Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЗНАНИЕ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

__________________________________________________________________

А.В.Агафонов

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Часть I. Психология.

Тексты лекций для студентов всех специальностей и форм обучения

Москва - 2004

ББК

Рецензент - кандидат философских наук, доцент И.С.Васильев

Агафонов А.В.

Психология и педагогика: Часть I.Психология. Тексты лекций. - М.:МГТУ ГА,2004. - c.

Данные тексты лекций издаются в соответствии с учебным планом для студентов всех специальностей. В них излагаются основные вопросы по каждой теме, которые студенты должны изучить в процессе самостоятельной работы и семинарских занятий: представлять сущность и роль основных категорий психологии (психики, сознания, психических явлений) уметь дать психологическую характеристику личности по результатам тестов по основным темам раздела «Психология»(«Внимание», «Память», «Мышление», «Направленность личности», «Темперамент», «Характер»). Учебное пособие снабжено двумя приложениями: первое – фотографии и краткая аннотация известных отечественных и зарубежных психологов; второе – психологический практикум. Указана соответствующая литература, даны рекомендации по работе со структурно-логическими схемами, с компьютерным выполнением тестов и контролем знаний по пройденным темам.

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры __________________.

Редактор

_______________________________________________________________________________

ЛР № 020580 от 23 июня 1992 г . Подписано в печать

Печать офсетная Формат 60´84/16 ______уч.-изд.л.

5,00 усл. печ. л. Заказ №____________ Тираж_____ экз.

_______________________________________________________________________________

Московский государственный технический университет гражданской авиации

Редакционно-издательский отдел

125493, Москва, Пулковская ул., 6а

ã Московский государственный технический университет

гражданской авиации, 2004

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЗНАНИЕ - student2.ru

ОБОЗНАЧЕНИЯ:

· ЛОС - лист основного содержания;

· ЭЛОС - электронный лист основного содержания;

· СЛС-1(2,3…16) – структурно-логическая схема темы №1 (№№2,3..16);

· ЭСЛС – электронная структурно-логическая схема.

Первая часть «ПСИХОЛОГИЯ»

Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЗНАНИЕ

Тема № 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Принципы психологии

В 30-е годы XX в. формулируются основные принципы психологической науки: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития.

Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания человека - законами общественного развития, законами развития способа производства. Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений, их сущности. В 50-е годы впервые в советской психологии принцип детерминизма был применен С.Л.Рубинштейном для анализа природы и сущности психических явлений, он рассматривал их во всеобщей взаимосвязи явлений материалистического мира.

Понятия сознания и деятельности являются узловыми категориями психологической науки. Принцип единства сознания и деятельности начал разрабатываться в советской психологии в 30-е годы XX в. (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.). В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности, т.е. возможность через деятельность изучать сознание: от деятельности, ее продуктов к выявляющимся в ней психическим процессам. Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности - и предпосылка, и результат ее поведения.

Принцип развития. Категория развития является ведущей в системе понятий психологической науки. Категория развития - это фундаментальная категория. Под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина идея развития вошла в психологию и легла в основу формирования детской, а затем возрастной психологии.

Тема № 2. СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Методы психологии

Методы- это способы, посредством которых познается предмет науки.

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:

· Организационные методы. Они включают в себя:

-сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);-лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);-комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Это позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

· Эмпирические методы. Онивключают в себя:- метод наблюдения;

экспериментальный метод.

· Методы обработки данных. Они включают в себя количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) анализ.

· Коррекция. Это – аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.

Эмпирические методы.Группа эмпирических методов в психологии считается основной.

Наблюдение выступает в двух основных формах - как самонаблюдение (интроспекция) и как внешнее (объективное) наблюдение. Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

Требования к объективному наблюдению - наличие четкой целевой установки, плана наблюдения, зафиксированной в схеме. Плановость и систематичность наблюдения - самая существенная черта его как научного метода. Должен быть исключен элемент случайности. Его алгоритм выполнения следующий:

Наблюдение ® факты ® формулирование гипотез ® новые наблюдения.

Требования к методу наблюдения;

а) определение задачи и цели (для чего?, с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Экспериментальный метод. Эксперимент - исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает:

а) исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активной воздействует на него;

б) экспериментатор может варьировать, применять условия, при которых протекает явление;

в) в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;

г) в результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Этапы эксперимента:

I. Теоретический этап исследования (постановка проблемы):

а) формулировка проблемы;

б) определение объекта и предмета исследования;

в) определение экспериментальных задач и гипотез исследования.

II. Методический этап исследования - разрабатывается методика и план эксперимента.

III. Экспериментальный этап - непосредственное проведение опытов.

IV. Аналитический этап - проведение количественного анализа результатов (математическая обработка).

Тесты психологические. Английское слово тестозначает “проба”, “испытание”. Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф.Гальтон (1822-1911). На Международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал антропометрическую лабораторию. Через нее прошло свыше девяти тысяч испытуемых, у которых измерялись как рост, вес и т.д., так и различные виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Тесты и статистические методы, предложенные Гальтоном, в дальнейшем получили широкое применение для решения практических вопросов жизни. Это было начало создания прикладной психологии, получившей название «психотехника». Тест, как термин, был введен в практику психологических исследований в конце XIX века американским ученым Дж.Кэттелом (1860-1944) после публикации статьи «Умственные тесты и измерения» в 1890 в журнале Mind с послесловием Гальтона. «Психология, - пишет в этой статье Кеттел, - не сможет стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Шаг в этом направлении может быть сделан путем применения серии умственных тестов к большому числу людей. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах»[3].

Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А.Ф. Лазурского (1874-1917), Г.И.Россолимо (1860-1928), В.М.Бехтерева (1857-1927) и П.Ф.Лесгафта (1837-1909).

Тест - это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных.

С его помощью стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выявить степень пригодности для работы в той или иной области.

В настоящее время тесты нашли широкое применение в ходе психологических исследований. Существуют различные тесты: например, тесты-опросники, проективные тесты и др. Так, при выполнении теста-опросника испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. К более объективным относятся проективные тесты. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. Или предъявляя испытуемому картинки с изображением неопределенной ситуации, после чего психолог предлагает описать события, которые отражены на картинке, и на основе анализа изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню знаний, умений и навыков как самого психолога, так и интеллектуального развития у испытуемого.

Тема № 3. СТРУКТУРА ПСИХИКИ

Психика и строение мозга

Психология на современном этапе развития - это наука о поведении. Чтобы поведение каждого человека было успешным, необходимо, чтобы его внутренние состояния, внешние условия, в которых он находится, и практические действия, которые он проводит, соответствовали друг другу.

Эту интегрирующую (объединение) функцию на физиологическом уровне обеспечивает нервная система. Она и анатомически расположена, устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их, управлять органами движения.

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического.

Центральный раздел включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг- центральная нервная система(ЦНС),которая состоит из переднего мозга, среднего мозга, заднего мозга и спинного мозга.

Периферический раздел - вся остальная часть нервной системы.

Практически все отделы центральной и периферической нервной системы участвуют в переработке информации, поступающей через внешние и внутренние рецепторы, расположенные на периферии тела и в самих органах. Рецептор - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей (физических, химических, механических и т.д.) - и преобразования их в нервные электрические импульсы).

С высшими психическими явлениями, с мышлением и сознанием человека связана работа коры головного мозга (КГМ) и подкорковых структур, входящих в передний мозг. Со всеми органами и тканями организма ЦНС связана черезнервы, выходящие из головного и спинного мозга. Они несут в себе информацию, поступающую в мозг из внешней среды, и проводят ее в обратном направлении к отдельным частям и органам тела.

ЦНС представляет собой скопление нервных клеток - нейронов, состоящих из тела нейрона (“сенсорный нейрон”, “двигательный нейрон” и т.д.).Древовидные отростки, отходящие от тел нервных клеток, носят название дендритов. Один из таких отростков является удлиненным и соединяет тела одних нейронов с телами или дендритами других нейронов. Он называется аксоном. Места контактов нервных клеток друг с другом называются синапсами. Через них нервные импульсы передаются с одной клетки на другую.

Нейроны выполняют в работе ЦНС специфические функции (так, “сенсорный нейрон” - проводит нервные импульсы от рецепторов к ЦНС, “двигательный нейрон” - проводит нервные импульсы от ЦНС к органам движения, “нейрон локальной сети” - проводит нервные импульсы от одного участка ЦНС к другому).

Тело человека и животного состоит из относительно автономных частей, так называемых, сегментов: головы, туловища, конечностей и их составляющих. Голова - ведущий сегмент.Особую роль в головном мозге играют правое и левое большие полушария, а также их основные доли (четыре): лобная, теменная,затылочная и височная.

Иван Петрович Павлов (1849-193) ввел понятие анализатор. Этим словом он обозначил относительно автономную органическую систему, обеспечивающую переработку сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через ЦНС.

