Тема 5. Личность как объект психологического познания в деятельности правоохранительных органов
Лекции – 4 ч.
Семинары – 2 ч.
Практические занятия – 4 ч.
Содержание темы
Проблема исследования личности при использовании различных моделей описания личности. Соотношение понятий «человек-индивид-личность-индивидуальность».
Психические свойства как психологическое ядро личности, его структура и взаимосвязь с другими психическими явлениями. Направленность личности и учет ее особенностей в профессионально значимых ситуациях. Характеристика потребностей. Мотивы. Мотивационные детерминанты правового поведения. Темперамент и особенности его влияния на формирование характерологических черт личности. Характер, критерии его оценки в профессионально значимых ситуациях. Акцентуации и их возможный криминогенно опасный характер проявления. Типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения в сфере правопорядка. Способности, их классификация и роль в обеспечении эффективной профессиональной деятельности.
Использование сотрудником полиции психологических знаний при определении целей, мотивов, потребностей, навыков, умений, других индивидуальных свойств личности.
Вопросы к семинару:
1. Понятие и характеристика личности, ее направленность.
2. Что такое потребность, мотив, мотивация?
3. Мотивационно-потребностная сфера личности.
4. Взаимосвязь темперамента и характера.
5. Влияние акцентуаций характера на выбор стратегии поведения.
6. Использование сотрудником полиции психологических знаний при оценке личности.
Доклад:
1. «Теории личности: З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни и др.».
2. «Психологическая характеристика криминальной личности».
3. «Учет особенностей направленности личности при решении сотрудником органов внутренних дел оперативно-служебных задач».
4. «Типология характерологических черт личности».
Цели семинарского занятия:
· иметь представление о сложности феномена личности и множественности ее научных определений, о влиянии биологического и социального факторов на становление и развитие личности; о направленности развития личности; динамизме личности; о психогенезе личности;
· знать этапы онтогенетического развития человека, структуру личности (по Платонову К.К., Ананьеву Б.Г.), характеристику структурных элементов, стадии социализации личности и их содержание; функции психологической структуры личности, сферы формирования личности; социально-психологические характеристики личности (роль, статус, позиция); критерии зрелости; критерии и поведенческие проявления личностного роста, автономность личности;
· уметь описать общую структуру личности с точки зрения роли биологических и социальных факторов ее становления; используя психодиагностические методики, определить уровень адаптивности личности и степень ее развития, локус-контроль, уровень притязаний; охарактеризовать личность исходя из степени ее автономности.
Методические указания по подготовке к семинару
Задания практического блока подготовки к занятиям:
1.Выполнить соответствующие теме занятия задания практикума «Психология».
2. В тетради создать терминологический словарь понятий, не раскрытых в лекции.
3. Составьте рекомендации для тех, кто нетерпимо относится к темпераментальным особенностям людей, с которыми приходится постоянно взаимодействовать.
Вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте разные взгляды на структуру личности.
2. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности.
3. В чем состоит суть концепции структуры личности К. К. Платонова?
4. Расскажите о структурном подходе А. Н. Леонтьева.
5. В чем состоит концепция развития личности Э. Эриксона?
6. Какие элементы в структуре личности можно скорректировать, а к каким можно только приспособиться?
7. Перечислите основные положения теории личности 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Роджерса, Г Айзенка, Г Олпорта, Дж. Келли, А. Бандуры и Дж. Роттера.
8. Что такое Я-концепция? Как происходит формирование Я-концепции индивида?
9. Дайте определение самооценки. Что отражает адекватная и неадекватная самооценка?
10. Какие функции выполняют «психологические защиты»?
11. Дайте характеристику каждому типу темперамента.
12. Как темперамент влияет на выполнение деятельности?
13. Что такое характер? Дайте характеристику основных типов характера
14. Что такое акцентуации характера? В чем состоят особенности различных типов акцентуаций характера?