Знание в жизни и деятельности человека
Знать необходимо не за тем, чтобы только знать, но для того, чтобы научиться делать. (М.Горький Собр. соч., т.27, с.23). | Решительно ни один из элементов успешности производства не имеет такого громадного значения, как степень умственного развития в работнике. Климат, почва, запасы капитала, самая крепость физических сил - все это ничтожно по сравнению с развитием мысли. (Н.Г.Чернышевский.ПСС,т.IX, c.197) |
Нервная система человека может долго сохранять следы своих состояний. В сознании может удерживаться мысленный образ, отображение объекта, его свойств, хотя самого объекта уже и нет перед человеком. Образ не возникает мгновенно, а строится в сознании, при этом он может быть неполным, недостроенным и даже искаженным.
Различают ряд разновидностей знаний: поднесенные и обретенные знания. Поднесенные знания - знания, которые предлагают обучающимся в относительно готовом, оформленном, “разжеванном” виде (“Что?”, “Как?”, “Где?” и т.д.). Во втором случае активность человека выражается словами: “Сам додумался”, “Сам придумал, докопался, узнал” и т.п. Качество самостоятельно обретенных знаний выше, чем знаний просто поднесенных (“преподнесенных”). Самостоятельный поиск знаний, учеба, обдумывание ожидаемого будущего результата делают обучение интереснее, веселее.
Для применения в трудовом процессе теоретическое знание должно обладать некоторыми обязательными свойствами или качествами.
Первое свойство- отвлеченность(т.е. сознательное мысленное отбрасывание, игнорирование некоторых признаков объекта). Так, электронные характеристики радиодетали недоступны органам чувств, а контролер, лаборант или испытатель узнает о них в форме цифровых показаний стрелочных приборов, условных обозначений, т.е. в форме языковых конструкций.
Второе свойство теоретического знания- общность, т.е. отнесенность к некоторому множеству предметов, явлений, процессов. “Так произойдет, потому что вообще в данных условиях это происходит всегда и обязательно” - вот простейшая логика прогноза.
Третье свойство теоретического знания- определенность(наличие ясно очерченных пределов, границ приложимости понятий).
Четвертое свойство теоретического знания- общезначимость (для той или иной более или менее широкой социальной группы - вплоть до значимости общечеловеческой).
Пятое свойство теоретического знания- вербализованность, а точнее - неразрывная связь с той или иной языковой конструкцией: со словом, предложением, текстом.
Знания о людях.Каждому рано или поздно придется работать с людьми (передавать опыт, руководить, участвовать в аттестации кадров), научиться обращать внимание на некоторые вопросы восприятия и понимания человека человеком. Подобно тому, как ведется работа по повышению санитарно-гигиенической грамотности и культуры, точно так же важно вести работу и в областипсихологической культуры взаимного познания и взаимодействия людей.
В чем это проявляется? Во-первых, это психологическое знание о человеке (правдоподобный хвастун, обесценивая других, создает “у кого нужно” такое знание и представление о себе, которое вызывало бы желаемое отношение к нему со всеми вытекающими из этого возможными благами). Мнение о человеке, о его личных качествах вначале формируется у людей под большим влиянием имеющихся у них предвзятых мнений, ожиданий, стереотипов мышления и восприятия (т.е. по чертам видимого сходства человека относят к одному из известных типов, наделяя его психологическими чертами, свойственными данному типу). Со временем это первоначальное представление проверяется и корректируется в практике общения. Формирование верных мнений, обоснованных знаний о других людях, о старших и младших, о передовых людях данной профессии, о типичных ее представителях очень важно человеку, вступающему на путь самостоятельной жизни, задумывающемуся над вопросами “кем быть?” и “с кем быть?”. Сложность в этом - то, что воспринимаемые признаки поведения и внешности другого человека не всегда соответствуют его подлинному внутреннему облику, часто непростому, противоречивому.
В связи со сложными зависимостями между внешней манерой поведения и внутренней сущностью человека возникает задача развития психологической наблюдательности и определенного рода психологической грамотности каждого человека и профессионала.
Внимание, наблюдательность к проявлениям психических свойств и состояний человека (утомленности, взволнованности, подавленности, грусти, радости и др.) - профессионально важное качество будущего педагога, организатора, авиаспециалиста.
Наряду с развитыминтересом к природе, технике у человека должен быть выражен интерес к внутреннему миру людей, их помыслам, личным особенностям, качествам. Кроме интереса, нужна и склонность к работе с человеком.