Соответственно основным органам чувств выделяют зрительный, слуховой, вкусовой, кожный и некоторые другие анализаторы, где воспринимаются, перерабатываются соответствующие раздражители, хранятся воспоминания о них. Каждый анализаторсостоит из трёх частей:

рецептора(воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

нервов, проводящих возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора);

корковых отделов анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Кора головного мозга(КГМ) делится на 11 областей и 52 поля. В наиболее развитых полях КГМ имеется 6-7 слоев нервных клеток. В КГМ поступают импульсы, идущие от подкорковых структур и нервных образований ствола мозга, в ней же осуществляются основные психические функции человека. У человека речевая функция локализовалась в левом полушарии (для которых ведущей является правая рука). С работой лобных долей КГМ соотносятся сознание, мышление, программирование поведения и его волевой контроль.

Особую роль в регуляции многих психических процессов, свойств и состояний человека играет ретикулярная формация - совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном мозге, в продолговатом мозге и в заднем мозге. Сон выключает ретикулярную систему, блокирует передачу в КГМ тех активирующих влияний, которые порождают возбуждение ретикулярной формации.

Каждый из сидящих в аудитории переживает всевозможные эмоции, наблюдает за окружающими их предметами, вдыхает воздух и чувствует определенные запахи. Спрашивается: чему принадлежат все эти явления? Да, психике. Только через психику мы можем судить об окружающем нас мире. Наше поведение отличается от поведения окружающих нас людей, т.е. у каждого из них есть собственный внутренний мир (автолюбители, различающие красный и зеленый или синий и желтый, люди с абсолютным музыкальным слухом и т.д.).

Искусственно вызванные ИСС.

Люди давно использовали вещества, изменяющие состояния сознания: стимулирующие или релаксирующие (расслабляющие), приводящие ко сну или отгоняющие сон, изменяющие восприятие или приводящие к галлюцинациям (Галлюцинации - нереальные, фантастические образы). Вещества, которые воздействуют на поведение, сознание и настроение, называются психоактивными или психотропными. Они включают не только вещества, которые мы называем наркотиками, транквилизаторами (успокаивающие, уменьшающие чувство тревоги, страха), стимуляторами, но и такие знакомые средства, как кофе, табак и алкоголь.

При отправлении религиозных обрядов часто применяются психоактивные вещества:

- галлюциногенные грибы, на употреблении которых основан весь шаманизм Евразии и обеих Америк (Шаманизм - ранняя форма религии: общение служителя культа (шамана) с духами во время камлания(ритуал, приводящий в экстатическое состояние, сопровождаемый пением и ударами в бубен);

- конопля, известная еще в Древнем Египте и затем вошедшая в священный обиход скифов;

- кока - священное растение инков;

- дурман и белена, используемые в колдовстве;

- табак в трубках мира;

- вино - “кровь Христова” - без которого немыслимо таинство причастия.

1) В Европе первая вспышка наркомании относится к 1840 году, когда в Англии были приняты меры борьбы с алкоголизмом. Опиумные пилюли для рабочих, дешевые.

2) В Ирландии в это же время началась эпидемия эфиромании, что послужило открытию явления общего наркоза.

3) В США первая вспышка морфинизма была во время гражданской войны, когда морфий использовали для обезболивания при ранениях.

4) В 1970-х гг. волна эмиграции из Китая способствовала распространению опиума в США.

5) В 1920-х гг. во время сухого закона в США получило распространение курение марихуаны, позаимствованное у рабочих-латинос.

Как только в культуре наркотики стали предметом наживы, они стали эпидемией и трагедией современного общества.

Все пять названных веществ воздействуют на головной мозг человека. Так, действие кокаина сначала приводит к ощущению эйфории, чувству необыкновенной энергии, острым сенсорным впечатлениям, затем замещается тревогой и депрессией (подавленным состоянием).

Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЗНАНИЕ - student2.ru

Рис.4. Структурно-логическая схема (СЛС) темы №3

Контрольные вопросы

1. Назовите условия успешного поведения личности.

2. Что такое рецептор? Какие бывают рецепторы?

3. Какие клетки составляют основу ЦНС? Каково их устройство?

4. Назовите периоды онтогенеза психики человека.?

5. В чем различие психики человека и животного?

6. Назовите какие психологические науки вам известны?

7. Назовите психологические характеристики сознания.

8. Что такое измененные состояния сознания?

9. Что такое сон? Что общего между сном и бодрствованием?

10. Назовите стадии сна. На что отрицательно влияет недосыпание ?

Рекомендуемая литература

6. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, с.22 – 39.

7. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов. - СПб.: Питер. 2000, с.86-103. ил. (Серия «Учебник нового века»).

8. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер,2002, с.38-70. ил. (Серия «Учебник нового века»).

