Характер. Черты, типы, отношения

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к работе, к предметам, к самому себе.

Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься.

Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия. Другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути.

Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

В общении с людьми характер проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер, в отличие от темперамента, обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство.

Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом.Последний представляет собой динамическую сторону характера.

Типология характеров давалась в начале ХХ века немецким психиатром и психологом Эрнстом Кречмером (1888-1964). Он разработал учение о связи основных типов конституционального телосложения (пикнического, атлетического, астенического) с определенными типами темперамента (шизотимным и циклотимным) [6]. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шелдон, а в наши дни - Э.Фромм, К.Леонгард, А.Е.Личка.

Характер(от греч. - "печать", "чеканка") означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Большую роль в этом играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека. Непосредственное формирование характера происходит в различных группах (семья, класс, трудовой коллектив, дружеская компания, спортивная компания и др.). Черты характера будут зависеть от позиции индивида в группе, коллективе, где создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.

Характер - это не просто любое проявление твердости, упрямства (формальное упорство - упрямство), анаправленность на общественно значимую деятельность. Направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни - главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности - не одно и то же. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами.

Характерология- учение о характере, проблемами которого являются установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях.

С древних времен пытаются прогнозировать поведение человека объяснением его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов, которые все составляются одинаково: общепринятый временной период разбивается на определенные интервалы, каждому из которых присваивается определенный знак, символ. Описание характера человека дается через призму различных свойств этого символа. Однако характеры людей, родившихся в одно и то же время, по разным гороскопам оказываются различными.

Наиболее яркое представление о характере человека можно получить, зная его поступки, поведение, деятельность.

Привычками человека называют те увлечения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью. На Востоке говорят: "Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу". Акцент здесь делается на привычных действиях человека, которые, повторяясь, становятся чертами характера.

Более ценными в диагностическом отношении по сравнению с физиогномикой считаетсяграфология - наука, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. "Чудак (оригинал) пишет своеобразно, поэтому его легко узнать." "Сильный наклон выражает большую впечатлительность." В настоящее время не подтверждаются однозначные связи между графическими признаками письма и соответствующими им чертами характера (достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности).

Характер человека достаточно многогранен. Это видно в процессе деятельности: один делает все быстро,другой - медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действия с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами или сторонами характера.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила-слабость; твердость-мягкость; цельность-противоречивость; широта-узость.

Сила характера - это энергия, с которой человек добивается поставленных целей, его способность страстно увлечься и развивать большее напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их. Слабость характера - проявление малодушия, нерешительности, "астеничности" в достижении цели, неустойчивости взглядов, трусости и т.д.

Твердость характера - жесткая последовательность, упорство в достижении целей, отстаивание взглядов и т.д. Мягкость характера - гибкое приспособление к изменяющимся условиям, достижение цели за счет некоторых уступок, нахождение разумных компромиссов.

Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные черты гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным; если же они резко контрастируют, то - противоречивым.

Широта или полнота характера - это когда хотят выделить разносторонность стремлений и увлечений человека, разнообразие его деятельности. О таком человеке говорят, что ему ничто человеческое не чуждо. Это люди экспансивные, умеющие отдавать себя с большой душевной щедростью. В противоположность им люди с "узким" характером склонны к самоограничению, сужению сферы своих интересов, притязаний, деятельности.

Единство и многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности.

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а иногда и подменяют эти понятия друг другом. В науке можно выделитьчетыре основных взгляда на взаимоотношения характера и темперамента:

- отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий);

- противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус);

- признание темперамента элементом характера, его ядром, непременной частью(С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий);

- признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы.Черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера (меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику; холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику; и т.п.).

В конечном счете черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином целостном облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер длительное время отождествляли с волей человека (выражение "человек с характером" было синонимом выражения "волевой человек"). Воля связана с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, ее направляющее, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой стороны, человека слабовольного называли "бесхарактерным". С точки зрения психологии это не совсем так - и у безвольного человека есть определенные черты (боязливость, нерешительность и т.д.). Понятие "бесхарактерный" означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Характер человека проявляется всистеме отношений:

- к другим людям (общительность-замкнутость, правдивость-лживость, тактичность-грубость и т.д.);

- к делу (ответственность-недобросовестность, трудолюбие-леность и т.д.);

- к себе (скромность-самовлюбленность, самокритичность-самоуверенность, гордость-приниженность и т.д.);

- к собственности (щедрость-жадность, бережливость-расточительность, аккуратность-неряшливость и т.д.).

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер.

Характер, несмотря на всю многогранность, - лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может стать другой, если она не скрывает свое бессилие за фразой "Такой уж у меня характер".

Становление характера со временем обусловлено и тем, каким он был раньше, в жизни характер обычно все же сохраняет известное единство в основных наиболее общих его чертах.

Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он сам у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности.

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Для того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые черты легче приживались, необходимо предусмотреть органическую связь между навыками и имеющимися чертами, их гармоническое взаимодействие.

Особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.Наиболее эффективным средством формирования характера являетсятруд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Н.А.Островский говорил, что «мужество рождается в борьбе, воспитывается изо дня в день, в упорном сопротивлении трудностям».