Склонность- это такая черта направленности человека, которая обнаруживается в желании практически заниматься интересующим объектом, интересующей деятельностью.
Есть еще важная группа проявлений психики - это процессуальные, “текучие” объекты наблюдения:
- блеск глаз;
- учащение или задержка дыхания (и последующие вздохи);
- холодный пот;
- покраснение или побледнение лица;
- улыбка, усмешка, смех, мимика, огорчения, слезы, плач;
- понижение или повышение тона, изменение интонации, тембра (окраски) голоса, изменение речевой активности, скованность или свобода движений;
- попытка скрыть свое душевное состояние (отвод глаз, сдерживание улыбки, “маска” на лице, перевод разговора на другую тему и др.).
Знание о себе. Чтобы человек владел собой, работал над собой, самоопределялся, совершенно необходимо, чтобы предметом его внимания и интереса был не только окружающий мир, но и он сам - его телесные и душевные качества и особенности. Каждому из обучающихся необходимо представлять сущность и роль основных категорий психологии (психики, сознания, психических явлений), уметь дать психологическую характеристику личности по результатам тестов по основным темам предмета, его первой части «Психология» - («Внимание», «Память», «Мышление», «Направленность личности», «Темперамент», «Характер»). Уметь использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
Методы психологии
Методы- это способы, посредством которых познается предмет науки.
В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:
· Организационные методы. Они включают в себя:
-сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);-лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);-комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Это позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
· Эмпирические методы. Онивключают в себя:- метод наблюдения;
экспериментальный метод.
· Методы обработки данных. Они включают в себя количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) анализ.
· Коррекция. Это – аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.
Эмпирические методы.Группа эмпирических методов в психологии считается основной.
Наблюдение выступает в двух основных формах - как самонаблюдение (интроспекция) и как внешнее (объективное) наблюдение. Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности.
Требования к объективному наблюдению - наличие четкой целевой установки, плана наблюдения, зафиксированной в схеме. Плановость и систематичность наблюдения - самая существенная черта его как научного метода. Должен быть исключен элемент случайности. Его алгоритм выполнения следующий:
Наблюдение ® факты ® формулирование гипотез ® новые наблюдения.
Требования к методу наблюдения;
а) определение задачи и цели (для чего?, с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения (как наблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Экспериментальный метод. Эксперимент - исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает:
а) исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активной воздействует на него;
б) экспериментатор может варьировать, применять условия, при которых протекает явление;
в) в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;
г) в результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.
Этапы эксперимента:
I. Теоретический этап исследования (постановка проблемы):
а) формулировка проблемы;
б) определение объекта и предмета исследования;
в) определение экспериментальных задач и гипотез исследования.
II. Методический этап исследования - разрабатывается методика и план эксперимента.
III. Экспериментальный этап - непосредственное проведение опытов.
IV. Аналитический этап - проведение количественного анализа результатов (математическая обработка).
Тесты психологические. Английское слово тестозначает “проба”, “испытание”. Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф.Гальтон (1822-1911). На Международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал антропометрическую лабораторию. Через нее прошло свыше девяти тысяч испытуемых, у которых измерялись как рост, вес и т.д., так и различные виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Тесты и статистические методы, предложенные Гальтоном, в дальнейшем получили широкое применение для решения практических вопросов жизни. Это было начало создания прикладной психологии, получившей название «психотехника». Тест, как термин, был введен в практику психологических исследований в конце XIX века американским ученым Дж.Кэттелом (1860-1944) после публикации статьи «Умственные тесты и измерения» в 1890 в журнале Mind с послесловием Гальтона. «Психология, - пишет в этой статье Кеттел, - не сможет стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Шаг в этом направлении может быть сделан путем применения серии умственных тестов к большому числу людей. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах»[3].
Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А.Ф. Лазурского (1874-1917), Г.И.Россолимо (1860-1928), В.М.Бехтерева (1857-1927) и П.Ф.Лесгафта (1837-1909).
Тест - это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных.
С его помощью стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выявить степень пригодности для работы в той или иной области.
В настоящее время тесты нашли широкое применение в ходе психологических исследований. Существуют различные тесты: например, тесты-опросники, проективные тесты и др. Так, при выполнении теста-опросника испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. К более объективным относятся проективные тесты. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. Или предъявляя испытуемому картинки с изображением неопределенной ситуации, после чего психолог предлагает описать события, которые отражены на картинке, и на основе анализа изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню знаний, умений и навыков как самого психолога, так и интеллектуального развития у испытуемого.