Ощущение и восприятие. Виды и свойства
(см. А.В.Агафонов. Психология и педагогика: Тексты лекций :- МГТУ ГА,2000, с. 22-26 ).
Ощущение и восприятиетесно связаны между собой, являясь чувственным отображением объективной реальности. Новосприятие- это осознание чувственного данного предмета или явления в целом, аощущение - это отражение отдельного чувственного качества предмета или явления. Ощущения и восприятия едины и различны. Например, если задать вопрос: «Горячая или холодная вода в чайнике?», то вы прикоснувшись к чайнику рукой отвечаете на поставленный вопрос. А если ставится аналогичный вопрос и вы видите, что из горлышка чайника подымается пар, то сразу отвечаете, не прикасаясь к чайнику рукой, что в нем вода горячая. Итак, первый ответ характеризует психический процесс ощущения, второй – восприятия.
Ощущения- начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением, которое вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга (человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания).
Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.
Органы чувств (анализаторы) человека с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).
Различают пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.
Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомический орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте - впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, без промежуточных переключений попадают в головной мозг.
Вкус- имеет четыре модальности:сладкое, солёное, кислоеигорькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырёх основных.
Осязание(кожная чувствительность) - это наиболее широко представленный и распространённый вид чувствительности. Ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырёх других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, и для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.
Зрительная система человека отражает электромагнитные волны в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра, т.е. весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны различной длины, находящиеся внутри этого диапазона, порождают ощущения различного цвета.
Ухо человека реагирует на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определённой частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определённой высоты и громкости. Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду - герц (Гц), численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду.
Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления воздуха находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Так, фортепиано порождает звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4200 Гц.
Для оценки субъективной громкости воспринимаемого звука также предложена специальная шкала, единицей которой является децибел (дБ). (Так, шёпот человека, слышимый на расстоянии полутора-двух метров от говорящего, - 16-18 дБ; шум мотора среднего по величине автомобиля - 75 дБ; шум электропоезда метро на расстоянии 3 м от края платформы - 95 дБ; шум реактивного самолёта - 115 дБ; верхний предел воспринимаемых человеком звуков, за которым слуховые ощущения превращаются в болевые, - более 120 дБ).
Надо помнить, что длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать определённые нарушения в их функционировании. Так, глаз, подвергаемый воздействию сильного света в течение длительного времени, слепнет; при воздействии на орган слуха длительных и сильных звуков, амплитуда колебаний которых превышает 90 дБ, может наступить временная потеря слуха.
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся:качество, интенсивность, длительность (продолжительность) и пространственная локализация.
Качество- это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - латентный (скрытый) период ощущения. (Так, для тактильных ощущений (прикосновение) он составляет 130 мс, для болевых - 370, а для вкусовых - всего 50 мс). Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Это так называемое последействие.Зрительное ощущение исчезает не сразу послепрекращения действия раздражителя. След от раздражителя остаётся в виде последовательного образа. Различаютположительные образы (соответствующие по светлоте и цветности первоначальному раздражению) и отрицательные образы (противоположные по светлоте и цветности).
Для ощущений характерна пространственная локализацияраздражителя. Анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.
Как показывают исследования, чувствительность наших органов чувств может меняться в очень больших пределах. Так, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Особенно это проявляется, когда переходишь из тёмной комнаты на свет, или из ярко освещённого помещения в темноту. В первом случае глаза человека начинают испытывать резь, человек временно "слепнет", требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению.
Во втором случае имеет место обратное явление. Человек, который перешёл из ярко освещённого помещения или открытого места с солнечным светом в тёмную комнату, сначала ничего не видит, и ему необходимо 20¸30 минут, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте.
Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды и носящие название адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют и в слуховой сфере, и в сфере обоняния, осязания, вкуса. (Так, для того, чтобы зрение в тёмной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15с. Слабое прикосновение к коже перестаёт восприниматься уже через несколько секунд).
Таким образом, адаптация является одним из важнейших видов изменения чувствительности, указывающих на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.
Восприятие(или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдёт его, т.е. пока он не узнает предмет или не отнесёт его к определённой категории.
Таким образом, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
К сложным формам восприятия следует отнести восприятие пространства, времени, движения.
В основе восприятия трёхмерного пространствалежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер трёх изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет своё положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Этот аппарат, реагирующий на отражение трёх основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором.
Наиболее элементарными формами восприятия времени являются процессы восприятия длительности, последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием "биологических часов" (ритмические процессы в нейронах коры и подкорковых образований). Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании (биение сердца, ритм дыхания, ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.).
Восприятие движения- очень сложный вопрос, природа которого ещё не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нём взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на её передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально ещё почти не исследовалось, возникает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность (наблюдение).
Свойствами восприятия являются предметность, константность, целостность (структурность), осмысленность, апперцепция.
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность в практической деятельности выполняет ориентирующую и регулирующую функцию. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.
Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предмета при изменении его условий. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз большее количество света, чем мел в сумерки; размеры человека с расстояния 3, 5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется.
Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринять предмет - значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определённой группе, классу, обобщить его в слово. При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нём сходство со знакомыми.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепция.