А   Б  
  А Б    
  Б     А
Б   А    
  А   Б  
    Б   А
А       Б
  Б А    
      А Б
А Б      
    А Б  
  Б     А

Напишите, в каких случаях вы выбираете как стратегию поведения:

Сотрудничество____________________________________________________________

Противодействие___________________________________________________________

Компромисс_______________________________________________________________

Уступчивость______________________________________________________________

Избегание_________________________________________________________________

Задание 2. Определить стратегии поведения героев сказки «Золуш­ка на новый лад» (пример игры группы студентов г. Костромы).

Золушка: Я перебираю крупу вместе со своей сводной сестрой. Дочка: Я с удовольствием помогаю Золушке.

Мачеха: Я запрещаю дочке работать и увожу на бал.

Фея: Я собираюсь в межгалактическое путешествие.

Король: Пойду остановлю часы.

Часы: Я не останавливаюсь.

Золушка: Я собираюсь на бал вместе со своей сводной сестрой. Дочка: Я подчиняюсь воле матери.

Мачеха: Приказываю Золушке мыть горшки.

Фея: Оставляю Золушке купальник вместо платья.

Король: Пойду заведу часы.

Часы: Я останавливаюсь.

Золушка: Пойду на бал в купальнике вместе со своей сводной сестрой.

Дочка: Я с удовольствием пойду вместе с Золушкой.

Мачеха: Я запрещаю Золушке идти на бал.

Фея: Я улетаю в межгалактическое путешествие.

Король: Уйду в монастырь.

Часы: Часы пробили двенадцать раз.

Золушка_____________ , Дочка_______________ ,

Мачеха______________ , Фея_________________ ,

Король______________ , Часы________________ .

Задание 3. Определите для себя несколько конкретных конфлик­тов, в которых вы участвовали. Ответьте на вопросы:

• В чем заключается конфликт?

• Какие факторы способствовали его успешному разрешению ?

• Какие факторы мешали его успешному разрешению?

• Какую стратегию поведения вы выбираете?

• Кто из ваших друзей чаще всего является инициатором кон­фликтной ситуации?

Упражнения для групповой работы

Упражнение 1. Переправа

Участники встают друг напротив друга на расстоянии 10 шагов. Им необходимо с помощью мимики и жестов переманить партнера на свою сторону.

Обсудить, какая стратегия поведения была выбрана для взаимодей­ствия:

• если партнер сразу перешел на сторону другого, это — уступчивость;

• если встретились на середине — компромисс;

• если активно договаривались и при этом каждый остался на сво­ем месте — противодействие;

• если не было попыток взаимодействия, это — избегание;

• если один партнер сходил за другим и помог ему перейти на свою сторону, это — сотрудничество.

Обсудить, как выбранная стратегия соотносится с реальными дей­ствиями в жизни.

Упражнение 2. «Федорино горе»

Прочитайте поэтическую драму К.И. Чуковского «Федорино горе». Вам необходимо рассмотреть и проанализировать конфликтную ситуа­ цию. В ней задействовано много персон, события развиваются драмати­чески, последствия разнообразны и неоднозначны. Ваша задача — проана­лизировать конфликт, оценить эффективность, приемлемость выбранно­го способа его разрешения с точки зрения различных участников».

Алгоритм анализа данного конфликта:

• Участники (стороны) конфликта.

• Объект притязаний сторон.

• Декларируемые цели сторон (внешняя позиция).

• Потребности и опасения сторон (внутренняя позиция).

• Изменения в сторонах и объекте в процессе развития отношений, в частности:

1. Появление новых участников.

2. Возникновение конфликтов внутри лагеря единомышленников.

3. Изменение формулировки внешней позиции.

4. Переконструирование ценностей и смыслов.

5. Изменение в объекте конфликта.

• Выбранный способ разрешения конфликта.

• Оценка выбранного способа разрешения конфликта каждой из сто­рон, их чувства и мысли.

Оцените роль в данной истории самовара (лидера), курицы (под­стрекательницы) и тараканов (обманутых «друзей» Федоры). Назовите стратегию поведения в конфликтной ситуации героев сказки.

Вопросы для самопроверки

Условия конструктивного разрешения конфликтов - student2.ru 1. Обсудите различные теории взаимодействия, их сильные и слабые стороны.

2. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?

3. Назовите стратегии поведения человека в разных ситуаци­ях и приведите примеры.

4. Каковы основные причины неэффективного взаимодействия между людьми?

5. Дайте определение конфликта. Опишите его структуру. Как развива­ется конфликт? Что необходимо учесть, чтобы повысить степень удов­летворенности принятым решением в ходе разрешения конфликтной ситуации?

6. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?

7. Почему педагогический конфликт относится к разряду нормативных?

8. Приведите примеры и охарактеризуйте стратегии взаимодействия учителя и ученика.

2.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Дон Аспромонте

Наши рекомендации