Простым и действенным способом формирования характера являются занятия физкультурой и спортом, которые делают людей более выносливыми, мужественными. Спорт дает возможность соревнования, где каждый идет на максимуме своих сил, проявляет то, на что человек способен.

Характер. Черты, типы, отношения - student2.ru

Рис 10. Структурно-логическая схема (СЛС) темы №8.

Контрольные вопросы

1. Что предполагает позитивное мышление?

2. Назовите достоинства и недостатки авторитарного стиля руководства.

3. Какие возможности демократического стиля руководства?

4. В чем вредность и полезность попустительского стиля руководства?

5. Какая зависимость существует между темпераментом личности и стилем руководства?

6. Назовите общие принципы взаимоотношений руководителя с подчиненными в ходе повседневной работы.

7. Что вы знаете о конфликтах?

8. В чем предпосылка возникновения конфликта в процессе общения?

9. Какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность к конфликтным отношениям с другими людьми?

10. Приведите примеры несовместимых типов из области темперамента.

11. Какие рекомендации по наиболее целесообразному использованию «стиля конкуренции»?

12. Какие рекомендации по наиболее целесообразному использованию «стиля сотрудничества»?

13. Какие рекомендации по наиболее целесообразному использованию «стиля компромисса»?

14. Какие рекомендации по наиболее целесообразному использованию «стиля уклонения»?

15. Какие рекомендации по наиболее целесообразному использованию «стиля приспособления»?

16. Какие типы конфликтных личностей выделяют в психологии?

17. Какими правилами поведения придерживаться при разрешении конфликтной ситуации?

18. Дайте определение «характера».

19. Назовите наиболее общие свойства характера.

20. В какой системе отношений проявляется характер человека?

Рекомендуемая литература

1. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, с.199

2. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер,2002, с.567-582. ил. (Серия «Учебник нового века»).

3. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, с.18-31, 59-69, 252-262.

4. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов. - СПб.: Питер. 2000, с.275-285, 349-352. ил. (Серия «Учебник нового века»).

5.Немов Р.С.Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2-х книгах. Книга 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994, с.341-358.

6. Агафонов А.В.* Психология и педагогика: Тексты лекций. - М.: МГТУ ГА, 2000, с.56-60.

7. Кречмер Э. Строение тела и характера // Психология индивидуальных различий. - М., 1982, с.290.

8. Агафонов А.В.* Психология и педагогика: Компьютерный психологический практикум (Пособие к практическим занятиям) - М.: МГТУ ГА, 2001. - 56с.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Человек и его познание .………………………………………………….4

Тема № 1. Объект и предмет психологии ………..……………..…………………4

1.1. Соотношение объективной и субъективной реальности ………………… 4

1.2. Фундаментальные категории психологии ………………..……………….. 6

1.3. Принципы психологии ……………………………………………………... 8

1.4. Психология как наука и как практическая деятельность …………………8

Тема № 2. Способы приобретения психологических знаний ..……………….... 12

2.1.Знание в жизни и деятельности человека ………………………………... 12

2.2. Методы психологии ……………………………………………………….14

2.3. Индивидуально-психологическая характеристика личности………...... 17

Раздел II. Чувственное и рациональное познание ……………………………… 23

Тема № 3. Структура психики …………………………..…..…………………… 23

3.1. Психика и строение мозга ………………………………….…………….. 23

3.2. Общая характеристика психики …………………..……………………... 25

3.3. Сущность человеческого сознания …………………..………………….. 27

3.4. Измененные состояния сознания (ИСС) …………………….………….. 28

Тема № 4. Чувственное познание ……………………………...……………........ 32

4.1. Виды знаний. Непосредственное знание об объекте …..………………. 32

4.2. Внимание. Свойства, виды и теории внимания ...………………………..34

4.3. Ощущение и восприятие. Виды и свойства ……………………….……. 38

4.4. Память. Типы, виды и процессы памяти ………………………………... 43

4.5. Процессы памяти …………………………………………………………. 45

Тема № 5. Рациональное познание ………………...………..…………………... 51

5.1. Виды знаний. Опосредованное знание: мышление, интеллект ………. 51

5.2. Мыслительные операции ……………………….…………………….. … 55

5.3. Виды мышления …………………………………………….……………. 56

5.4. Индивидуальные особенности мышления ….…………………………... 58

5.5. Интеллект …………………………………………………………………. 59

Раздел III. Общее и индивидуальное в психике ………………………………... 65

Тема № 6. Целостное и парциальное описание психологии человека …………65

6.1. Структура личности …….………………………………….…………….. 65

6.2. Концепции и теории развития личности ………………………………... 68

6.3. Некоторые психические свойства личности ……..……………………... 72

Тема № 7. Конституциональный уровень психики ……….…………..………... 79

7.1. Психика и строение головного мозга …………..……….………………. 79

7.2. Темперамент: типы, свойства и деятельность ………………………...... 86

Тема № 8. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике ....…………93

8.1. Ролевой уровень поведения. Позитивное мышление …….……………. 93

8.2. Базовые психологические установки нашего «Я» .………………….......94

8.3. Конфликты и пути их разрешения ………..……………………………. 102

8.4. Характер. Черты, типы, отношения …………………………………..... 111

Наши рекомендации