9. Агафонов А.В.* Психология и педагогика: Тексты лекций. - М.: МГТУ ГА, 2000. - 93 с.

10.Агафонов А.В.* Психология и педагогика: Компьютерный психологический практикум (Пособие к практическим занятиям) - М.: МГТУ ГА, 2001. - 56 с.

Процессы памяти

К ним относятся:

запоминание, мнемическая деятельность, механическое и осмысленное запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.

Первоначальная форма запоминания - это непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приёмов. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, но лучше всего запоминается то, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Произвольное (преднамеренное) запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия для лучшего запоминания (в процессе обучения преднамеренное запоминание принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания (стихи, законы, формулы, даты и т.д.)). Исследования П.И.Зинченко иА.А.Смирнова подтвердили, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем намеренное, т.е. запоминание, включённое в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается.

И всё же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью, которая всегда носит избирательный характер.

После выполнения задачи запоминания материала необходимо его сохранить. Мозг человека хранит то, что запомнил и хранит более или менее длительное время. Сохранение может быть динамическим (в оперативной памяти) истатическим (в долговременной памяти). При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он подвергается переработке с приходом вновь поступающей информации.

О том, что информация сохранена в памяти, судят по двум процессам памяти – узнавание и воспроизведение. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия. Увидев движущуюся точку в небе, человек считает, что "это птица или самолёт", т.е. относит восприятие к одной из категорий (птица - летающие машины).

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминанию помогают вопросы.

Запомнив и сохранив в памяти материал, тем не менее он забывается со временем. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.

Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идёт медленно. Так, опыты Г.Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56%, в дальнейшем оно идёт медленнее.

Интересная закономерность подтверждена данными М.Н.Шардакова. Без повторения в первый день сохранилось в памяти 74%; через 3-4 дня - 66%; через 1 месяц - 58%; через 6 месяцев - 38%. При повторении в первый день удержалось в памяти 88%; через 3-4 дня - 84%; через 1 месяц - 70%; через 6 месяцев - 60%. Таким образом, при своевременной организации повторения материал удерживается в памяти значительно лучше.

Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями (взрослые лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами; школьники хорошо помнят материал, который их увлекает, и быстро забывают то, что их не интересует, поэтому важно у детей воспитывать познавательные интересы).

Cкорость забывания прямо зависит от объема материала и степени трудности его усвоения. Забывание выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания. То есть, трудная деятельность затормозила более легкую. Это необходимо учитывать при организации учебной работы: соблюдать перерывы в занятиях, чередовать учебные предметы так, чтобы между ними были значительные отличия (предметы трудные для усвоения ставить раньше, чем легкие).

Одна из основных задач психологии - измерить доступный человеку объём памяти, быстроту,с которой он может запомнить материал, ивремя,в течение которого он может удерживать этот материал.

Немецким психологом Г.Эббингаузом была разрешена задача измерения объёма памяти. Испытуемому предлагалось запомнить 10-12 бессмысленных слогов и отмечалось количество удержанных в памяти. Эббингауз принял это число за объём "чистой" памяти. Оказалось, что после первого чтения человек в среднем запоминает 5-7 отдельных элементов (люди с плохой памятью удерживают 4-5 элементов, с хорошей - 7-8).

Рассмотрим,какие же условия необходимы для прочного запоминания.

Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Доказано, что оно во много раз продуктивнее механического, которое неэкономно, требует многих повторений, механически заученный материал трудно припомнить к месту и ко времени.

Как же добиться осмысленного запоминания, при каких условиях?

Прежде всего - это выделение главных мыслей в изучаемом материале, затем их группированиев виде плана (обобщённый заголовок определённой части текста). Переход от одной части к следующим частям - это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов.

* Полезным приёмом осмысления материала является сравнение(нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и др.).

* Осмыслению материала помогает его конкретизация, пояснение общих положений, правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т.п.

* Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение - важнейшее условие овладения знаниями, умениями и навыками. Требования к повторению: должно быть активным и разнообразным (придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д.). В психологии известны два способа повторения: концентрированноеи распределённое. При первом способе материал заучивается в один приём, при втором - повторения отделены друг от друга промежутками времени. Второй способ экономит время и энергию, способствует более прочному усвоению знаний.

Распределённое повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные учителя повторяют учебный материал в течение целого года. Повторения особенно полезны в первые часы и дни после ознакомления с учебным материалом.

Рассмотрим, какие способы заучивания применяются в зависимости от характера материала. Психологии известны три способа заучивания:целостный (материал читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения), частичный (материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно),комбинированный (сочетание целостного и частичного: материал прочитывается целиком, выделяются трудные места и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком). Наиболее целесообразным является комбинированный. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное.

