Виды знаний. Непосредственное знание об объекте
Человек оперирует многими и разными знаниями. В принятии решения, регулировании поведения, построении профессионального жизненного пути, управлении действиями можно выделить два вида знаний:
- непосредственное, возникающее в ходе взаимодействия объектов с нашими органами чувств;
- опосредованное рассуждениями, речью (рассудочное, мысленное). (Пример - часовая стрелка часов: мы не воспринимаем ее движения, хотя говорим, что движение есть).
Итак, чувственное познание связано с непосредственным видом знаний.
Различают два основных вида непосредственного знания: сенсорные образы - отображение в голове человека разрозненных признаков объектов, доступных нашим органам чувств. (Такие признаки, как производительность труда, сплоченность коллектива,открываются не работой органов чувств, а усилиями мысли); перцептивные образы(образы восприятия) - отражение в сознании целостных предметов, явлений, доступных органам чувств.
Границы между сенсорными и перцептивными образами зависят не только от объекта, но и от человека (субъекта познания).
Рассмотрим пример с «яблоком»: для обычного потребителя- это простые свойства (цвет, аромат, твердость, вкус);
для профессионала (товароведа, дегустатора): вкус и аромат- не только простые свойства, но и выражающие сложное предметное целое с многими признаками, например:
- большей или меньшей однородностью;
- гармоничностью вкуса;
- наличие пресных, горьковатых, кислых, кисло-сладких и других привкусов;
- цвет яблока для профессионала - это не просто цвет, а сочетание основной и покровной окраски (особенности румянца) с их тонкими и разнообразными оттенками;
- твердость-мягкость (консистенция) мякоти яблока - это десяток характеристик: от плотной до мучнистой и тающей.
Непосредственное знание не возникает автоматически под действием внешних предметов, явлений, раздражителей. Этим познанием надо управлять,а для этого полезно изучать егопсихологические закономерности.
Сенсорные образы, знания часто называют ощущениями, а перцептивные - восприятиями.Поскольку психика есть процесс, часто говорят о так называемых познавательных процессах, в частности, ощущениях и восприятиях.
Ощущение -первый и важнейший источник нашего знания о мире, в том числе, конечно, и любого профессионального знания.
Если не “вложить” в голову человека нужные впечатления, образы, непосредственные знания, если он не приобретет их в процессе своей самостоятельной работы, активности, то не появятся ни простые, ни сложные, ни чувственные, ни рациональныезнания (тема нашей следующей лекции, от лат. ratio “разум”).
Рассмотрим примерыощущений:
- мастер взял в руки проволоку и определил, что это за металл (олово, цинк, алюминий или сталь), а для новичка и олово, и цинк могут быть неразличимы;
- оценка на слух тонкостей работы двигателей внутреннего сгорания;
- оценка вкусовых качеств пищевых продуктов кулинаром;
- оценка выразительности гаммы цветов картины, оркестрового звучания и т.д.
Минимальные величины воздействий на органы чувств, вызывающие едва заметные ощущения (т.е. знание об этих воздействиях или их различиях), называются сенсорными порогами.
Если воздействие на орган чувств слабее некоторой (так называемой пороговой) величины для данного человека, то у него нет ощущения, нет знания, хотя воздействие физически (на самом деле) и есть.
Измерения сенсорных порогов дают возможность узнать о чувствительности “приёмников” нашего организма (органов чувств, связанных с нервными центрами). Чувствительность поддается тренировке.
Мы рассмотрели познавательные процессы (ощущение и восприятие) как первые источники знаний. К ним относятся и такие органы чувств, как зрение и слух, которым отводится первостепенная роль в некоторых гуманитарных, общетехнических дисциплинах, в преподавании общих вопросов специальной технологии.
В практическом обучении многим специальностям большое место отведено ощущениям и восприятиям не только зрительным и слуховым, но и многим другим.
Например, обоняние (нюх) дает информацию химику, кулинару, дегустатору, парфюмеру;
- столяр по запаху (наряду со зрительным, слуховым, кожно-кинестетическим сигналами) судит о виде, сорте, качестве, состоянии древесины;
- электромонтер по запаху - о состоянии оборудования (улавливает “запах ионизации”, запах нагретой или горелой изоляции электропроводов);
- в специальностях, связанных с работой ручными инструментами (регулировка, наладка, сборка технологического оборудования, работа с точной измерительной техникой и др.) важную роль играют кинестетические (мышечно-двигательные) и кожные ощущения и восприятия.
Из сказанного следует, что так называемый принцип наглядности при усвоении человеком опыта и знаний должен пониматься не как собственно принцип “глядения”, а как принцип сенсорно-перцептивных опор в учебном познании.