Итак, при заучивании связного текста лучше пользоваться комбинированным способом, частичный лучше применять при заучивании иностранных слов, географических названий. Небольшой по объёму и лёгкий текст можно заучивать целиком.

Успех запоминания обеспечивается также самоконтролем. При заучивании важно воспроизводить материал на всех этапах усвоения. Это помогает установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении.

Успех запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Существенную роль в развитии и совершенствовании памяти играет речь. Отсюда следующие выводы:

1. То, что выражается словами, запоминается легче и лучше; а еще лучше, если слово - не название, а понятие. Чем больше думать над материалом, чем активнее представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запомнится.

2. Если предмет запоминания - текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов способствует лучшему запоминанию. Текст в памяти в этом случае хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.

3. Сохранение и припоминание имеют свои особенности. Плохая память может быть больше связана с трудностями припоминания (сравните: найти книгу в библиотеке, или слова или цитаты в книге).

4. Чем богаче и разнообразнее стимулы - средства, которыи мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание.

5. Чем больше умственных усилий прилагается для придания информации целостной осмысленной структуры, тем легче она потом припоминается (структура типа “дерево”).

6. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, любые приемы, улучшающие внимание, улучшают и память.

7. Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные - препятствуют.

8. Улучшению восприятия материала способствует освоение техники “ускоренного” чтения (научиться быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это, сознательно пропуская все другое).

9. Способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запоминание.

10. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти (мнемотехнические средства).

Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движение и т.п.

Активное использование при запоминании и воспроизведении материала образного мышления:

а) мысленно связать запоминаемое с хорошо известным предметом, этот предмет далее связать с другим;

б) оба предмета в воображении соединить друг с другом в единый фантастический предмет;

в) мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет (позвонить - бросить письмо - взять книги в библиотеке).

Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации, имеет различную силу памяти, cкорость запоминания и воспроизведения, способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.

Индивидуальные различия памяти проявляются и в виде предъявления материала при запоминании: в зрительном (видеть), слуховом (слышать содержание текста) или двигательном предъявлении материала (заучивать или проговаривать заучиваемый материал). Чаще встречается смешанный тип памяти: слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Полезно запоминать учебный материал разными способами: прослушивая, читая, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и др.

Воспитанию положительных свойств памяти содействуют рационализация умственной и практической работы человека:порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и брать на вооружение более эффективные.

Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЗНАНИЕ - student2.ru

Рис.5. Структурно-логическая схема (СЛС) темы №4.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды знаний.

2. Какие два основных вида непосредственного знания различают?

3. Что такое внимание?

4. Назовите основные свойства внимания. Какие свойства тренируемы?

5. Назовите основные виды внимания. Какие способы развития внимания вы знаете?

6. В чем общее и различие между ощущением и восприятием?

7. Назовите виды и свойства ощущения.

8. Назовите сложные формы и свойства восприятия.

9. Назовите типы памяти. В чем их различие?

10. Какие виды памяти вы знаете? Какие из них развиты у всех, а какие- у профессионалов?

11. Какие процессы памяти вы знаете?

12. Какой процесс памяти характеризует «кривая ………» Г. Эббингауза? В чем ее суть?

13. Какие условия необходимы для прочного запоминания?

14. Как добиться осмысленного запоминания, при каких условиях?

15. Какую роль в развитии и совершенствовании памяти играет речь?

16. Как проявляется и чем отличается память у различных людей?

Рекомендуемая литература

1. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, с.118 - 151.

2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов. - СПб.: Питер. 2000, с.155-202. ил. (Серия «Учебник нового века»).

3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер,2002, с.163-234, 247-283, 354-373. ил. (Серия «Учебник нового века»).

4. Агафонов А.В.* Психология и педагогика: Тексты лекций. - М.: МГТУ ГА, 2000, с.13-31.

5. Агафонов А.В.* Психология и педагогика: Компьютерный психологический практикум (Пособие к практическим занятиям) - М.: МГТУ ГА, 2001. - 56 с.

Мыслительные операции.

Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстрагироваание, конкретизация и обобщение.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений (Пример: стол можно разложить на крышку стола, ножки, ящики, распорки и т.д.). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным(теоретическим).Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистичным (так, ребенок разбирает, ломает игрушку на отдельные части, никак не используя их дальше).

Синтез- это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. (При соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а машина, которая передвигается. При химическом соединении кислорода и водорода получается вода. И синтез, и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляются слоги, из слогов - слова, из слов - предложения).

Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями ил

Наши рекомендации